Страны Северо-Западной Европы (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция; Бельгия, Ирландия, Люксембург, Нидерланды)




Основные тенденции и особенности развития региона: *Незначительная доля по количеству территории и населения в Европе, но играют важную роль в экономической и политической жизни мира; *Высочайший уровень индустриализации промышленности и интенсификации сельского хозяйства; *Расширение международного экономического сотрудничества, переориентация на внешний рынок, участие в интеграции Европы; *Сочетание конституционной монархии с широкой демократией (республики – в Ирландии, Исландии, Финляндии); *В многопартийной жизни ведущую роль играют социалистические партии.

Скандинавские страны (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция). Различия между ними: в размерах территории, количестве населения, экономическом потенциале, политическом устройстве. Сходство: географическое соседство, тесные хозяйственные связи, языковая и культурная близость, ускоренная индустриализация. Причины экономических успехов: 1)индустриализация; 2)добыча нефти и газа; 3)автоматизация, НТР; 4)высокие затраты на научно-исследовательскую работу; 5)постоянный рост расходов на образова-ние: ежегодно по 7-9% ВНП, высокий уровень квалификации рабочей силы; 6)интенсификация в сельском хозяйстве; 7)узкая специализация в международном разделении труда: Швеция и Финлян-дия – выпуск целлюлозно-бумажных товаров и мебели, Норвегия – морские перевозки стран Запада, Дания – рыбные изделия и рыбная мука. Интеграция: в 1952 г. создана консультативная организация Северный Совет; в 1971 г. – Северный Со-вет министров (экономики, социальной политики, культуры); в 1976 г. – Северный инвестиционный банк; в 1957 г. в ЕЭС вступила Дания, в 1995 г. – Швеция и Финляндия.

«Шведская модель социализма». В 1951 г. во Франкфурте-на-Майне (ФРГ) была принята декларация Социалистического Интер-национала. Входящие в него партии объявили свою цель – построение «демократического социализ-ма». В его основе лежит концепция мирного перерастания капитализма в социализм – без социаль-ной революции, диктатуры пролетариата и руководящей роли марксистско-ленинского учения. Ко-нечная задача – это построение всесторонне развитого общества всеобщего благоденствия с устойчи-вой экономикой, высоким жизненным уровнем и социальной защищённостью населения. Считается, что из всех стран Западной Европы дальше всего по этому пути продвинулась Швеция, и правящая там социал-демократическая партия первой объявила о построении у себя «демократического соци-ализма». Лэйф Бьёрк в «Литературной газете» №15 от 11.04.1990 г. стр. 14 писал: «Ваш советский социа-лизм всегда светил ярче и двигал сильней, зато наш, шведский, больше согревал…» 3 принципа шведской модели социализма: 1)полная занятость населения (в Швеции самая вы-сокая в мире занятость и самая низкая безработица); 2)справедливое распределение благ; 3)обеспе-чение наименьшей дифференциации (разницы) в доходах благодаря: а)прогрессивным налогам (чем больше зарабатываешь, тем больше платишь); налоги очень большие 9подоходный налог соста-вляет 30%, а зарабатывающие в год свыше 30 тысяч долларов платят ещё 20% налога, но возвраща-ются назад благодаря пособиям (например, семьи со средними доходами получают пособие на жильё), бесплатному образованию, медицине и т.д.; б)политике солидарной зарплаты (все рабочие получают одинаковую зарплату за одинаковый труд). В Швеции у всех одинаковые билеты на автобус – скидок нет даже для пенсионеров. По зако-ну инвалиды могут рассчитывать на пособие, но НИКАКИХ ЛЬГОТ! На пенсию как мужчины, так и женщины отправляются в 65 лет. Общество построено не на льготах, а на равенстве. В стране нет элитарных школ. 9-летнее образование обязательно для всех детей с 6-7 лет. Оценки не выставляются до второго полугодия 8 класса - чтобы не травмировать психику ребёнка. Основными предметами считаются шведский, английский язык и математика. В конце 9 класса про-водится единая по всей стране обязательная контрольная работа по каждому из этих предметов. Обучение в школе бесплатное. Школы обеспечивают детей бесплатными учебниками, школьными принадлежностями, обедами и школьным транспортом. Если учение плохо учится – ему выдадут справку, а не аттестат. Более 95% выпускников 9-летних школ продолжают обучение в гимназиях (что занимает 3 года), в которых получают как профессиональную подготовку, так и теоретическое обра-зование. Остальные продолжают обучение в высшей средней школе. Затем желающие поступают в ВУЗы – без экзаменов, по конкурсу аттестатов. Обучение строится на «проблемах», то есть ученикам и студентам задаётся проблема, и они должны с ней справиться.

Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Их союз сложился ещё в годы Второй мировой войны. В 1947 г. они создали первый в Европе таможенный союз. В 1958 г. заключили договор о свободном (бестаможенном) перемещении лиц, товаров и капиталов; проведении согласованной внутренней экономической и внешней политики. Предпосылки союза6 1)традиционные политические и культурные связи; 2)схожие между со-бой отрасли производства; 3)расположение на перекрёстке главных европейских торговых путей; 4)усиление позиций на международной арене. Экономическое развитие – стабильность, применение достижений НТР, введение узкой специ- ализации. Политическая жизнь – сочетание конституционной монархии, республики, парламентской де-мократии и многопартийности. Ведущие позиции – у социалистов и христианских демократов. НО существуют разногласия по национальным и языковым вопросам: в Бельгии проживают франкоязы-чные валлоны, немцы, фламандцы, использующие голландский язык. Участие в интеграции в Европе.

ИСПАНИЯ. В 1936-1939 г.г. была гражданская война, в результате которой к власти пришёл генерал Фран-ко. В годы Второй мировой войны Франко объявил формальный нейтралитет, но в составе нацист-ских войск воевала испанская «Голубая дивизия» (название – по цвету формы). 1 августа 1945 г. на Потсдамской конференции было решено не принимать Испанию в ООН и ввести против неё экономи-ческие и политические санкции. Испания не получила помощи по «плану Маршалла». После реко-мендации Генеральной Ассамблеи ООН, многие страны разорвали дипломатические и торговые от-ношения с Испанией. Начало «холодной войны» привело к заключению в 1953 г. военного пакта Ис-пании с США. Вскоре была отменена резолюция Генеральной Ассамблеи ООН. С уходом в прошлое международной изоляции улучшилось и экономическое положение страны. В Испанию устремился французский и американский капитал. В 1960-е годы Испания стала индустриально-аграрным госу-дарством. По темпам промышленного развития она уступала только Японии. В 1970-е годы страну охватил экономический кризис. В 1975 г., после смерти Франко (25.11.1975), начался мирный переход от авторитарной власти к демократии. Окончательный демонтаж франкистской диктатуры был закреплён принятием на ре-ферендуме 1978 г. новой демократической Конституции, объявившей Испанию конституционной мо-нархией. Главой государства стал король Хуан Карлос I Бурбон (1938 года рождения), внук свергнуто-го революцией 1931 г. короля Альфонса XIII. Франко назначил Хуана Карлоса своим преемником ещё в 1947 г. В 1986 г. Испания вступила в ЕЭС и на референдуме о сохранении членства в НАТО (вступила в 1982 г.) 52,5% избирателей проголосовали «за». Законодательно-совещательным органом является двухпалатный парламент КОРТЕСЫ, со-стоящий из нижней палаты – конгресса депутатов (350 человек) и верхней – сената (208 человек). В состав Испании входит 17 автономных областей, имеющих собственное правительство и парламент: Каталония, Страна Басков, Галисия, Андалусия, Валенсия и др. В октябре 2017 г. в Каталонии повторились события, как ранее в Донбассе в 2014 г. Оба регио-на являлись экономическими лидерами в своих государствах, оба с обособленной историей и куль-турой. И Донбасс, и Каталония в определённый момент стали добиваться увеличения своих полномо-чий в экономической и гуманитарной сферах и, получив отказ, начали борьбу за независимость от центрального правительства. Но есть и существенные отличия: 1)отношение элит к народному дви-жению за суверенитет (наши руководители в основном перекинулись на сторону киевского режима, а у них стали на сторону народа); 2)новые лидеры ДНР и ЛНР добились независимости от Киева (у нас есть собственная армия, органы власти, экономическая и финансовая системы), а официальные руко-водители Каталонии (глава каталонского женералитета Карлес Пучдемон и др.) не проявили требуе-мой решимости, чем застопорили процесс отделения автономии от Испании; 3)у нас была помощь России, а им приходилось рассчитывать только на собственные силы. 1 октября 2017 г. состоялся ре-ферендум по вопросу о независимости. 90% избирателей, из принявших участие в референдуме бо-лее 2 млн. человек, высказались за независимость. В противостоянии с присланными Мадридом си-ловиками пострадали около тысячи человек, получив увечья разной степени тяжести. 27 октября за-конодательный орган Каталонии принял резолюцию о провозглашении независимости от Испании. В голосовании приняли участие 82 депутата из 135, из них 70 поддержали документ. Испанское прави-тельство заявило о «незаконности» такого решения, а сенат Испании постановил ввести прямое пра-вление Мадрида в Каталонии. Но каталонские силовики перешли на сторону народа. Руководители ЕС пригрозили: «Референдум незаконен, и в случае имплементации его результатов Каталония поки-нет не только Испанию, но и Евросоюз со всеми вытекающими последствиями – вроде запрета про-давать товары на европейском рынке». Таким образом, как и в ситуации с Крымом и Донбассом, ев-ропейские лидеры остаются демократами только на словах. А Мадриду удалось подчинить себе мя-тежную территорию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: