В основе пневматического транспортирования шлака и золы лежит способность к перемещению сыпучих материалов в потоке газов при достаточной их скорости. Система пневматического шлакозолоудаления может быть нагнетательной, всасывающей и комбинированной.
При всасывающей системе шлак и зола транспортируются под разрежением, создаваемым вакуумным насосом или паровым инжектором, в струе подсасываемого воздуха.
В нагнетательной системе транспортировка шлака и золы осуществляется в потоке сжатого воздуха, подаваемого от компрессора (под давлением).
В комбинированных схемах сочетаются принципы работы всасывающей и нагнетательной систем, при этом шлак и зола забираются по схеме всасывающей системы, а транспортирование их к потребителю (например, на завод строительных материалов) осуществляется по схеме нагнетательной системы.
Для пневматического транспортирования шлака и золы от паровых и водогрейных котлов обычно применяется всасывающая система. При этом расстояние до разгрузочной станции не должно превышать 200 м.
На рис. 13.2 показано пневматическое шлакозолоудаление, выполненное по всасывающей схеме. Так как при этом вся трасса золопроводов находится под разрежением, пыление по всему тракту транспортирования шлака и золы отсутствует.
Шлак предварительно измельчают в валковых дробилках до кусков размером около 20 мм. Транспортирование шлака и золы осуществляется в сухом виде, причем забор в систему ведется только из одной точки. Для полного удаления шлака и золы поочередно включаются в работу все заборные устройства, присоединенные к пневмосистеме.
Основными элементами пневматической системы шлакозолоудаления являются шлаковые дробилки, золоприемные устройства, золопроводы, вакуумная установка и золоосадительная станция. Золоосадительная станция состоит из осадительной камеры 11, двух последовательно включенных циклонов 10(на рис. 13.2 условно показан один циклон) и бункера 13 для сбора шлака и золы.
Шлак после открытия затвора в нижней части шлакового бункера 1 поступает через шлакодробилку 2 в горизонтальную всасывающую насадку 3. Одновременно в насадку 3 по причине разрежения в системе засасывается атмосферный воздух, который подхватывает из насадки шлак и транспортирует его по шлакозоло-проводу в осадительную камеру 11.Воздух после очистки от взвешенных частиц в осадительной камере и двух последовательно включенных циклонах 10 выбрасывается эжектором 9 в дымовую трубу или через специальную трубу в атмосферу.
После удаления шлака насадка 3 отключается запорным краном 6. Зола уноса, уловленная в золоуловителе, находящемся в золовом бункере 4, после открытия своего крана 6 поступает в насадку для приема золы 5, подхватывается воздухом и транспортируется по шлакозолопроводу в золоосадительную станцию.
Зола, скапливающаяся в газоходе, всасывается в золопровод через телескопическую насадку 8, Шлак и зола, поступающие из осадительных устройств, собираются в бункер 13, из которого их вывозят автомобильным или железнодорожным транспортом.
Трубопроводы для пневмотранспорта шлака и золы подвергаются изнашивающим нагрузкам при контакте с потоком золы и шлака, их следует выполнять из износоустойчивых сталей.
Основными достоинствами системы пневматического шлакозолоудаления являются:
Ø транспортирование и выдача материала в сухом виде,
Ø герметичность системы,
Ø простота сооружения и небольшие габариты,
Ø возможность транспортирования шлака и золы на достаточно большие расстояния.
Основным недостатком системы является:
Ø заметный износ трубопроводов, т.е. в процессе эксплуатации отдельные элементы системы необходимо заменять,
Ø несколько больший, чем в механических системах, расход энергии на дробление шлака и использование пара
Пневмошлакозолоудаление применяют для котельных установок малой производительности при нецелесообразности устройства гидрозолоудаления, а также в случае необходимости получения сухих шлака и золы по условиям их дальнейшего использования