Тема занятия: «Мои колючки»
Цель: Формирование понимания у обучающихся своих качеств и развитие рефлексии.
Задачи:
- Развивать умение соблюдать ритуалы приветствия и прощания
- Развивать умение уважительного отношения к взрослым и ровесникам
- Развивать умение работать в группе, сотрудничать.
- Познакомить обучающих с такими понятиями, как «плохие» качеств человека
- Развивать адекватное отношения к своим качествам.
- Познакомить обучающихся с методами проработки негативных качеств человека.
Тип занятия: коррекционно – развивающее.
Формы работы обучающихся: групповая
Технологии: игровые, информационно – коммуникативные, здоровьесберегающие технологии.
Методы обучения:
1. наглядные (демонстрация карточек – рисунков, настоящего кактуса).
2. Словесные (инструктаж).
3. Практические (практические задания).
Необходимое техническое оборудование: Карточки с различными изображениями: фруктов, погоды, цветов; Магнитная доска, маркеры, картинка с изображением кактуса без колючек. Картинки со словами – высказываниями, настоящий кактус, искусственные цветы. Папка с заранее заготовленными в ней надписями с различными «колючками» кактуса в виде колючек. Стулья по количеству обучающихся. Магнит и магнитная доска. Бумага А4, клей, цветные карандаши, ручки.
Базовые учебные действия:
Личностные учебные действия:
1. Умение адекватно использовать принятые социальные ритуалы Л 5.2
Коммуникативные учебные действия:
1. Вступает в контакт со сверстниками К1.1
2. Вступает в контакт с педагогом К 1.2
3. Поддерживает коммуникацию К1.3
4. Умеет отвечать на вопросы по теме общения К 1.5
5. Слушать собеседника, вступает в диалог и поддерживает его К 3
6. Соблюдает субординацию К 4.1
7. Использует разные речевые высказывания К 4.2
8. Принимает чужое мнение К 6.1
9. Владеет навыками получения информации из печатных источников К 7.4
Регулятивные учебные действия:
1. Принимает цели и задачи Р 1.1
2. Умение работать в группе, сотрудничать Р 1.3
3. Умение удерживать инструкцию Р 2.3
4. Умение воспроизводить последовательность действий Р 2.4
Познавательные учебные действия:
1. Использовать логических действий П.2
Дидактическая структура занятия:
Этап занятия | Длительность этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Используемый дидактический и наглядный материал | Деятельность педагога - психолога | Деятельность обучающихся | Базовые учебные действия, формируемые на занятии | ||
1.Организационный момент Упражнение «На что похоже мое настроение» | 3 мин | Карточки с различными изображениями: фруктов, погоды, цветов. | Педагог – психолог предлагает детям пройти на свои места. Педагог обращает внимание на заранее разложенные карточки с различными изображениями (погода, цвета, фрукты) и предлагает им выбрать серию карточек изображающих то настроение, которое у них сейчас присутствует. После выбора изображений, педагог обсуждает настроение каждого и ту карточку, которые они выбрали. | Обучающиеся здороваются с педагогом и присутствующими, и проходят на свои места и присаживаются. Дети видят на столе карточки с различными изображениями и выбирают, те из них, которые подходят именно им, в данный момент времени. «Я похож на ананас – такой же солнечный», «Мой цвет настроения – желтый потому, что у меня хорошее настроение». | Вступать в контакт и работать в коллективе. Вступать в контакт с педагогом. Умение соблюдать субординацию. Поддерживать коммуникацию. Умение отвечать на вопросы по теме общения. |
2. Основная часть Работа со сказкой «Чудо - кактус» (начало - вступление) | мин | Магнитная доска, маркеры, Картинка с изображением кактуса, картинки со словами – высказываниями, картинки с качествами кактуса в виде колючек в конверте. Изображение других кактусят вдалеке. Магниты. | Педагог объявляет тему сегодняшнего занятия «Мои колючки». Педагог – психолог рассказывает детям сказку. «Ребята, предлагаю начать наше занятие со сказки, ваша задача внимательно слушайте ее». Сначала педагог прикрепляет название страны «Кактус - лэнд», затем по ходу сказки прикрепляет жителей этой страны (кактусов больших и маленьких). «В одной прекрасной стране под названием Кактус – лэнд жили кактусы. Жили обычной жизнью, большие кактусы ходили на работу, отправляли маленьких кактусят в школу. Маленькие кактусы были очень дружелюбные, они играли, занимались спортом, смотрели мультфильмы и фильмы…., но больше всего на свете они любили дружить друг с другом и заводить новые знакомства. Однако был в этой стране кактус, которого прозвали «Дерущейся Злюкой». Он тоже ходил в школу, но кактусята его боялись. В свое время, когда он только пришел в школу, кактусята мечтали с ним подружиться, но за тем он стал им грубо отвечать, говорил обидные слова, дрался, толкался, поэтому кактусята обходили его стороной и предупреждали об этом всех других: «Не ходите этой дорогой, там Дерущаяся злюка», «Дерущаяся злюка опять будет обзываться»…. Педагог достает конверт, в котором перечислены «колючки» качества Кактуса: дерется, говорит обидные слова, толкается, грубо отвечает. Предлагает прочесть ребятам эти качества и прикрепить на доску к кактусу в виде колючек. Обращается к детям «Как вы думаете почему другие кактусята не хотят с ним дружить? Почему они избегают его. Почему предупреждают других о нем?» | Обучающиеся слушают тему занятия. Обучающиеся внимательно слушают сказку и наблюдают за педагогом. Дети подходят к доске, каждый из них зачитывает качества, которые были в конверте и прикрепляют на доску рядом с кактусом в виде колючек, с помощью магнитов. Обучающиеся рассуждают: «А кто же захочет дружить с тем, кто дерется», «Он обзывается, а это обидно»… | Вступать в контакт и работать в коллективе. Вступать в контакт с педагогом. Поддерживать коммуникацию. Слушать собеседника. Принимать цели и задачи. Умение работать в группе, сотрудничать. Умение отвечать на вопросы по теме общения Слушать собеседника, вступать в диалог. Владеть навыками полученной информации из печатных источников. Использовать разные речевые высказывания. |
Динамическая пауза | 5 мин | Подушки | Педагог – обращается к детям «А как можно справиться со своими колючками?». Давайте я вас научу, как можно справиться со своими колючками и мы вместе сделаем несколько упражнений. Иметь колючки это нормально, испытывать отрицательные эмоции, это тоже нормально, мы не роботы, но нужно помнить, что мы можем найти способ справиться с ними, давайте я вас сейчас научу, как это можно сделать» «Ребята я вам предлагаю встать со стульев, педагог предлагает взять подушки и побить подушку руками, чтобы выплеснуть тот гнев, который у вас накопился ». «Чтобы не отвечать на грубость другому человеку можно посчитать до 10, плавно и ровно дыша. При этом мы с вами будем ходить по комнате, на вдохе мы считаем раз, на выдохе два и так далее» Ребята вы поняли, что есть способы с помощью которых можно справиться со своими внутренними «колючками». Какое упражнение вам понравилось больше. Какое упражнение вы бы рекомендовали для кактуса? | Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос педагога: «Не драться», «Не обзываться», «Промолчать», «Попробовать ». Ребята встают и возле доски выполняют предложенные упражнения педагогом. «Я бы предложил кактусу упражнение со счетом до 10, пока считал перестал злиться». «Бить подушки, очень помогло, все силы ушли на подушку, а не других людей - кактусят». | Умение работать в группе, сотрудничать. Умение удерживать инструкцию. |
Упражнение «Избавление от колючек» Упражнение «Цветущий кактус» Работа со сказкой (завершение истории) | 19 мин | Блокнот Шариковая ручка Листы с изображением кактуса – его силуэтом. Цветные карандаши. Вырезанные цветы. Клей. Шариковые ручки. | Педагог предлагает ребятам вернуться к главному герою и его жителям «Ребята, ну как же нам можно помочь нашему герою? Ведь совсем одному, без друзей жить плохо. Вы когда – нибудь были на месте «Кактусят» или главного героя Кактуса»? Ребята я предлагаю вам научить кактуса упражнениям, которые позволят ему справляться со своими колючками. Одно упражнение минус одна колючка. Давайте сделаем его не таким колючим. Давайте научим кактуса? Упражнение «Можно подумать о чем – то хорошем в момент, когда хочется грубо ответить кому - то». Это получается не сразу, но тренируясь можно добиться отличных результатов. Предлагаю вам убрать колючку у кактуса «Грубо отвечает». Ребята я верю, в то, что у кактуса с нашей помощью получится избавиться от всех его колючек. Упражнение «Блокнот» можно записать в блокнот обидные слова, которыми хочешь назвать человека и найти для этого слова, другое противоположное. Порекомендуйте, сами какое – то упражнение или дайте совет, как можно научить кактуса не драться, как помочь ему избиваться от этих колючек? А может у Кактуса и кактусят много общего, может они все любят рисовать или у них есть общие увлечения? Педагог предлагает вспомнить упражнения, которые дети делали ранее, может и они подают кактусу. Педагог достает настоящий кактус, который зацвел и сообщает: «После того как наш кактус избавился от своих колючек, он стал добрым и захотел дружить с другими кактусятами и неожиданным образом на нем стали появляться цветы», педагог показывает настоящий кактус. Сейчас я предлагаю вам на заранее заготовленных шаблонах раскрасить ваш кактус, сделать его таким каким вы его видите. После чего вы выбираете вырезанные цветы, которые лежат рядом и приклеиваете его на кактус, а на самом цветке, пишите то упражнение, которое поможет в дальнейшем кактусу справляться со своими колючками, если вдруг он захочет их показать или тот совет, который вы назвали ранее. После того как ребята закончили свои картины, педагог предлагает рассказать и показать кактус, который у них получился и какие упражнения они рекомендуют кактусу. Педагог рассказывает окончание сказки «Теперь в Кактус – лэнд все жили дружно и кактуса больше не обзывали Дерущейся Злюкой, теперь его называли Чудо – Кактус, потому, что он сумел справиться со своими колючками». | Дети внимательно слушают педагога, предлагают свои пути решения для Кактуса «Можно отдать его на секцию или на плавание». Дети отвечают, что прекрасно понимают и кактуса и кактусят, как как тоже были в этих ролях, тоже дрались и обзывались и их обзывали и чувствовал они себя не приятно. Обучающиеся, внимательно слушают педагога. Дети, следуя инструкции педагога выполняют одно упражнение, затем другое и убирают следующую колючку. Так выполнив все упражнения, обучающиеся убрали все колючки. Тем самым помогли кактусу избавиться от его «колючек». Обучающиеся выполняют задание педагога – психолога и рисуют (раскрашивают) кактус. На листах (цветочках) они пишут упражнения «Лист гнева», «Подушки», «Посчитать до 10», «Подумать о хорошем»….. и приклеивают на лист. После того как работа выполнена они презентуют свои цветущие кактусы. Обучающиеся внимательно слушают окончание сказки. | Умение воспринимать последовательность действий. Умение удерживать инструкцию Использование логических действий Умение работать в группе, сотрудничать. Умение отвечать на вопросы по теме общения. Слушать собеседника. Умение адекватно использовать принятые социальные ритуалы. |
4.Подведение итогов | 3 мин | Работы выполненные обучающимися | Педагог подводит итог «Сегодня на занятии мы научились узнавать свои колючки (качества) и с помощью данных ранее упражнений убирать иголочки», мы помогли кактусу обрести друзей и научили его справляться с его «колючками» он нашел друзей и это отлично. Запомните, что даже если у вас есть «колючки» это не плохо, но вы должны уметь справляться с ними, чтобы не навредить окружающим и в первую очередь себе. Что вам понравилось сегодня больше всего, чему вы научилась. | Обучабщиеся внимательно слушают педагога и отвечабт на его вопрос: «Сегодня мы узнали, что существуют качества, которые могут отталкивать людей от нас, если они вредят им и причиняют боль», «мы научились упражнениям, которые помогут нам справиться с этими колючками». Дети покидаю кабинет, прощаясь с присутствующими «До свидания всем». | Вступать в контакт со сверстниками и педагогом. Умение отвечать на вопросы по теме общения. Принимать чужое мнение. Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его. |