Возраст детей: старшая группа




Технологическая карта

«Совместная познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»

Форма совместной деятельности, объект и предмет исследования Познавательно-исследовательская деятельность: Объект исследования: метеорит Предмет исследования: как образуется и какой вред несёт планете  
Форма организации (индивидуальная или подгрупповая)
Цель воспитателя Познакомить детей методами исследования на примере изучения метеоритов посредством технологии исследовательского обучения дошкольников
Цель детей Овладеть исследовательскими методами. Получить как можно больше сведений о солнечной системе и подготовить рассказ об объекте исследования («доклад»)
Образовательные области Задачи воспитателя
Познавательное развитие Создать условия для: - расширения кругозора детей о метеоритах используя методы исследования, опыты и эксперименты; - развития познавательной активности, наблюдательности и любознательности; - поддержки интереса к решению проблемных задач в исследовательской деятельности; - развивать умение фиксировать наблюдения для установления причинно-следственных связей.
Речевое развитие Создать условия для: - развития монологической речи детей (выдвижении предположений, «гипотез»), диалогической речи (ведение дискуссии в ходе исследовательской деятельности); - активизации обогащения словаря детей «научными терминами».
Социально-коммуникативное Создать условия для: - развития свободного общения со взрослыми и сверстниками в процессе проведения исследования, умение выслушивать мнение товарищей; - воспитания доброжелательности.
Физическое развитие Создать условия для: - формирования первоначальных знаний о метеоритах и их вреде при попадании на планеты солнечной системы
Оборудование и материалы Карточки с символическими изображениями «тем» и «методов исследования»; табло «Модель трех вопросов»; маркеры, магнитики, смайлики. Подборка информационного материала: иллюстрация с изображением солнечной системы, метеоритов и метеоритных кратеров Лабораторный набор для исследования: поднос, мука и камни для опыта «Метеоритные кратеры»

По теме исследования «Метеориты»

Возраст детей: старшая группа

1.Этапы Исследования (временной отрезок), виды деятельности 2.Описание деятельности педагога 3.Деятельность воспитанников 4.Технологии, методы, приемы 5.Планируемый результат
Предварительная работа   Просмотр с детьми познавательного мультфильма «Солнечная система» https://youtu.be/mNyxZ0fa7Aw   Воспитатель интересуется у детей, хотели бы они почувствовать себя роли исследователей и изучить некоторые явления, происходящие в солнечной системе. На магнитной доске висит иллюстрация «Солнечная система»   Рассматривают карты - символы: выбирают тему исследования, выражают готовность взять на себя роль исследователей.     Беседа, вопросы Заинтересован-ность детей предстоящей темой исследования.
Ход тренировочного занятия
I этап Вводный «Мотивационно-побудительный» (3 мин.) Создание атмосферы психологической безопасности, эмоциональной поддержки для каждого ребенка Стук в дверь, воспитатель заглядывает за дверь, а там лежит письмо. - Ребята, кто же нам письмо прислал? - Давайте откроем и прочитаем: «Здравствуйте всем. Пишут вам Белка и Стрелка. Мы полетели в космос, чтобы изучить влияние солнца на нашу планету. Но попали под метеоритный дождь. Наш корабль сломался. Мы не можем вернуться на Землю. Помогите нам. Будьте аккуратны» - Ребята, поможем Белке и Стрелке вернуться обратно? - На чём же мы полетим космос? (ракета) - Откуда совершают свои взлеты ракеты? (космодром) - Что нужно надеть, чтобы стать настоящим космонавтом? (скафандр)   Слушают педагога, отвечают на вопросы.   Проявляют заинтересованность.     Организационный момент: письмо от Белки и Стрелки       Эмоциональный настрой и мотивация на совместную исследовательскую деятельность.
II этап Основной (18-22 мин.) Работа с табло «Модель трех вопросов» идет на протяжении всего тренировочного занятия. Педагог фиксирует с помощью пиктограмм и карточек исследовательский процесс детей на ТАБЛО.   - Ребята, пока мы летим на помощь Белке и Стрелке, я предлагаю вам узнать больше о космосе и метеоритах.   Работа с табло «Модель трех вопросов» «Что мы знаем?» - Что находится в космосе? - Слышали ли вы что-то о метеоритах? Что это такое? - Как вы думаете, есть ли опасность от метеоритов для нашей планеты?   Предъявление карточек-символов «методы исследования» «Что хотим узнать?» - откуда появляется метеорит - какой вред наносит планетам     «Что сделать, чтобы узнать?» Просмотр видео Что такое метеорит? - Развивающие мультфильмы Познавака (3 серия, 1 сезон) - поиск Яндекса по видео (yandex.ru) Проведение опыта – эксперимента «Метеоритные кратеры». На столе лежит поднос. На него насыпается мука. - Ребята, представьте, что это поверхность планеты. Камень это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скорость и ударяется о поверхность планеты. - Попробуйте сами бросить камень. Что получается? На поверхности образуются ямы, их называют кратеры. - Почему это происходит? Метеорит тяжелый, летит с огромной скоростью и врезается в поверхность планеты. - Почему одни ямки больше, другие меньше? Размер кратера зависит от размера метеорита. - Что будет если метеорит упадет на Землю? Если метеориты будут маленькие, то они нанесут небольшой вред, например, могут побить стекла, крыши домов. А если метеорит большого размера упадёт не где то в поле, а например, на дома, или электростанции, то беды не избежать.     Вывод: с помощью просмотра видео и опыта мы выяснили, что метеориты представляют собой космические обломки астероидов, летят к планетам с огромной скоростью, планета земля защищена от их падения атмосферой, в которой они сгорают, отсюда можно увидеть светящиеся падающие «звезды». Если метеорит всё таки упадет на планету, то появится кратер, размер кратера зависит от размера метеорита. Упавший метеорит может навредить планете, людям на ней живущим, сломать здания, сооружения. А если он упадёт на такие важные объекты, как электростанции, военные базы, атомные станции то случиться огромная катастрофа.   Дети делятся своим знаниями из личного опыта.   Рассматривают карточки «методы исследования». Расшифровывают карточки-символы.     Дети составляют план исследования объекта.   Делают предположения, спрашивают у взрослых.   Дети выдвигают различные мнения. В итоге, мнения детей разошлись.     Проведение опыта-эксперимента для поиска ответа. Делают выводы.     Приём моделирования: работа с табло «Модель трех вопросов» с использованием карточек «методы исследования».   Беседа из личного опыта детей   Вопросы поискового характера.   Приём создания проблемной ситуации   Приём умственных действий-аналогий   Прием интервью   Демонстрация опыта Наблюдение, практические действия по изучению объекта (с использование муки и камней).   С помощью пиктограмм на табло записывается выявленный опыт детских наблюдений. Выдвижение гипотезы   Формирование первичных представлений о методах исследовательской деятельности     Закрепление знаний о внешних признаках объекта.   Овладение умениями работать по составленному плану.   Способность самостоятельно действовать по заданию воспитателя.   Развитие наблюдательности, любознательности. Развитие умения делать умозаключения.   Обогащение словаря «научной терминологией»   Активизация познавательного интереса Развитие связной речи Систематизация имеющихся знаний и приобретение новых знаний о свойства, качествах и характеристиках объекта.
III Итоговый Рефлексия (4 -5 -мин.) Подведение итогов исследования Формирование элементарных навыков самооценки   Давайте расскажем, что же нового мы узнали об метеорите А чтобы рассказ был полный, можно опираться на табло. -Кто начнёт? -«Доклад ребенка»: К нам в группу пришло письмо от Белки и Стрелки. Они просили о помощи. Их ракета попала под метеоритный дождь. Пока мы летели, чтобы забрать их на Землю, мы узнали подробнее про метеориты. Метеориты появляются в результате столкновения астероидов, это осколки. Они летят с большой скоростью. Могут упасть на планету. Тогда образуется кратер. Если метеорит упадет на нашу планету, то он может попасть в дома, людей, поля. Мне понравилось наше путешествие. - Давайте каждый из вас оценит свою исследовательскую работу, выбрав свой смайлик. - Объясните, что было трудно? - Какой опыт понравился и почему? -Спасибо, за сотрудничество, вы сегодня были настоящими исследователями.   Дети обобщают знания и рассказывают об объекте исследования.   Проводят самооценку своей деятельности.   «Доклад ребенка»: обобщение полученных знаний с опорой на табло   Приём организации рефлексии «Мой смайлик»   Составление ребенком или детьми описательного рассказа.     Проявление эмоционального отношения к результатам своей исследовательской работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: