Диагностика уровня духовно – нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста




Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ 1, г. Чайковский, в период с 26.11 по 30. 11. 2018 года. Выборка составила 20 детей, обучающихся в 3Д классе.

Цель исследования – выявить уровень духовно – нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста.

В качестве метода исследования уровня духовно – нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста была выбрана диагностика духовно-нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой. Данная диагностика отражает пять основных показателей духовно – нравственной воспитанности школьника:

- Отношение к обществу, патриотизм;

- Отношение к умственному труду;

- Отношение к физическому труду;

- Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности);

- Саморегуляция личности (самодисциплина).

По каждому показателю М.И. Шиловой были сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю выставлялись после наблюдения за детьми и с помощью классного руководителя.

Полученные в ходе диагностики баллы суммировались по каждому показателю и делились на два (средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносились в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммировались. Полученное числовое значение определяло уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика.

Критерии оценки:

- Невоспитанность (от 0 до 10 баллов);

- Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов);

- Средний уровень воспитанности (от 21 до 31 баллов);

- Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов).

Рассмотрим результаты диагностики по пяти основным показателям духовно – нравственной воспитанности школьника. Полученные результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок 2 – результаты диагностики по основным показателям духовно – нравственной воспитанности

Качественный анализ результатов по каждому показателю:

Отношение к обществу: данный показатель характеризовался следующими критериями – отношение к природе, гордость за свою страну, служение своим силам, забота о школе. У большинства опрошенных детей данный показатель проявляется в достаточной мере (50%).

В данном направлении необходимо обратить внимание на повышение чувства долга и ответственности у тех воспитанников, которые показали низкие результаты (15%). Эти воспитанники в силу своих индивидуальных особенностей (забывчивости, рассеянности и т.п.) требуют четкого и последовательного инструктажа действий, контроля над выполнением поручения. Так же стоит обратить особое внимание на воспитательную работу по повышению бережливости у тех детей, у которых данные критерии слабо проявляются (10%).

Отношение к умственному труду характеризуется следующими критериями: познавательная активность, стремление реализовать свои интеллектуальные способности, саморазвитие, организованность в учении.

У 15% опрошенных детей ярко проявляются такие качества как, активность, любознательность, дети всегда с старанием работают на уроки, проявляют заинтересованность учебным процессом. У большинства детей 3 класса сложилось нейтральное отношение у умственному труду. Эти дети не достаточно активны на занятиях, не стремятся получать новые знания, но при этом они исполнительны.

Отношение к физическому труду характеризуется следующими показателями: инициативность, самостоятельность, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда.

Дисциплинированность в классе имеет средний уровень. Некоторым детям требуется контроль со стороны взрослых, четкий инструктаж, напоминание о нормах и правилах поведения.

Отношение к общественному труду у большинства детей (40%) положительное. Но при этом имеются дети которые в силу индивидуальных особенностей, нуждаются в контроле и четком инструктаже, поскольку очень импульсивны и рассеяны. Трое воспитанников стараются избежать трудовых дел, дежурства, не проявляют инициативы.

Отношение к людям характеризуется следующими критериями: уважительное отношение к старшим, дружелюбное отношение к сверстникам, милосердие, честность в отношениях с товарищами и взрослыми.

Серьезная проблема в группе у большинства детей – это честность и правдивость. Некоторые дети при совершении проступка не признаются, даже если уличены непосредственно при совершении. У одного ребенка наблюдается проявление неадекватной реакции – плач, крик, агрессия.

Отношение к себе характеризуется следующими критериями: самообладание и сила воли, самоуважение, соблюдение правил культуры поведения, организованность и пунктуальность, требовательность к себе.

У большинства детей эти критерии проявляются не в полной мере (40%). Некоторые дети (20%) проявляют самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других, соблюдают правила культуры поведения, своевременно и качественно выполняет любое дело, требовательны к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках.

Общие результаты диагностики были представлены в таблице 1, и на рисунке 2.

Таблица 1

Диагностика уровня духовно – нравственной воспитанности младших школьников

№ п/п Средний балл по всем показателям Уровень духовно – нравственного воспитания
Арина А. 22 балла Средний уровень
Леонид А. 5 баллов Невоспитанность
Стефания А. 15 баллов Низкий уровень
Самира А. 26 баллов Средний уровень
Степан Б. 33 балла Высокий уровень
Аркадий Б. 8 баллов Невоспитанность
Анна Г. 25 баллов Средний уровень
Михаил Г. 38 баллов Высокий уровень
Наталья Д. 9 баллов Невоспитанность
Ярослав Д. 23 балла Средний уровень
Анастасия З. 12 баллов Низкий уровень
Кристина К. 28 баллов Средний уровень
Алексей К. 37 баллов Высокий уровень
Александр К. 17 баллов Низкий уровень
Вадим Л. 29 баллов Средний уровень
Данил Н. 18 баллов Низкий уровень
Кирилл П. 15 баллов Низкий уровень
Галина П. 32 балла Высокий уровень
Кира П. 22 балла Средний уровень
Матвей П. 29 баллов Средний уровень

Рисунок 2 – Результаты диагностики уровня духовно - нравственной воспитанности (в %)

Таким образом, невоспитанность была выявлена у 3 трех детей, что составило 15%. Данные учащиеся характеризуются отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.

Низкий уровень выявлен у 5 детей, что составило 25% от общего числа обучающихся в классе. Данный уровень характеризуется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Средний уровень духовно – нравственной воспитанности выявлен у 8 детей, что составило 40%. Характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

Высокий уровень отмечен у 4 учащихся, что составило 20% от общего числа детей в классе. Определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости работы в выбранном направлении.

Выводы

Таким образом, чтобы замерить уровень духовно-нравственной воспитанности учащихся, мы отобрали группу детей из 20 человек. По результатам наблюдения педагога оценили каждого учащегося по балльной системе от 0 до 3 и вывели средний балл по каждому. Результаты настоящего исследования показали, что у 10% детей 3 «Д» класса критерий «отношение к обществу» не проявляется, «отношение к людям» у 20%, «саморегуляция» у 15%. Данные диагностики подтвердили необходимость системной работы над формированием уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников. Для решения данной проблемы мы предлагаем систему тематических этических бесед, которые способствуют повышению уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников.

Заключение

Во второй главе настоящего исследования мы рассмотрелиособенности реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО. Так же мы изучили формы организации внеурочной деятельности и предположили, что этическая беседа будет эффективным средством духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

В процессе исследования уровня духовно – нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста была выбрана методика М.И. Шиловой. Она отражает пять основных показателей духовно – нравственной воспитанности школьника:

- Отношение к обществу, патриотизм;

- Отношение к умственному труду;

- Отношение к физическому труду;

- Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности);

- Саморегуляция личности (самодисциплина).

В результате проведения диагностики было выявлено, что большинство детей имеют низкий или средний уровень духовно – нравственной воспитанности, что указывает на необходимость работы в данном направлении. Разработанные этические бесед, на наш взгляд, будут способствовать формированию духовно – нравственной воспитанности у учащихся младшего школьного возраста.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: