Путь духовных исканий АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО




Какой видится Толстому человеческая натура?

Человеческая натура, по Толстому, многогранна, в большинстве людей есть хорошее и дурное, развитие человека зависит от борьбы двух этих начал, а характер определяется тем, что стоит на первом плане.

Расчетливый Долохов – нежный и любящий сын. Пьер умен, но неопытен в житейских делах, вспыльчив до бешенства, но добр и т.д.

Толстой видит одного и того же человека «то злодеем, то ангелом, то мудрецом, то идиотом, то силачом, то бессильнейшим существом» (из дневника Толстого). Герои его совершают ошибки и мучаются этим, знают порывы ввысь и подчиняются велению низких страстей. При всех противоречиях у положительных героев всегда остается неудовлетворенность собой, отсутствие самоуспокоенности, непрерывные поиски смыла жизни. В этом и состоит толстовское понимание единства характера. «…Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость» (из письма Л.Н. Толстого от 18 октября 1857 года). Лучшие герои Толстого повторяют его нравственный кодекс, поэтому один из принципов изображения положительных героев – изображение их в душевной сложности («диалектика души») и «текучести», в непрерывных поисках истины.

2. Рекомендация: прочтите информацию о двух ярких идейных течениях русской мысли XIX века: славянофилах и западниках по ссылке: https://histrf.ru/biblioteka/b/slavianofily-i-zapadniki

3. Распечатайте подробные планы жизни А. Бонконского и П. Безухова, главных героев романа Л. Толстого, и прикрепите в тетрадь. (Информация очень важная). Письменного задания нет.

 

Путь духовных исканий АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО

1. В салоне А.П. Шерер: тяготится пребыванием в светском обществе. Желание отправиться на войну: «… потому что эта жизнь не по мне».

2. Мечта о своем Тулоне, славе, вера в свою звезду. Наполеон – кумир. «… Отец, жена, сестра – самые дорогие мне люди… я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми». «Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно».

3. Битва при Шенграбене. На батарее Тушина. Понимание контраста между возвышенным идеалом и реальностью. В штабе Багратиона совершает мужественный поступок, когда заступается за капитана Тушина.

4. Аустерлицкое сражение. Высокое торжественное и мирное небо помогло раскрыть истину: ничтожны мысли о войне, Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом». «Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба… но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения и, слава богу!.. Князь осознал великую истину – жизнь есть абсолютная ценность. Он ощутил свою связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего». Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе поднимаются естественные потребности любви и добра.

5. В Лысых Горах. Смерть Лизы. Чувство вины перед ней. Забота о сыне. Депрессия. Словно сама жизнь мстит за гордость.

6. В Богучарово, встреча с Пьером на пароме. «Свидание с Пьером было для князя эпохой, с которой началась во внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей, в жизнь не только земную, а и в вечную, в Бога: «Надо жить, надо любить, надо верить». Князь Андрей принимает некоторые убеждения Пьера, которые оказывают на Болконского благотворное влияние. Теперь уже князь может себе признаться: «Как бы я счастлив и спокоен был, ежели бы мог сказать теперь: «Господи, помилуй меня».

7. Поездка в Отрадное. «…Это был огромный дуб…, с обломанными, давно видно, суками и обломанной корой, заросшей старыми болячками…». «Во время путешествия он как будто вновь обдумал свою жизнь и пришел к тому же прежнему, успокоительному и безнадежному, заключению, что ему ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла и ничего не желая». «Жизнь кончена в 31 год». Встреча с Наташей Ростовой в Отрадном. Вторая встреча с дубом. «Сквозь жесткую кору пробились… молодые листья». «Нет, жизнь не кончена в 31 год… мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо…, чтобы все они жили со мной вместе!»

8. Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость общения с большим миром, людьми. Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному возрождению князя Андрея. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским. Меняет свое отношение к Сперанскому, которого уже начал почитать за кумира, замечает в себе пренебрежение к делу, которым так раньше интересовался: «Разве это может сделать меня счастливее и лучше?». Наташа своей естественностью, искренностью прояснила фальшь и искусственность Сперанского. «Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там все – счастье, надежда, свет; другая – все, где ее нет, там уныние и темнота». Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова.

9. Расставание с Наташей по воле отца Н.А. Болконского. Измена Наташи и желание отомстить Анатолю Курагину.

10. В армии князь становится заботливым и внимательным командиром. Солдаты называют его «наш князь». Он отказывается служить в штабе, его не волнуют мечты о славе.

«…Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, и оскорбили и оскорбляют меня каждую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям, и также думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить».

Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движет не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившего его родную землю.

Возрождение любви к Наташе Ростовой. После тяжелого ранения переживает страстное желание жить. Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе. Но это уже другое чувство: «… он в первый раз представил себе ее душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней».

11. Смерть князя Андрея. «Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после раны, вдумывался в новое, открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всех, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило – никого не любить, значило – не жить этою земною жизнью». «Эта была та последняя нравственная борьба между жизнью и смертью, в которой смерть одержала победу».

Выводы: Судьба Андрея Болконского – это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по мнению Толстого, дело – умер спокойно и достойно.


Путь духовных исканий Пьера Безухова

1. В салоне А. П. Шерер. «Этот толстый молодой человек был сын знаменитого

екатерининского вельможи, графа Безухова… Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался и был первый раз в обществе». «Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне…При виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх…Этот страх мог относится только к тому умному и вместе с тем робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличившему его от всех в гостиной».

2. Отношение к войне, Наполеону. «Теперь война против Наполеона. Ежели б это

война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу, но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире… это нехорошо». Увлечение революционными идеями и Наполеоном; растрачивание своих сил в кутежах с Долоховым и Курагиным. Пьер – граф Безухов, богатейший и знатнейший человек, масса обязанностей, от которых не уйти, - и пустых.

3. Встреча с Элен Курагиной. «Она имела уже власть над ним». «Через полтора

месяца он был обвенчан и поселился… счастливым обладателем красавицы жены и миллионом в большом доме графа Безухова». Оказывается бессилен противостоять коварству и лживости князя Василия, который женит его на своей дочери по расчету. Осознав совершенную ошибку, во всем случившемся Пьер винит только себя.

4. Дуэль с Долоховым. Переломное событие в жизни Пьера. Дуэль заставила Пьера

задуматься и понять, что живет по чужим правилам, вынужден обманывать самого себя. После дуэли Пьер стремится повернуть свою жизнь в иное нравственное русло. Размышления о собственной жизни приводят его к размышлению о смысле жизни вообще: «Для чего жить и что такое я?»

5. Будучи атеистом, вступает в масонскую ложу. Его привлекает не религиозная, а

нравственная сторона. Казалось, он нашел выход их тупика, вызванного ощущением бесцельности существования. Не сразу Пьер понял, что в масонстве присутствует то же лицемерие, карьеризм, увлечение внешними атрибутами обрядов, что и в светских салонах. Поездка за границу помогает понять истинное положение вещей: «Ходил по колено в болоте». Он увидел, что в России масонство носит лишь внешнюю форму.

Пьер не может видеть чужого страдания, чужой беды, даже если их испытывает человек, которого он не любит, который перед ним виноват. Он способен осуждать себя, а это может далеко не каждый. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я…», - вот вопросы, перед которыми вновь оказывается герой. Поиски идеала, стремление разобраться в себе и определить цель жизни.

6. Деятельность в деревне. «Приехав в Киев, Пьер вызвал всех управляющих и

объяснил им свои намерения и желания. Он сказал им, что немедленно будут приняты меры для совершенного освобождения крестьян от крепостной зависимости, что женщины с детьми не должны посылаться на работы, что крестьянам должна быть оказана помощь,… что в каждом имении должны быть учреждены больницы, приюты и школы».

7. Участие в Отечественной войне 1812 года. Идея убить Наполеона пробуждает в герое желание участвовать в жизни, быть полезным обществу и стране. Участие в Бородинском сражении. В герое рождается чувство родственной связи с каждым, кто носит в себе «скрытую теплоту патриотизма». Ощущение счастья от единства с людьми в общей беде, в ожидании времени изгнания врага. Пьер решает для себя в этот момент, что самое главное сейчас «солдатом быть, просто солдатом! Войти в общую жизнь всем существом». «Наш барин» прозвали его солдаты и ласково смеялись между собой.

8. В плену. Солдат «Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго,… олицетворением духа простоты и правды». Почувствовал себя внутренне свободным человеком.

9. Женитьба на Н. Ростовой. Цель их любви – супружество, семья, дети. Интуитивное понимание близкого человека. Каждый находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю жизнь – смысл своей жизни: Пьер – в сознании себя опорой для более слабого человека.

10. Эпилог. Пьер – член одного тайного общества, один из его основателей.

 

Домашнее задание: чтение романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (II и III том)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: