Описание теста |
Для факультетов, изучающих курс "Русский язык и культура речи": Факультет агрономии и экологии (72 часа). Факультет агрохимии и защиты растений (72 часа). Факультет архитектурно-строительный (08.05.01 Строительство уникальных зданий и сооружений "Строительство высотных и большепролетных зданий и сооружений", 72 часа). Факультет ветеринарной медицины (72 часа). Факультет гидромелиорации (72 часа). Факультет землеустроительный (72 часа). Факультет зоотехнии (72 часа). Факультет механизации (72 часа). Факультет перерабатывабщих технологий (72 часа). Факультет плодоовощеводства и виноградарства (72 часа). Факультет прикладной информатики (72 часа). Факультет учетно-финансовый (72 часа). Факультет финансы и кредит (72 часа). Факультет экономический (38.03.01 Экономика, «Экономика предприятий и организаций», 72 часа). Факультет энергетики (72 часа). Учебный военный центр (23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства, «Автомобили и тракторы», 72 часа). |
№1 (Балл 1) | ||
Выбор слов для выражения смыслов осуществляется на … уровне языка. | ||
фонетическом | ||
морфологическом | ||
лексическом | ||
синтаксическом |
№2 (1) | ||
Культура речи как лингвистическая наука не изучает: | ||
литературный язык | ||
совокупность и систему коммуникативных качеств | ||
слово как единицу языка | ||
психолингвистику |
№3 (1) | ||
Язык выражает внутреннее состояние говорящего, его чувства. В этом проявляется такая функция языка, как | ||
коммуникативная | ||
аккумулятивная (эпистемическая) | ||
познавательная (гносеологическая) | ||
эмоциональная |
№4 (1) | ||
Выбор конструкций и формирование предложений с помощью морфологически оформленных слов осуществляется на … уровне языка. | ||
фонетическом | ||
морфологическом | ||
лексическом | ||
синтаксическом |
№5 (1) | ||
Язык помогает людям общаться и передавать информацию как в устной, так и в письменной форме. И в этом проявляется такая функция языка, как | ||
коммуникативная | ||
аккумулятивная | ||
познавательная | ||
эмоциональная |
№6 (1) | ||
Аккумулятивная функция языка заключается в том, что язык служит: | ||
средством общения | ||
средством воздействия на слушателей | ||
средством сохранения и передачи информации | ||
средством сознания, он формирует мышление человека и общества |
№7 (1) | ||
Язык используется в двух своих формах: | ||
художественной и научной | ||
устной и письменной | ||
поэтической и прозаической | ||
книжной и разговорной |
№8 (1) | ||
Звуки изучает раздел лингвистики… | ||
морфология | ||
синтаксис | ||
фонетика | ||
морфемика |
№9 (1) | ||
Единицей языка не является… | ||
предложение | ||
звук | ||
буква | ||
слово |
№10 (1) | ||
Выберите вариант ответа: | ||
заяц - это морфема | ||
заяц - это слово | ||
заяц - это звук | ||
заяц - это сочетание морфем |
№11 (1) | ||||
Определите, к какому типу знаков относятся перечисленные ниже понятия: | ||||
(1) | желтые листья | [1] | естественный знак | |
(2) | школьный звонок | [2] | искусственный знак | |
(2) | символ олимпийскиъ игр | |||
(1) | звук "а" | |||
(2) | "зебра" на пещеходном переходе |
№12 (1) | ||
Установите последовательность знаков в системе языка: | ||
Звук (фонема) | ||
Морфема | ||
Слово | ||
Словосочетание | ||
Текст | ||
Ответ: | 1 2 3 4 5 | |
№13 (1) | ||
Правила написания изучает… | ||
словообразование | ||
этимология | ||
орфография | ||
морфемика |
№14 (1) | ||
Определите неправильое определение термина: | ||
Диалог - это разговор двух лиц, обмен репликами | ||
Монолог - это развёрнутая речь одного лица | ||
Внутренний монолог - это речь, обращённая к другим слушателям или читателям | ||
Полилог - это разговор нескольких лиц, обмен репликами между ними |
№15 (1) | ||
Какой язык не относятся к восточнославянской группе? | ||
болгарский | ||
белорусский | ||
русский | ||
украинский |
№16 (1) | ||
… язык формируется на базе языка народности, является результатом процесса становления нации и одновременно предпосылкой и условием ее образования. | ||
Племенной | ||
Национальный | ||
Народный | ||
Литературный |
№17 (1) | ||
Слова бомжатник, тусовка, бабки относятся | ||
к литературному языку | ||
к разговорному стилю | ||
к диалекту | ||
к жаргону |
№18 (1) | ||
Кодификация норм литературного языка - это | ||
обучение им в учебных заведениях | ||
следование им всех образованных людей | ||
изучение и выбор отдельных вариантов в качестве единственно верных | ||
закрепление их в специальных словарях, грамматиках и учебных пособиях |
№19 (1) | ||
С точки зрения лексического состава, в русском языке больше | ||
терминов | ||
специальных слов | ||
книжных слов | ||
разговорных слов |
№20 (1) | ||
… - это речь людей, объединенных возрастом, общими интересами, профессией и т.д. | ||
диалект | ||
просторечие | ||
жаргон | ||
арго |
№21 (1) | ||
Принятые в языковой практике образованных людей правила произношения, употребления слов, использования грамматических и стилистических средств – это | ||
разговорная речь | ||
литературная норма | ||
язык публицистического стиля | ||
язык художественной литературы |
№22 (1) | ||
Слова висяк (нераскрытое уголовное дело), нехило (хорошо), стремный (страшный, гадкий) являются | ||
нормативными | ||
просторечными | ||
жаргонизмами | ||
диалектизмами |
№23 (1) | ||
В рекламных текстах не используется | ||
нейтральная лексика | ||
общественно-политическая лексика | ||
экономическая лексика | ||
терминология |
№24 (1) | ||
Литературный язык характеризуется следующими параметрами: | ||
наличием жаргона | ||
нормативностью | ||
наличием диалекта | ||
монофункциональностью |
№25 (1) | ||
В широком понимании термин «современный русский литературный язык» подразумевает: | ||
язык от Ломоносова до наших дней | ||
язык от Пушкина до наших дней | ||
язык от Толстого до наших дней |
№26 (1) | ||
Признаками литературного языка являются: | ||
нормативность, обязательность для всех носителей языка, кодифицированность, относительная стабильность, наличие устной и письменной форм | ||
нормативность, обязательность для всех носителей языка, кодифицированность, наличие жаргонной лексики, наличие устной и письменной форм | ||
нормативность, обязательность для всех носителей языка, кодифицированность, относительная стабильность, лексикографическая грамотность, наличие устной и письменной форм |
№27 (1) | ||
Основная сфера функционирования территориально ограниченной формы: | ||
научная сфера | ||
обиходно-бытовое общение | ||
СМИ |
№28 (1) | ||
В предложении «Пора ОБУВЬ на машине поменять» выделенное слово относится: | ||
к местному диалекту | ||
к профессиональному диалекту | ||
к профессиональному жаргону |
№29 (1) | ||
Произнесение слов «звoнИт», «договОр», «катaлОг» является | ||
нормативным, литературным | ||
жаргонным | ||
просторечным |
№30 (1) | ||
Для кубанского диалекта характерны следующие фонетические явления: | ||
аканье, яканье, иканье, гэканье | ||
оканье, яканье, иканье, гэканье | ||
аканье, яканье, цоканье, гэканье |
№31 (1) | ||
В одном из рядов во всех словах перед [э] произносится твёрдый согласный: | ||
адекватный, текст, анестезия, музей | ||
термин, детектив, кодекс, тезис | ||
сленг, компьютер, теннис, тест | ||
пресс-центр, синтез, свитер, ассистент |
№32 (1) | ||
Найти ряд слов с произносительными вариантами [чн] / [шн]: | ||
беспорядочный, булочная | ||
горчичник, брусничник | ||
дачник, бессердечный | ||
игрушечный, скучно |
№33 (1) | ||
В одном из рядов все слова произносятся с г-фрикативным: | ||
гул, эге, снег | ||
ага, ого, гоп | ||
легкий, мягкий, горе | ||
филолог, угу, рычаг |
№34 (1) | ||
В одном из слов на месте буквы Е (Ё) произносится звук [’o]: | ||
бытие (в философии) | ||
осужденный | ||
сложенная (книга) | ||
оседлый |
№35 (1) | ||
В одном из слов нарушена орфоэпическая норма: | ||
с[кру]пулезный | ||
грей[пфру]т | ||
а[м]бициозный | ||
беспреце[н]дентный. |
№36 (1) | ||
Во всех словах ряда на месте удвоенных согласных произносятся «долгие» согласные звуки: | ||
аккомпанемент, аттестат, баллон | ||
беллетрист, иллюзия, русский | ||
бессемейный, введение, массаж | ||
аннулировать, аппетит, коррекция |
№37 (1) | ||
Среди пар разных слов одна пара является произносительным вариантом одного и того же слова: | ||
небо – нёбо | ||
падеж – падёж | ||
истекший – истёкший | ||
маневр – манёвр |
№38 (1) | ||
В этом имени при произношении в безударном положении не сохраняется [o]: | ||
Гюстав Флобер | ||
Фридерик Шопен | ||
Ромен Роллан | ||
Вольтер. |
№39 (1) | ||
В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно: | ||
полить ирИс | ||
знамЕние | ||
балОванный | ||
звОнит |
№40 (1) | ||
В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно: | ||
христианИн | ||
апОстроф | ||
генЕзис | ||
танцовщИк |
№41 (1) | ||
В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно: | ||
нарвалА | ||
зАнял | ||
мозАичный | ||
заселЁн |
№42 (1) | ||
В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно: | ||
откУпорил | ||
новостЕй | ||
убЫстрить | ||
цЕнтнер. |
№43 (1) | ||
В каком слове ударение падает на второй слог: | ||
добрала | ||
кремень | ||
ненадолго | ||
документ |
№44 (1) | ||
В каком слове ударение падает на третий слог: | ||
исстари | ||
осведомишься | ||
плодоносить | ||
нарвала |
№45 (1) | ||
В каком слове ударение падает на первый слог: | ||
прибыл | ||
лгала | ||
приданое | ||
понявший. |
№46 (1) | ||
В языковой практике образованных людей соблюдение правил произношения, употребления слов, использования грамматических и стилистических средств — это: | ||
литературная норма | ||
норма поведения | ||
орфоэпические нормы | ||
орфографические нормы |
№47 (1) | ||
Значение какого слова определено неверно: | ||
меломан – страстный любитель пения и музыки | ||
антология – сборник избранных художественных произведений | ||
кредо – точка зрения, мнение (чье-нибудь убеждение, мировоззрение) | ||
вернисаж – торжественное открытие художественной выставки в присутствии специально приглашённых гостей |
№48 (1) | ||
Выберите вариант правильного употребления паронима: | ||
ребенок одел куртку – ребенок надел куртку | ||
явная ложь – явственная ложь | ||
черепаший суп – черепаховый суп | ||
предоставить аттестат – представить аттестат |
№49 (1) | ||
Укажите примеры с тавтологией: | ||
глубокая бездна | ||
соединить воедино | ||
более лучшее положение | ||
влажный климат |
№50 (1) | ||
Укажите примеры плеоназма: | ||
первая премьера | ||
железная руда | ||
памятный разговор | ||
глухой согласный |
№51 (1) | ||
Укажите примеры лексической несочетаемости слов: | ||
закадычный друг | ||
проливной дождь | ||
дешевые цены | ||
крепкая дружба |
№52 (1) | ||
Один из паронимов представить – предоставить употреблен неправильно в предложении: | ||
Всем голосующим представили право выбора (дали). | ||
Наш новый знакомый представил нам своего друга (познакомил). | ||
Максиму вскоре предоставили служебную квартиру (выделили). | ||
Все представляли его настоящим героем (считали). |
№53 (1) | ||
Значение «античный, относящийся к древней греко-римской культуре» имеет прилагательное: | ||
классный | ||
классовый | ||
классический | ||
внеклассный. |
№54 (1) | ||
Помету «прост.» (просторечное) не имеет следующий синоним слова обмануть: | ||
солгать | ||
обвести вокруг пальца | ||
обхитрить | ||
обойти |
№55 (1) | ||
Слово-паразит употреблено в предложении: | ||
Он неловко обнимал братишку, как бы желая оградить его от всех бед. | ||
Студенты решали задачи усложненного типа. | ||
Он является как бы студентом исторического факультета. | ||
Все-таки он не смог сдать экзамен. |
№56 (1) | ||
Неверным является высказывание: | ||
Полисемия – это свойство слова иметь два и более значений. | ||
Паронимы – это однокоренные слова одной части речи, близкие по звучанию, но различающиеся аффиксами (приставками или суффиксами) и не совпадающие по значению. | ||
Лексическая сочетаемость слов – это способность слова соединяться с другими словами контекста, не нарушая семантических и грамматических закономерностей сочетания слов. | ||
К архаизмам относят слова, представляющие собой названия исчезнувших предметов, явлений, понятий. |
№57 (1) | ||
Книжный характер имеет следующий синоним слова бесплодный: | ||
напрасный | ||
тщетный | ||
безуспешный | ||
безрезультатный |
№58 (1) | ||
Во фразеологическом сочетании не допущена ошибка в предложении: | ||
Пришлось забить во все колокола, чтобы предотвратить неприятное. | ||
Язык не поднимается назвать его человеком. | ||
Это был главный гвоздь программы. | ||
Мне кажется, важно уделить особое значение вопросам морали. |
№59 (1) | ||
Лексическая ошибка допущена в предложении: | ||
Жизнь общества, вся история человечества, история науки, техники и культуры отражаются в словах, которые фиксируются в словарях. | ||
В Чите наступила противоречивая осень: на улице то холодно, то тепло. | ||
Кабаниха ошибается, думая, что у Катерины всегда имеются развратные мысли и помыслы. | ||
Самые лучшие произведения – произведения о любви. |
№60 (1) | ||
Выделенный предлог может быть заменен словом благодаря в предложении: | ||
Из-за пожара многие люди этим летом лишились крова. | ||
По причине болезни Петр Иванович не пошел на работу. | ||
Из-за вспышки гриппа в школе объявили карантин. | ||
Из-за того, что Мария окончила университет с отличием, ее сразу взяли на работу в банк. |
№61 (1) | ||
Речевая ошибка не допущена в предложении: | ||
Отец ушел из семьи в возрасте 8 лет. | ||
Обсчитайте покупателя: он очень торопится. | ||
Этот пренеприятный человек постоянно докучал нас своими вопросами. | ||
Во время учебы я никогда не сталкивался с философом Н. Рерихом. |
№62 (1) | ||
Укажите лексическое значение фразеологического оборота «лить крокодиловы слезы»: | ||
искренне плакать | ||
притворно плакать | ||
громко плакать | ||
всхлипывать |
№63 (1) | ||
Укажите лексическое значение фразеологического оборота «калиф на час»: | ||
восточный царь | ||
человек, получивший власть случайно, на какое-то время | ||
слуга | ||
придворный |
№64 (1) | |||||
Укажите предложение, в котором используется фразеологизм: | |||||
Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. | |||||
А нравственн<
Поиск по сайту©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |