Текст ведущего к презентации 09.03.2022 г.




Текст ведущего Слайды презентации Время
Вступительное слово Ю.Э. Апряткиной   1 мин.
Сообщение В.Т. Семёнова: Здравствуйте, дорогие друзья! Поздравляю милых женщин с Днём 8 марта! Празднику созвучна   12 мин.
тема нашего заседания: «Музыка – окно в мир: о радостном обучении в музыку».   Слайд № 1  
В нашей встрече принимает участие Павел Алексеевич Плаксин – декан факультета современного искусства и художественных коммуникаций СГИК, профессор, заслуженный артист Самарской области, дирижер-хормейстер, член Союза композиторов РФ. № 2  
П.А. Плаксин – автор более 200 музыкальных произведений разных жанров, большого количества аранжировок для хора, эстрадно-вокальных ансамблей, инструментальных коллективов и оркестров. 3  
Большой интерес вызывает его деятельность в качестве руководителя эстрадного хора «Феерия» СГИК и хормейстера вокальной группы 4  
«Музыкальный центр АВТОКЛУБ» Волжского района Самарской области. Способность П.А. Плаксина создавать радостную атмосферу сотворчества в процессе разучивания и исполнения вокально-хоровой музыки может оказаться привлекательной для преподавателей фортепиано. 5  
Из чего появилась тема нынешнего заседания? Нам кажется, что обучение музыке порой безрадостно не только потому, что музыке учиться долго и трудно. Многие педагоги порою просто не посвящены в эту радость: их учили без особой радости, так же учат и они. Но мало об этой радости знать, надо и уметь её творить.    
Музыкальная жизнь даёт множество примеров восторженного исполнительского и педагогического творчества. Достаточно привести примеры поразительного воздействия Владимира Теодоровича Спивакова 6  
и Анатолия Абрамовича Левина, заслуженного артиста России, профессора Московской консерватории, дирижера Моск. гос. академического Камерного музыкального театра под руководством Б. А. Покровского, худож. руководителя и дирижера симф. оркестра студентов Моск. консерватории, основателя, худож. руководителя и главного дирижера Молодежного симф. оркестра Поволжья. 7  
Радость как необходимая составляющая процесса обучения была давно осознана в народной педагогике, в религиозных учениях и классической педагогике. В 2004 году кандидатскую диссертацию на тему «Радость как педагогическая категория в концепции гуманной педагогики» защитил Анатолий Андреевич Лебеденко. Научным руководителем выступил Ш.А. Амонашвили. 8  
В диссертации А.А. Лебеденко разработана методика реализации гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе, основанного на чувстве радости. Это исследование может служить основой для создания аналогичных методик и в других областях педагогики. 9  
В Интернете доступна целая библиотека исследований по педагогике радостного обучения: «Педагогика успеха и радости Селестена Френѐ»; 10  
«Лаборатория гуманной педагогики»; 11  
книга Ш.А. Амонашвили. «Улыбка моя, где ты?»; 12  
подборка Татьяны Александровны Меняйловой «Педагогика и культура жизни. Радость»; учебное пособие Надежды Юрьевны Костюниной «Нескучная педагогика». 13  
Педагогам-пианистам хорошо знакомо имя Ольги Александровны Геталовой. Вместе с Ириной Викторовной Визной, она разработала множество популярнейших пособий и учебно-методический комплекс «В музыку с радостью».   14  
Ряд пособий доступен для свободного скачивания. 15    
В You Tube опубликован рассказ Ольги Александровны о своём детище. Если попытаться объяснить, как по методике О.А. Гета-ловой достигается радость вхождения ребёнка в музыку, то важ-нейшим условием оказывается детальное разделение процесса обучения на простейшие операции, которые учащийся осваивает без препятствий. Очень важен подбор репертуара, понятного и близкого восприятию детей. Обилие рисунков в нотах, стихи к мелодиям – всё это делает обучение интересным и радостным. 16  
Продолжением поисков в этом направлении стало пособие Эмилии Евгеньевны Ремизовой: Учим музыку с радостью! Учебное пособие для начинающих музыкантов / Э.Е. Ремизова. — Москва: Издательство АСТ, 2021. — 176 с. 17  
Замечательный пример привнесения радости в занятие со студенткой СГИК показал Александр Владимирович Глаголев, профессор Уральской госуд. консерватории им. М.П. Мусоргского. 17 февраля 2020 г. состоялся его мастер-класс по программе арт-проекта «Самара и Екатеринбург» в абонементе СГИК «Самара и города России» проекта «Самарское музыкальное землячество». На 66-й минуте занятий, заметив усталость студентки, он предложил ей игру в хлопки, когда студентка и преподаватель поочерёдно старались попасть своими ладошками в чужие. Восторг был неописуемый! 18  
По своему опыту знаю, какую радость студентам доставляет ощущение свободы, возникающее после устранения «зажимов» при исполнении трудных мест. Какую радость студенты испытывают, когда после этого они начинают «слышать себя»: звучание рояля, свою интонацию. А каким радостным бывает исполнение в ансамбле: фортепианном, камерном, с оркестром! Даже аккомпанемент голосу или инструменталисту может доставить много удовольствия пианистам, большей частью занимающимся в одиночестве. Поэтому можно понять тех пианистов, которые с удовольствием поют в хоре! Высшая радость – это свободное музицирование на сцене! Когда произведение выучено не просто безукоризненно, а играется как «от автора», когда сцена не сковывает, а заряжает энергией, и солист чувствует единение с аудиторией – вот это вершина-итог, вершина, отрывающая новые перспективы.   19  
Нам очень интересен педагогический метод П.А. Плаксина. По первым двум образованиям – Куйбышевский государственный институт культуры (1990) и Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки (1994) – дирижер-хормейстер. 20  
В 1990 г. начал преподавательскую деятельность на кафедре хорового дирижирования СГИК. В 1998 году получает композиторское образование по классу «Композиция» в Нижегородской консерватории. В 2007 г. в этой же консерватории заканчивает аспирантуру по классу «Композиция». 21  
В 2005 году вошел в творческий союз композиторов РФ. Результаты творческой и педагогической деятельности П.А. Плаксина нам известны по выступлениям вокальных ансамблей “Face control” и «Автоклуб», а также эстрадного хора «Феерия». 22  
Исток хора: вокальный ансамбль “Face control” - возник в 2005 г. Квинтет первого состава: Ангелина Сергеева, Василина Кукушкина, Валентина Мичурина, Ксения Савинова и Дарья Ильина. 23  
Эстрадный хор «Феерия» получил этот статус в 2008 г. В создании хора участвовал декан и основатель кафедры музыкальной эстрады А.А. Майоров. Зав. кафедрой на тот момент Марина Николаевна Докучаева дала это название хору. 24  
В конце 2019 года издательством СГИК была выпущена нотная хрестоматия «Хоровой класс», составленная П.А. Плаксиным из репертуара учебных коллективов. 25  
Цель хрестоматии – профессионально-личностное формирование студентов в процессе творческой хоровой исполнительской деятельности. 26  
Важно подчеркнуть: основной целью ставится не развитие компетенций, а профессионально-личностное формирование студентов. А рабочей средой избирается процесс творческой исполнительской деятельности. Такая расстановка акцентов очень многое меняет. Ведь можно многое знать и уметь и не чувствовать потребности «выкладываться»! Конечной точкой любого обучения сейчас является сдача зачёта, экзамена, государственного экзамена. Роль концертной практики, публичного выступления ничтожно мала. Само разучивание музыкальных произведений лишь на заключительном этапе приобретает характер творчества, да и то лишь, если учащийся успевает доучить произведение. В этом плане хрестоматия П.А. Плаксина, отразившая опыт многих лет разносторонней деятельности, приобретает инновационный характер и не только для хормейстеров. 27  
120 страниц 21 хоровой партитуры авторских сочинений, аранжировок, переложений и обработок П. Плаксина дополнены аудио-хрестоматией с записью всех партитур, а у 8 произведений представлен материал сопровождения (так называемые «минусовки»). Аудио приложение нацеливает на звуковой результат, развивает слуховое воображение. Сопоставление полного звучания произведений и аккомпанемента – это не только развитие слуха, это ещё и пособие по аранжировке! А разве нельзя применить метод использования «минусовки» при обучении пианиста-концертмейстера, ансамблиста? 28  
Вот электронные адреса аудио приложения и выходные данные этого пособия: 29  
Для изучения творческого метода П.А. Плаксина интересно выступление группы Face Control на телепередаче "Утро" Губерния в апреле 2015 г. Передача содержит интервью ведущих телепередачи Виталии Пушняковой и Александра Кондратьева с Павлом Алексеевичем. 30  
Показ видео-файла: Губерния_Утро_Интервью_Фэйс контроль.mp4 = 9 мин. Показ видео-файла 9:00
Чрезвычайно интересен процесс репетиций П.А. Плаксина с группой «Музыкальный центр АВТОКЛУБ» Муниципального бюджетного учреждения культуры Центр культуры и досуга «Союз» муниципального района Волжский Самарской области. Дата образования коллектива: 1989 год. Руководитель коллектива: Затонский Александр Сергеевич. Хормейстер: Плаксин Павел Алексеевич. Хореограф: Брыкин Виктор Иванович. Вот фотографии, выполненные Александром Сергеевичем Затониским: Обратите внимание: на инструменте три педали!     31  
  32  
  33  
  34  
  35  
А. С. Затонский. 36  
Показательны концертные выступления: 1. Группа “Face control”. «Солнышко ясное». 37 16:15
Показ видео-файла: 1. Face control_Солнышко ясное.mp4 Показ видео-файла  
2. Плаксин П.А. «Музыкант», сл Елены Перепёлкиной, для эстрадного хора. Исп. эстрадный хор «Феерия» Самарского государственного института культуры. Рук.: лауреат международных конкурсов, член Самарской организации Союза композиторов РФ, заслуженный артист Самарской области, декан факультета современного искусства и художественных коммуникаций СГИК, профессор П.А. Плаксин. Хормейстер: Анастасия Тягина. В концерте «Самара и Нижний Новгород» – третьем концерте абонемента «Самара и города России» в проекте «Самарское музыкальное землячество». 11 марта 2019 года. Музыкально-филармонический центр «Консерватория" Самарского государственного института культуры. 38  
Показ видео-файла: 2. Плаксин П.А. Музыкант Показ видео-файла  
3.Спиричуэл _Swing low, Sweet Chariot_ (обработка Павла Плаксина). Исп. эстрадный хор «Феерия» – YouTube. 9 февр. 2022 г. 39  
Показ видео-файла: 3. Спиричуэл _Swing low, Sweet Chariot_ Показ видео-файла  
Группа «Музыкальный центр АВТОКЛУБ». Концерт «Флаг моего государства!». 4_«Берёзы». Сл. А. Шаганов, Муз. И. Матвиенко. YouTube. 21 авг. 2021 г. 40  
Показ видео-файла: 4_«Берёзы». Показ видео-файла  
Группа «Музыкальный центр АВТОКЛУБ». Концерт «Флаг моего государства!». 5_«Вперёд, Россия!». Слова и музыка О. Газманов. YouTube. 21 авг. 2021 г. 41  
Показ видео-файла: 5_«Вперёд, Россия!». Показ видео-файла  
  42  
Выступления слушателей:   8:00
Шатина Ирина Владимировна, преподаватель ДШИ №5 43    
Яхьяева Валентина Игоревна, преподаватель и концертмейстер ДШИ N12, структурное подразделение Детский епархиальный образовательный центр «Воскресение» (ул. Черемшанская, д. 244)   43    
Добровольская Екатерина Александровна, преподаватель и концертмейстер ДШИ № 6 43    
Никонова Светлана Ивановна, преподаватель и концертмейстер ДШИ 12 46  
Заключительное слово В.Т. Семёнова.   1:00
Общее время заседания:   47 мин.

07.03.2022 г. В.Т. Семёнов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: