Экономическая сущность прибыли и рентабельности
Прежде всего, прибыль нужно рассмотреть как экономическую категорию, выражающую определенные производственные экономические отношения по поводу формирования и использования совокупного национального продукта (Валовый Внутренний Продукт), стоимости и прибавочной стоимости (прибавочного продукта).
Прибыль - чистый доход предприятия; сумма превышения доходов предприятия над его расходами; результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия; источник развития предприятия.
При планировании, учете и анализе различают следующие виды прибыли:
1. Валовая (балансовая) прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям и рассчитывается по формуле:
Пв = Прп + Прф + Пвн
Пв - валовая прибыль;
Прп - прибыль от реализации продукции;
Прф - прибыль от реализации основных фондов, иного имущества предприятия;
Пвн - прибыль от внереализационных операций.
2. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции, и рассчитывается по формуле:
Прп = Вд - НДС - А - И
Вд - выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг);
НДС - налог на добавленную стоимость;
А - акцизы;
И - затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учитывается разница (превышение) между продажной ценой и первоначальной (или остаточной) стоимостью этих фондов и имущества (увеличенной на индекс инфляции). При этом остаточная стоимость имущества исчисляется применительно к основным фондам, нематериальным активам и быстроизнашивающимся предметам.
3. Чистая прибыль образуется после уплаты из валовой прибыли налогов и других обязательных платежей. Чистая прибыль остается в полном распоряжении предприятия.
Рассматривая прибыль как экономическую категорию, необходимо выделить выполняемые ею функции:
· служит критерием и показателем, характеризующим финансовые результаты предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта;
· выполняет стимулирующую функцию, в связи с тем, что прибыль является не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия для материального поощрения своих работников;
· является важнейшим источником финансирования бюджетов разных уровней.
Понятие рентабельности и методы ее измерения. В отличие от прибыли, показывающей эффект предпринимательской деятельности, рентабельность характеризует эффективность этой деятельности.
Рентабельность – это относительный показатель, отражающий степень доходности, прибыльности организации. Она имеет большое значение для изучения как эффективности, так и степени конкурентоспособности отдельных организаций и предприятий.
Для всесторонней оценки и анализа торгово-хозяйственной деятельности, эффективности использования различных ресурсов и затрат применяется система показателей рентабельности. К ней относят:
1) В настоящее время наиболее распространенной методикой расчета рентабельности в торговле является рентабельность оборота, или рентабельность продаж ─ отношение прибыли от реализации к объему товарооборота (розничного, оптового, товарооборота общественного питания), выраженное в процентах.
Преимуществом этого метода является то, что он показывает непосредственную связь величины прибыли с объемом хозяйственной деятельности и зависимость величины прибыли от объемов товарооборота, а также находится во взаимосвязи с такими показателями, как уровень доходов от реализации товаров и уровень расходов на реализацию.
Существенным недостатком является отсутствие взаимосвязи между величиной прибыли и рентабельности и объемом использованных ресурсов. При одинаковом уровне рентабельности у различных торговых предприятий объем примененных ресурсов может быть разным.
Значит, важное значение имеет исчисление рентабельности к основным и оборотным средствам, а также к объему вложенных предприятием средств.
2) рентабельность основных средств, или фондорентабельность находится отношением прибыли к средней за период стоимости основных средств (первоначальной или восстановительной), выраженной в процентах.
3) рентабельность оборотных средств исчисляется как отношение прибыли к средней за период стоимости оборотных средств, выраженное в процентах.
4) э кономическая рентабельность определяется как отношение прибыли (общей или чистой) к среднегодовой сумме основных и оборотных средств, выраженное в процентах.
К последним в знаменателе могут прибавляться и расходы на оплату труда.
5) Также важное значение имеет исчисление рентабельности реализованных товаров как отношение прибыли от реализации товаров к расходам на реализацию товаров, выраженное в процентах. Этот показатель известен в статистике как рентабельность реализованной продукции и широко используется для межотраслевых сравнений.
6) Для характеристики эффективности использования живого труда применяются 2 показателя:
- отношение прибыли к фонду заработной платы, выраженное в процентах.
-отношение прибыли к среднесписочной численности работников. Его лишь условно можно отнести к показателям рентабельности, по всем признакам этот показатель прибыльности. Он не соотносит прибыль с объемными или стоимостными переменными, а характеризует величину прибыли, приходящуюся на 1 работника.
7) рентабельность собственного капитала – отношение чистой прибыли к средней за период сумме собственного капитала организации, выраженное в процентах.
8) рентабельность вложенного капитала – отношение чистой прибыли к средней за период сумме вложенного капитала, выраженное в процентах.
Этот показатель характеризует величину прибыли на 1 р. вложенного капитала. Вложенный капитал представляет собой актив бухгалтерского баланса. Его нужно сравнивать с величиной банковского процента на долгосрочные депозиты сроком на 5 лет как минимальной рентабельностью на вложенный капитал. Если он меньше банковского процента, то это означает, что вложение капитала в данную организацию или отрасль невыгодно или организация неэффективно использует имеющиеся ресурсы. Этот показатель имеет особую значимость для собственников, которые имеют возможность вкладывать капитал в различные сферы деятельности, выбирая наиболее выгодные.