Вопрос №3. Пр-во и ценообразование в условиях чистой монополии




Большинство отраслей всех стран мира явл-ся примером несовершенной конкуренции (НК). НК – это ситуация, когда производитель имеет возможность влиять на цену. Крайний случай НК – это чистая монополия (ЧМ).

ЧМ стремится достичь такого Vпр-ва, при кот. его MR=MC. Т.о., он подчиняется общему правилу максимизации прибыли. Однако у ЧМ есть существенные отличия от поведения ЧК:

1) Т.к. ЧМ представляет собой целую отрасль, то спрос на его продукцию явл-ся рыночным спросом. Для увеличения объёма продаж ЧМ должен снизить цену. Поэтому линия спроса имеет «-» наклон.

2) MR ЧМ для всех ед. продукции, кроме 1-й, ниже цены.

Схема графического определения Qopt, а также размера ОП аналогична схеме для ЧК. Единственное отличие – это расположение линий P и MR. Благодаря своей монопольной власти ЧМ чаще всего удерживается в ситуации прибыли. Прибыль ЧМ:

 
 

 

 


При падении спроса на продукцию ЧМ вынужден снижать цену. Если цена падает ниже АТС, ЧМ терпит убытки. Убытки ЧМ:

 
 

 

 


Монопольная власть позволяет получать высокие прибыли дольше, чем в остальных моделях рынка. Но ЧМ не считается эффективной моделью. Если ЧК стремится к минимизации AC и производит Qконкур, то в ЧМ Qopt достигается при АС выше min уровня. ЧМ не заинтересован в минимизации AC.

 

Вопрос №4.Пр-во и ценообразование в условиях монополистической конкуренции

Монополистический конкурент при выборе Vпр-ва руководствуется общим правилом максимизации прибыли. Но в отличие от ЧМ спрос на продукцию МК более эластичен, т.к. кол-во фирм в отрасли исчисляется десятками. Поэтому линия спроса или Р более горизонтальна, чем у ЧМ. Соотв. линии спроса располагается линия MR. В краткосрочном периоде МК может получать прибыль или терпеть убытки:

 
 

 


В долгосрочном периоде МК стремится к равновесию, т.е. получает нулевую прибыль:

 
 


SOEFQopt – это размер TR, равный размеру ТС. МК получает нулевую прибыль при Qopt, когда MR=MC, а Р=АТС. Механизм восстановления нулевой прибыли в отдельной фирме и равновесия в отрасли аналогичен ЧК.

 

 

Ситуация восстановления равновесия фирмы МК и отрасли при росте спроса на продукцию отрасли и появлении новых конкурентов изображается след. образом:

 

Вопрос №5.Пр-во и ценообразование в условиях олигополии

Основной чертой олигополистического ценообразования явл-ся всеобщая взаимозависимость фирм в отрасли. Каждая фирма при формировании своей эк. политики вынуждена принимать во внимание реакцию конкурирующих фирм, т.к. число фирм в отрасли невелико, и каждая имеет существенную долю на рынке.

Одной из распространённых моделей, демонстрирующих реакцию олигополиста на поведение соперника явл-ся модель ломаной кривой спроса. Рассмотрим реакцию фирм-олигополистов на поведение некоторой фирмы-лидера Х.

Ø На рис.1 изображены линии спроса и MR олигополистической фирмы Х. Т.к. она явл-ся лидером отрасли, то её поведение и степень эластичности спроса близки к условиям монополии.

Ø На рис. 2 изображены линии D и MR др. фирм-олигополистов при независимом ценообразовании на их продукцию.

Ø На рис.3 показана реакция фирм-олигополистов на изменение цен в фирме Х.

 
 

 

 


Пусть первоначально цена на продукцию олигополистов равна Р0, а QD = Q0.

Если фирма Х повысит цену выше Р0, др. фирмы скорее всего не станут в ответ повышать свои цены. Их линия спроса при этих ценах останется прежней (отрезок АВ). Фирма Х потеряет часть своих потребителей – они начнут искать др. продавца. Поэтому спрос на продукцию олигополистов при ценах выше Р0 очень эластичен. Соотв. линия спроса на АВ, линия MR сохранят тот же наклон, что на рис. 2.

Если фирма Х понизит цены ниже Р0, остальные фирмы, скорее всего, последуют за ней, чтобы сохранить свою долю на рынке. Поэтому при ценах ниже Р0 линия спроса на рис. 3 повторяет линию спроса для фирмы Х на отрезке ВС.

Т.о., линия спроса имеет излом в т. В, кот. соотв. QD=Q0 и Р0. Соотв. линии спроса при ценах ниже Р0, линия MR на рис. 3 сохранит тот же наклон, что на рис. 1.

при ценах выше Р0 и ниже Р0 приводит к тому, что линия MR прерывается. Это значит, что снижение цены не может быть компенсировано ростом Vпр-ва, т.е. не может быть компенсирован TR фирмы.

Конкуренцию рынка и степень власти над ценой в условиях олигополии можно измерить с помощью индекса Герфиндаля. Его построение предполагает знание числа фирм, действующих в отрасли (от 1 до n), и доли каждой в общем объёме продаж в %:

Для измерения степени монопольной власти используется индекс Лернера: .

Его величина колеблется от 0 до 1. При совершенной конкуренции, где P=MC, он равен 0. Чем > разрыв между Р и МС, тем > степень монопольной власти.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: