Категория деятельности в современной психологии




Психология деятельности и специфика

Процесса обучения в высшей школе

Лекция 3. Деятельность как психологическая категория

Задачи: познакомить с понятием «деятельность» и его психологическими характеристиками; выявить, в чём заключается деятельностный подход, применяемый в обучении, его значение для активизации познавательной деятельности студентов высшей школы; формировать интерес к изучению данной проблематики по результатам научных исследований.

Содержание учебного материала

1. Деятельность как психологическая категория

Деятельность – одно из самых широких понятий социально-гуманитарных наук, которое в большей степени используется в современной психологии, социологии и философии. Изучаемые в вузах по курсу «Психология и педагогика» характеристики психики, к которым относятся психические процессы (внимание, память, мышление, воображение и восприятие), свойства и состояния являются компонентами более масштабного понятия, каким выступает деятельность и вместе с ним её основная характеристика – активность. Психика и деятельность – взаимообуславливают друг друга, психика предшествует деятельности, сопровождает и развивает её.

В философской литературе под деятельностью понимается специфическая форма отношения человека к окружающему миру, содержанием которой является его целесообразное освоение и преобразование. Для примера, деятельность – это сознательное, целенаправленное отношение человека к миру. При этом подчеркивается бесконечное многообразие видов человеческой деятельности, которая может быть материальной и духовной, познавательной и оценочной, репродуктивной и творческой, созидательной и разрушительной.

В социологии деятельность, рассматривается как сознательное действие индивида, ориентированное на ответное поведение людей. Сознательную ориентацию субъекта деятельности на ответную реакцию со стороны других людей Макс Вебер определял с помощью понятия «ожидание».

В контексте изучения курса «Психология и педагогика высшей школы» нас наиболее интересует деятельность как психологическая категория. В психологии под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.

Конечно, в различных видах деятельности – исполнительской, управленческой, научной – роль сознания различна. Чем сложнее деятельность, тем выше в ней роль психологической составляющей. Но в любом случае именно деятельность выступает в качестве основы для формирования личности. Личность не предшествует деятельности, она этой деятельностью порождается.

Основными видами человеческой деятельности являются общение, игра, учение, труд. И чередуются они в жизни любого человека в определённой зависимости от возраста и соответственно уровня развития. Вследствие этого возникает дополнительное понятие – ведущий вид деятельности, под которым понимается специфическая для каждого возрастного этапа деятельность, в которой формируются основные психологические новообразования. Так в детстве – это игровая деятельность, в школе – учебная, в молодости и зрелости – трудовая. При этом в младенчестве и пожилом возрасте преобладает общение. Таким образом, личность в психологии рассматривается как субъект, реализующийся в деятельности.

В процессе деятельности происходит воплощение в субъекте психического образа того или иного объекта окружающей среды, а затем реализация возникшего на основе этого образа отношения субъекта к предметной действительности. Подобная психическая реальность, как компонент деятельности, возникает уже на ранних стадиях становления человека в ходе ориентировочно-исследовательской деятельности. В процессе такой деятельности все животные, в том числе и человек, обследуют внешний мир, формируют психический образ ситуации и осуществляют регуляцию поведения своего двигательного аппарата соответственно условиям стоящей перед ними задачи.

Различие между животными и человеком состоит здесь лишь в том, что животные способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, в то время как деятельность человека в силу развития коллективного труда и общения может основываться и на символических формах представления предметных взаимоотношений.

На примере общения рассмотрим основные структурные элементы деятельности (рис. 1), которые можно выделить в любом другом её виде.

Рис. 1 Структурые элементы общения как деятельности

 

В содержании деятельности в качестве важнейших обычно выделяются следующие компоненты: познавательные (в том числе перцептивные, мнемические и мыслительные), эмоциональные, волевые.

Отечественный психолог С. Л. Рубинштейн выделял следующие главные особенности феномена человеческой деятельности:

· она субъектна, т. е. принадлежит человеку, а не животному, не машине, не может быть деятельности бессубъектной;

· осуществляется в условиях совместной деятельности субъектов: предполагает взаимодействие субъекта с объектом, т. е. она всегда предметна, реальна, содержательна:

· она сознательна, целенаправленна: в деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются и именно в ней они могут быть объективно исследованы.

Таким образом, категория «деятельность» здесь используется как выражение неразрывной связи человека с миром и понимания психического как изначально включенного в эту связь.

Психологический анализ структуры деятельности может осуществляться на основе различных критериев:

· её основных психологических компонентов, куда включаются прежде всего мотивы, побуждающие субъекта к деятельности, цели, как прогнозируемые результаты этой деятельности; операции, с помощью которых деятельность выполняется;

· функций, выполняемых в процессе деятельности каждым из выделенных компонентов;

· качественных особенностей результатов, получаемых в итоге деятельности.

Подытожим, что деятельность в психологии рассматривается как форма активного отношения человека к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей.

Категория деятельности в современной психологии

Категория деятельности используется весьма широко в различных областях современной психологической науки. Например, в общей психологии используется как при анализе индивидуальных, так и внутригрупповых психических процессов; для обоснования принципа единства сознания и деятельности, а также для объяснения принципа интериоризации – экстериоризации как механизма усвоения общественно-исторического опыта.

Категория деятельности постоянно используется для построения различных прикладных отраслей психологии, к которым относятся психология труда, педагогическая, медицинская, инженерная, управленческая и организационная психология. В этих прикладных областях психологии особое значение имеют такие характеристики деятельности, как субъектность и предметность.

Специфика предметной определенности деятельности заключается в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, они лишь преобразованы в ходе его деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связях со значениями, фиксированных в схемах действий, системах ценностей, социальных нормах.

Субъектность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими избирательность и направленность деятельности. Как следствие, характер деятельности напрямую зависит от самого субъекта, его особенностей.

При анализе деятельности обычно выделяются три основных плана:

1. Г енетический, который предполагает, что совместная социальная деятельность людей является исходной формой любой человеческой деятельности, в ходе которой в качестве основного механизма развития психики работает процесс интериоризации ( переход внешней по форме деятельности во внутреннюю психическую деятельность);

2. Структурно-функциональный, в основе которого заложен принцип рассмотрения строения деятельности «по единицам», т. е. разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому. В этом плане рассматриваются мотивы, цели деятельности, а также составляющие ее структуру отдельные действия: мыслительные, моторные, чувственные. Иерархические связи между такими единицами деятельности подвижны и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются как содержание психического отражения, так и его уровень (сознательный или бессознательный), а также вид регуляции деятельности (произвольной или непроизвольной);

3 Д инамический, на основе которого изучаются механизмы, поддерживающие способность человека к деятельности, а также условия, обеспечивающие ее движение и развитие, появление ее новых форм. В этом плане исследуются условия, которые обеспечивают устойчивость целенаправленной деятельности в обстановке постоянно меняющейся реальности. Большую роль здесь играет анализ психофизиологических механизмов, обеспечивающих эффективную деятельность.

Литература

1. Агафонова Е. А. Оценка качества образования как средство стимулирования учебной деятельности студентов: монография. – Киров: Изд-во ООО «Лобань», 2013.

2. Безрукова В. С. Основы духовной культуры / Энциклопедический словарь педагога, 2000.

3. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. − М.: Издат. центр «Академия», 2001.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: