Своеобразие сюжетов и характер конфликтов в пьесах А. П. Чехова.




Чехов стремился к тому, чтобы в его пьесах господствовала жизненная правда, неприкрашенная, во всей её обычности и будничности.

Утверждение духовной красоты простых, обыкновенных людей, изображение их в естественных условиях окружающей и определяющей их поступки общественной среды – таков главный принцип чеховской поэтики.

Его новаторство выразилось в том приближении к жизненной правде, к естественности её проявлений, которое так изумительно точно названо Горьким глубоко человечной объективностью. «Страшная сила его таланта именно в том, - писал М. Горький, - что он никогда ничего не выдумывает от себя, не изображает «того, чего нет на свете»[5].

Чехов не допускает необычных происшествий, запутанных или загадочных ситуаций. Действующими лицами его пьес не бывают выдающиеся личности, а всегда – обыкновенные люди, судьбы которых объединяются обычным событием.

В пьесах Чехова нет главного действующего лица, которому подчинены все остальные.

Своеобразие чеховских пьес – в воспроизведении жизненной повседневности, в изображении будней обычных людей в условиях дворянско-буржуазной России.

Показывая естественное течение повседневной жизни обычных людей, Чехов кладёт в основу своих сюжетов не один, а несколько связанных между собой конфликтов. Ведущим является конфликт действующих лиц со всей окружающей их социальной средой.

Обращаясь к пьесе «Три сестры», мы не найдём в ней борьбы действующих лиц между собой. Основной конфликт действующих лиц этой пьесы – это конфликт со средой, с враждебными им обстоятельствами жизни. Стремление сестёр Прозоровых в Москву, к творческому труду, к осмысленной жизни, к счастью находится в противоречии с условиями жизни, которая и разбивает их надежды. В пьесе есть и другие социально важные конфликты: сестёр Прозоровых с их братом и его женой, Маши с её мужем, Тузенбаха с Солёным, Андрея с женой. Чехов убеждает в том, что причина крушения надежд сестёр Прозоровых в нелепых условиях тогдашней общественной жизни.

Новаторские особенности содержания чеховских пьес, основу которых составили не выдающиеся «герои», а судьбы многих обычных людей явились отражением особенностей третьего этапа русского освободительного движения, являющегося движением самих народных масс. В эту пору попытки уяснить своё место в жизни, желание включиться в той или иной мере в решение общих её вопросов, стремление бороться за свои человеческие права стали захватывать всё более и более широкие общественные круги. Писателей этой поры стали привлекать судьбы многих людей, масс.

Именно эти новаторские особенности содержания чеховских пьес нашли своё развитие в драматургии социалистического реализма, в пьесах Горького и его продолжателей.

 

Значение драматургии А. П. Чехова.

Драматургия Чехова, откликавшаяся на актуальные вопросы своего времени, обращавшаяся к повседневным интересам, переживаниям и волнениям обычных людей, будила дух протеста против рутины, звала к социальной активности, к улучшению жизни. Поэтому она всегда оказывала на читателей и зрителей огромное влияние. Значение чеховской драматургии давно вышло за пределы нашей родины, оно стало мировым.

По силе своего эмоционального воздействия Чехов едва ли не самый выдающийся драматург в искусстве критического реализма.

К. С. Станиславский писал, что «Чехов – неисчерпаем, потому, что, несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своём основном, духовном лейтмотиве не о случайном, не о частном, а о Человеческом, с большой буквы».

Стремясь воспроизвести серую, скучную, томительную жизнь в условиях самодержавно – капиталистического гнёта, показывая, как прозябали, затягивались плесенью, отравлялись гнилыми испарениями жизненной пошлости, задыхались, калечились и гибли хорошие, талантливые люди, Чехов исчерпал возможности критического реализма до конца.

Создавая свои пьесы, Чехов был проникнут стремлением к жизненной и художественной правде, и это обусловило непреходящее значение его гениальных пьес.

А. П. Чехов приоткрывал в мечтах своих положительных героев завесу желанного и вёл энергичную борьбу за приближение новой жизни, в которой хозяевами должны были стать люди труда.

Чехов глубоко вошёл в нашу жизнь, он стал нашей национальной гордостью и славой всего прогрессивного человечества.

 

 

Библиография

 

Художественные тексты

 

1. Чехов А. П. Пьесы. – М.: Дет. Лит., 2010. – 314 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: