Какими идеями обогатилась греческая религия и философия в эпоху завоеваний Александра




Они обогатились идеей монотеизма и идеей спасения души как основы религиозного познания (с их использованием в Греции, а позже и Римской державе разрабатывались не только число религиозные, но и философские системы, которые в античном мире вообще часто вступали в синтез). Также Греция обогатилась многими практическими знаниями из области математики, геометрии, астрономии, механики и других точных наук.

Список литературы.

1. История Древней Греции под ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1996. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.sno.pro1.ru/lib/kuzishchin/

2. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в, Загладин Н.В., Симония Н.А..: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2006. Электронный ресурс. Режим доступа: https://uchebnik-tetrad.com/istoriya-uchebniki-rabochie-tetradi/uchebnik-po-istorii-10-klass-zagladin-simoniya-chitat-onlajn#prettyPho

Вопросы для сравнения Держава Селевкидов Птолемеевский Египет Пергам Парфия Македония и Балканская Греция
Годы существования держав 312-64 гг. до н.э. 332 — 30 гг. до н. э 283—133 гг. до н.э. 250-227 гг. до н.э IX в. до н. э. — 146 до н. э.
Правящие династии Династия Селевкидов Династия Птолемеев Династия Атталидов Династия Аршакидов. Династия Аргеадов Династия Антигонидов
Политика по отношению к покорённым народам, статус греков и македонян Эксплуатация покоренных народов Греки и македоняне рассматривались династией как прямая социальная опора Преобладание греческих начал в общественной и государственной структуре   Филипп V пытался заменить враждебно настроенные к нему слои городского населения фракиянами и другими варварами: из приморских и самых значительных городов он выселил наиболее активных политиканов в область Эмафию, наполнив вместо них города фракиянами и варварами. Эта политика Филиппа должна была сказаться в какой-то мере и на положении части рабского населения страны: фракияне приносили свои собственные установления касательно использования подневольного труда, гораздо болееархаичные, чем институты античного рабства. Не все переселяемые в Македонию люди шли туда по своей воле: Филипп увез из Фессалии 500 лучших юношей и использовал их труд на рабских должностях. Обиженные не говорят о превращении пленных юношей в рабов. Можно думать, что потребность в свободных или полусвободных работниках побудила царя использовать этих знатных пленников на каких-то работах, обычно выполнявшихся зависимыми македонянами.    
Политический строй и система управления Главой государства был царь. Его власть была абсолютной. Он являлся верховным главой гражданской администрации, главнокомандующим армией, верховным судьей и даже источником права. В государстве Селевкидов существовала достаточно развитая бюрократическая система. Высшими сановниками государства были «ведающий делами» (нечто вроде премьер-министра), глава царской канцелярии и финансовый контролер, отвечавший за сбор налогов и т. д. Цари, как и в Древнем Египте во времена фараонов, обожествлялись, считались неограниченными носителями власти и источником права. Царь был верховным собственником всей земли и единоличным распорядителем всех богатств. Ближайшее окружение царя составляли его родственники и друзья, которые делились на ранги и которые в действительности не были его родственниками и друзьями, а придворными чинами. Из их среды назначались руководители центральных ведомств, ведающих управлением соответствующих отраслей, высшие военачальники. Штат областных чиновников ведал жизнью номов, на которые делился Египет. Во главе нома стояли стратег, осуществлявший военно-политическую власть, и номарх, ведавший гражданскими делами. Номы, в свою очередь, делились на топы (районы) и комы (деревни) — низшие административные единицы. Руководство топами и комами осуществляли чиновники низшего ранга, которые в своих действиях руководствовались инструкциями вышестоящих органов. Политическая организация пергамской монархии имела некоторые отличия от традиций Селевкидов или Птолемеев. Атгалиды считались «демократическими» монархами: в Пергаме не существовало царского культа, обожествления царя и царицы Бюрократический аппарат Атталидов был скромным по размерам и силе влияния на общество Парфия имела непростой общественно-политический строй. Как и любое государство древнего мира, оно не было монолитным и однородным. Страна разделялась на восемнадцать сатрапий. При монархе существовало два совета, выполняющих совещательные функции, один состоял из близких родственников, а второй из магов (жрецов) Характер царской власти в Македонии все больше приближается к тому, что мы видим в других эллинистических монархиях. Представителями царя на местах являлись эпистаты, на территориях, не входящих в собственно Македонию, власть принадлежала стратегам, назначаемым царем. В Македонии не было столь сильно развитого бюрократического аппарата, который существовал в царстве Селевкидов и особенно Птолемеев, не существовало государственного царского культа, хотя в некоторых греческих городах, зависимых от Македонии, Антигонидам воздавались божественные почести.
Социальная структура Только часть местной знати в той или иной степени включалась в состав господствующих слоев царства Селевкидов. Большая часть населения огромной страны была объектом эксплуатации Рабы широко использовались в качестве домашней прислуги, работали в мастерских и на полях Основной категорией эксплуатируемого населения были так называемые «царские люди» (лаой), т. е. общинники. Царские люди» считались лично свободными, они владели имуществом, заключали сделки. Однако полностью свободными их считать нельзя, они были крестьянами, зависимыми от государства и прикрепленными к общине. Пришлое иноземное население рассматривалось как привилегированный элемент и вливалось в различные слои господствующего класса; В состав господствующего класса, естественно, входили и местные землевладельцы, торговцы, многочисленное жречество, верхушка египетских общин. Однако в целом можно говорить о двух больших социальных группах в составе господствующего класса птолемеевского Египта: греко-македонян и местной знати. После греко-македонского завоевания в Египте возросло общее число рабов и их роль в производстве. Структура пергамской экономики обусловила и особенности социально-классовой структуры пергамского эллинистического общества, прежде всего довольно значительную роль рабовладельческих отношений греческого типа. Рабов было достаточно много в поместьях знати, на участках клерухов, жителей греческих городов, в крупных и средних ремесленных мастерских. Наряду с рабами основными производителями были свободные люди, зависимые арендаторы или ремесленники, мелкие торговцы Некоторое своеобразие имелось и в составе господствующего класса, в котором не было такого резкого разделения на привилегированную греко-македонскую верхушку и местную знать. Парфянское царство не обладало однородной социальной структурой. В восточных областях основную массу населения составляли лично свободные крестьяне-общинники, эксплуатируемые государством. Постепенно формировались отношения личной зависимости крестьян от отдельных представителей знати — «свободных» (азатов), сословие которых включало как потомков парнской кочевой аристократии, так и верхушку парфянской земледельческой знати. Большую роль в хозяйстве играл труд рабов. Источники сообщают о значительном количестве рабов в Парфии, причем дети рабов также оставались рабами. Формы эксплуатации рабов были весьма различны В Македонии, как и в предшествующее время, основную массу населения составляли свободные крестьяне, владевшие собственными участками земли и объединенные, по-видимому, в общины. В эллинистическое время в Македонии достаточно широко распространяются рабовладельческие отношения  
Экономическая политика, налоговая система Главными, наиболее развитыми в экономическом отношении областями царства Селевкидов были Северная Месопотамия, Вавилония и Северная Сирия. В Вавилонии, Сирии и других сатрапиях царства Селевкидов применялся правильный севооборот, производились посевы бобовых и масличных растений: кунжута, льна и др. Большое распространение имели культура винограда и виноделие (Сирия). Земледелие было нередко связано со скотоводством. В больших хозяйствах разводили коней, быков, верблюдов, овец и другие виды скота. Активно была развита торговля. Особое место в налоговой системе занимал «форос» — подать, уплачиваемая отдельными коллективами (городами, племенами, общинами и т. д.). Форос выплачивался как деньгами, так и натурой (драгоценными металлами, зерном и лошадьми) Существовали и другие налоги: подушная подать, налог на соль, таможенные и торговые сборы (известны документы о взимании налогов на торговлю рабами), наконец, так называемый «венечный налог» — в обычных условиях он собирался тогда, когда царь лично прибывал в сатрапию Основой экономической политики Египта было ирригационное земледелие.Вместо традиционной культуры ячменя стали широко культивировать более ценную пшеницу; шире, чем в прежние времена, разводили лен, папирус, окультурили новые для Египта рис и хлопчатник. Египте получили развитие различные ремесленные производства. Важным производством было изготовление таких основных продуктов питания, как растительное масло и пив.Птолемеи вели широкую торговлю на мировых рынках в Египетском царстве существовало 218 различных налогов: налог на пользование землей, за семена, тягловый скот, инвентарь, охрану царских складов, очистку семян, измерение земли, оплату писцов, за фураж, храмовые сборы, сбор на золотую корону при восшествии царя на престол, сборы на содержание флота и маяка, полицию, врачей, бани и многие другие. В пергамской экономике в большей степени проявились характерные черты античной системы: использование рабов во многих отраслях хозяйства, внедрение интенсивных методов эксплуатации труда и элементов товарного производства. В сельском хозяйстве Пергама наблюдалось равномерное сочетание разных отраслей: хлебопашества, виноградарства, оливководства и скотоводства (особенно коневодства и овцеводства). Пергам располагал значительными излишками зерна и наряду с Египтом был крупным экспортером хлеба. На средиземноморских рынках ценилось пергамское оливковое масло, а на запасах местной шерсти и шкур работали знаменитые ткацкие и пергаменные мастерские. В пергамской экономике довольно высоким был удельный вес торговли, ремесла и товарного производства. Основными отраслями парфянского хозяйства были земледелие, скотоводство, ремесленничество, торговля. Основным налогом в парфянскую эпоху был поземельный налог — денежный или натуральный, называвшийся и исчислявшийся по-разному — в зависимости от категорий земель и областей, где он собирался. Кроме поземельного налога существовал еще и подушный налог.Помимо него существовала система «царских» налогов — налоги на ремесло квартирный налог. Очень развита была система местных налогов — на товары, являвшиеся царской монополией, на рабов, выпас скота, за пользование водой и т. д. Горное дело было одной из важных отраслей экономики Македонии. Важную роль играли леса, поскольку строевой лес шел на строительство кораблей. Основой хозяйства Македонии по-прежнему было сельское хозяйство. Однако оно, видимо, высокой продуктивностью не отличалось. Поземельный налог давал казне всего 200 талантов. Предполагается, что цари получали в качестве налога 1/10 урожая.
Политика в области культуры Как можно заметить и по археологическим данным, в державе процветало искусство с характерной для эллинизма помпезностью и страстью к увеселениям, которым была подчинена и религия. Причем если Птолемеи создали государственный культ на основе греко-египетского синкретизма, в центре которого был бог Серапис, то Селевкиды, придерживаясь культурной политики строгой эллинизации, считали своим покровителем бога искусств и наук Аполлона. македонские цари Сирии посвятили Аполлону одно из самых привлекательных мест благочестия в языческом мире. Был воздвигнут великолепный храм в честь бога света, а его колоссальная фигура почти совершенно наполняла обширное святилище, блестевшее золотом и драгоценными каменьями и украшенное произведениями греческих художников.. Александрия представляла собой крупнейший эллинистический центр культуры. Сюда съезжались ученые, архитекторы, скульпторы, художники со всех концов античного мира. Одна из главных достопримечательностей Александрии - Александрийская библиотеке. Александрия была самым богатым городом своего времени, поэтому в ней возводилось много замечательных сооружений, к которым принадлежит Александрийский маяк на скалистом острове Форос близ дельты Нила. Большой интерес в культуре эллинистического Египта представляет такое явление, как фаюмский портрет, получивший название по месту обнаружения первых его экземпляров в селении близ Фаюма (Средний Египет). Он совместил в себе египетские и европейские традиции.   В библиотеке Пергама хранилось до 200 000 свитков, она уступала только Александрийской библиотеке; в Пергаме впервые стал употребляться взамен папируса писчий материал пергамент. Пергам славился своей медицинской школой. Пергамские цари поддерживали культурные связи с Афинами и всячески стремились подчеркнуть свое уважение к традициям Афин. Главным божеством Пергама стала богиня Афина. Цари Пергама создали не только библиотеку, но и настоящий музей искусства. Они скупали картины и греческие статуи, заказывали копии работ известных мастеров. По заказу царей Пергама были созданы несколько выдающихся произведений античного искусства, и в их числе - знаменитый Пергамскийалтарь,входящий в ряд версий Античного списка Чудес Света.   Первоначально искусство П. ц. выступало как одна из ветвей эллинистической культуры (См. Эллинистическая культура). В дальнейшем элементы эллинистического искусства, принесённого завоевателями, частично были вытеснены, а частично творчески переработаны местным населением. Для восточной части П. ц. были типичны храмы, которые по плану (квадратное святилище с 4 колоннами в центре, окруженное помещениями), возможно, восходят к древнему храму огня (храм в Персеполе, 3 в. дон. э.) Можно говорить о подъеме некоторых отраслей его, особенно производящих предметы роскоши (например, производство дорогих прозрачных тканей на острове Кос; паросского мрамора для домов знати и т. д.).    

 

 

Список использованной литературы:

1.https://studwood.ru/972347/istoriya/sistema_nalogooblozheniya_ellinisticheskogo_egipta

2.https://studbooks.net/604016/kulturologiya/kultura_ellinisticheskogo_egipta

3.https://texts.news/stran-azii-istoriya/naloga-denejnaya-sistema-60323.html

4.История Древней Греции под ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1996. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.sno.pro1.ru/lib/kuzishchin/

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: