В эпоху НТР машиностроение возникло и стало быстро развиваться в десятках новых стран, поэтому ни одна другая отрасль промышленности не может сравниться с ним по распространенности в мире. И тем не менее различия между отдельными странами остаются еще очень большими, о чем свидетельствуют данные таблицы 1, показывающие «кто есть кто» в мировом (зарубежном) машиностроение.
Из первой колонки таблицы вытекает, что лидируют в мировом машиностроении три страны – США, Япония и ФРГ. Они же имеют наиболее полную номенклатуру машиностроительного производства, включающую все или почти все его подотрасли. (Из стран СНГ в лидирующую группу входит Россия). Кроме этих стран в состав «первой десятки» входят также Франция, Великобритания, Италия и Испания, обладающие весьма широкой номенклатурой машиностроения, Китай, Канада и бесспорный лидер развивающегося мира в этой отрасли – Бразилия.
Страна | Стоимость продукции, в млрд. дол. | Доля машиностроения в стоимости обрабатывающей промышленности, в % | Доля машиностроения в стоимости экспорта страны, в % | |
США | 289,1 | |||
Япония | 146,2 | |||
ФРГ | 76,6 | |||
Франция | 40,9 | |||
Великобритания | 32,5 | |||
Италия | 30,1 | |||
Китай | 24,7 | |||
Канада | 14,7 | |||
Бразилия | 13,9 | |||
Испания | 9,9 | |||
Индия | 9,3 | |||
Швейцария | 8,7 | |||
Швеция | 7,3 | |||
Австралия | 7,1 | |||
Нидерланды | 6,5 | |||
Мексика | 6,1 | |||
Республика | Корея | 5,6 | ||
Австрия | 4,4 | |||
Бельгия | 4,3 | |||
Финляндия | 2,9 | |||
Аргентина | 2,8 | |||
Дания | 2,3 | |||
Сингапур | 2,1 | |||
Норвегия | 2,0 | |||
Израиль | 1,9 | |||
Турция | 1,8 | |||
ЮАР | 1,8 | |||
Сянган | 1,3 | |||
Нигерия | 1,2 | |||
Новая Зеландия | 1,0 |
Без стран СНГ и Восточной Европы
В составе «второй десятки» преобладают менее крупные страны Западной Европы с характерной для них гораздо более узкой специализацией. В нее входит также Австралия, а из развивающихся стран – Индия, Мексика и Республика Корея, далее других продвинувшиеся по пути индустриализации. (Из стран Восточной Европы на этом уровне находятся Польша и Чехословакия). Наконец в «третьей десятке» экономически развитые страны и развивающиеся страны представлены поровну.
Данные второй колонки таблицы существенно дополняют абсолютные показатели ее первой колонки. Хотя на их основе возможна своя группировка стран, ограничимся лишь констатацией того, что в большинстве развивающихся стран доля машиностроения в стоимости продукции всей обрабатывающей промышленности не превышает пока 20 %. Данные третьей колонки косвенно отражают степень втянутости машиностроения в международное географическое разделение труда. Наиболее высока она в Японии, США, ФРГ, Швеции, Канаде, а незначительна в Австралии, Новой Зеландии, Турции, ЮАР, Нигерии.
Если интерпретировать данные таблицы 1 в территориальном плане, попытавшись положить их на карту, можно сформировать представление о трех главных машиностроительных регионах мира.
Ведущее место среди них по масштабам производства (30% мирового) занимает регион Северной Америки, включающий США, Канаду, Мексику. Он особенно выделяется по крупным ЭВМ, самолетам, ракетно-космической технике, причем в США почти половина всей машиностроительной продукции направляется на экспорт.
Регион зарубежной Европы по размерам производства примерно равен региону Северной Америке и фактически делит с ним первое-второе места. В качестве бесспорного лидера здесь выступает ФРГ, затем следует Франция, Великобритания, Италия, Испания, специализирующиеся прежде всего на массовых видах машиностроения, включая станкостроение, автомобилестроение и т. п. Доля машиностроительной продукции в экспорте наиболее велика в ФРГ. Но по экспорту машин и оборудования из расчета на душу населения первое место не только в регионе, но и в мире занимает Швейцария.
На третий регион, включающий страны Восточной и Юго-Восточной Азии приходится более 1/5 мирового машиностроения. Лидирует в нем Япония, которая по темпам роста этой отрасли опередила и США и зарубежную Европу. Еще в середине 50-х годов по стоимости машиностроительной продукции Япония находилась на уровне Италии, но к середине 60-х годов достигла уровня ФРГ и Великобритании, а в середине 70-х годов намного его превзошла. Как вытекает из таблицы, в наши дни по общим размерам машиностроения в экспорте Япония – самая высокая в мире. Помимо Японии, в состав региона правомерно включить и такие «страны новой индустриализации» как Республика Корея, Сингапур, а также Китай.
В дополнение к таблице нельзя не сказать о том, что четвертый машиностроительный регион мира образуют страны СНГ, отличающиеся большим объемом производства и оборудования, но отстающие по развитию наукоемких отраслей. Кроме отмеченных четырех главных регионов на машиностроительной карте мира видное место занимают Бразилия, Индия, Австралия.
Таблица 2
Мировое станкостроение в конце 80-х годов
Весь мир, страны | Производство, в млрд. дол. | Доля экспорта ко всей продукции, в % | |
Весь мир | 43,0 | … | |
Япония | 9,8 | ||
ФРГ | 7,9 | ||
СССР | 5,0 | ||
США | 3,3 | ||
Италия | 3,0 | ||
Швейцария | 1,8 | ||
Великобритания | 1,6 | ||
Франция | 1,0 | ||
Тайвань | 1,0 | ||
Китай | 0,8 | … | |
Испания | 0,8 | ||
Республика Корея | 0,8 | … | |
Румыния | 0,7 | … | |
Югославия | 0,8 | … | |
Чехословакия | 0,5 | … | |
Бразилия | 0,5 | … | |
Швеция | 0,4 | … | |
Канада | 0,4 | … | |
Польша | 0,3 | … |
В судостроительной промышленности мира бум пришелся на 60-е и первую половину 70-х годов. Своего пика он достиг в 1975 году, когда на воду были спущены суда суммарным водоизмещением в 35 млн. бр.-рег. т. (Для сравнения: в 1950 г. – 3,5 млн., в 1960 г. – 8 млн.). Но затем эта отрасль вступила в полосу длительного спада и даже кризиса, вызванного прежде всего мировым энергетическим кризисом и резким сокращением морских перевозок нефти. У в 1980 году спуск на воду морских судов составил 13 млн. бр.-рег. т., т. е. всего за пять лет он сократился почти в три раза! К концу 80-х годов он уменьшился до 11 млн. бр.-рег. т. Производственные мощности мирового судостроения в наши дни используются лишь на 40%.
Одновременно произошли кардинальные сдвиги и в географии мирового судостроения. До второй мировой войны главным ареалом развития этой отрасли была Западная Европа, в которой особенно выделялась Великобритания, державшая мировое первенство в этой области с начала XIX века. Перед второй мировой войной она одна спускала на воду половину всего мирового тоннажа морских судов. Крупным судостроением выделялись и другие страны Западной Европы. Во всяком случае в 1950 году в «первую десятку» судостроительных стран входили (без СССР): Великобритания, США, Япония, Швеция, Нидерланды, ФРГ, Дания, Италия, Норвегия, Канада. Достаточно сравнить этот перечень с данными таблицы 3, чтобы увидеть, что из старого состава ныне в «первой десятке» остались только Япония (с 1956 года она на первом месте), ФРГ и Дания. Великобритания оказалась во «второй десятке», а Италия, Норвегия и Швеция оказались оттесненными на 19, 20 и 21 места.
Таблица 3
Судостроение мира в конце 80-х годов
Весь мир, страны «первой десятки» | Спуск на воду, в тыс. бр.-рег. т. | |
Весь мир | ||
Япония | ||
Республика Корея | ||
ФРГ | ||
Бразилия | ||
Тайвань | ||
Дания | ||
Польша | ||
Китай | ||
Югославия | ||
Финляндия |
Главное новшество – начало «переселения» мировой судостроительной промышленности из экономически развитых стран в развивающиеся. Об этом нагляднее всего свидетельствует пример Республики Корея, которая еще в конце 80-х заняла в мировом судостроении «вторую строчку». Япония и Корея стали не только крупнейшими производителями, но и экспортерами морских судов; первая из них обеспечивает 40%, а вторая 33% мирового экспорта.
Еще в 1980 году первые пять мест в перечне стран-производителей радиоприемников занимали Япония, США, СССР, ФРГ и Франция. Теперь же все места в «первой пятерке» принадлежат странам Восточной и Юго-Восточной Азии, выпускающим преимущественно дешевые транзисторные радиоприемники. Особенно сильный «рывок» за 80-е годы совершил Гонконг, где радиотехническую продукцию выпускают сотни фирм.
Во многом аналогичная ситуация сложилась и в мировом производстве часов. До начала 70-х годов признанным лидером в этой области была Швейцария, выпускавшая примерно 100 млн. наручных часов в год. Но после изобретения кварцевых часов, часовая промышленность этой страны вступила в полосу кризиса, а на первое место выдвинулась Япония. Затем Японию обогнал Гонконг, производящий самые простые и дешевые электронные часы, и теперь в «первой десятке» уже пять азиатских стран. Нужно, однако, иметь в виду, что многие здешние предприятия представляют собой филиалы японских и швейцарских фирм, которые сохранили за собой производство более сложных и дорогих часов. В «первой десятке» стран-производителей фотоаппаратов азиатские страны также занимают теперь пять мест.
Таблица 4
Мировое производство радиоприемников в конце 80-х годов
Весь мир, страны «первой десятки» | Выпуск радиоприемников, в млн. шт. | Весь мир | ||
Гонконг | ||||
Китай | ||||
Малайзия | ||||
Сингапур | ||||
Япония | 17,5 | |||
Республика Корея | ||||
США | 9,7 | |||
СССР | ||||
Бразилия | 7,5 | |||
ФРГ |
Таблица 5
Мировое производство фотоаппаратов в конце 80-х годов
Весь мир, страны «первой десятки» | Выпуск фотоаппаратов, в млн. шт. | |
Весь мир | ||
Япония | ||
США | ||
Гонконг | ||
Китай | ||
СССР | 2,7 | |
Великобритания | 2,3 | |
ФРГ | ||
Республика Корея | ||
Бразилия | 0,6 | |
Сингапур | 0,5 |