Формирование учебной самостоятельности младших школьников




Сегодня основной целью образования XXI века определяют развитие умения учиться на основе самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации.

Роль учителя начальной школы в достижении этой цели, несомненно, огромна и заключается в его умении создавать условия для развития учебной самостоятельности ребенка. Младший школьник, не владеющий к окончанию начальных классов базовыми навыками умения самостоятельно учиться, в основной школе часто теряет мотивацию к учению, не справляется с растущей нагрузкой, учится значительно ниже своих возможностей, и как результат, отсроченный во времени, не реализует весь свой жизненный потенциал.

Дети часто строят своё поведение, исходя из своего понимания «Я САМ!», убеждая нас, что они многое могут сделать сами, без помощи взрослого. Насколько мы, учителя начальной школы, соответствуем детской потребности в самостоятельности? Совпадаем ли мы с учеником в его стремлении реализовать эту естественную для него потребность быть, а не стать самостоятельным, проявить себя, утвердиться в своих знаниях, в своей самости?

Да, мы осуществляем общепринятые «классические подходы» к организации самостоятельной работы учащихся. Позволю себе небольшой методический экскурс на эту тему:

- самостоятельная работа на этапе актуализации знаний перед введением нового материала и его закреплением носит 1) воспроизводящий характер (типовые учебные задачи с полностью заданными условиями выполняются учениками на основе подробной инструкции) и 2) реконструктивно-вариативный характер (учебные задачи требуют от учащихся выполнения различных преобразований, обобщений, с опорой на ранее приобретённые знания и умения).

- самостоятельная работа на этапе освоения новых знаний включает в себя учебные задачи 1) и 2) типа, а также предполагает использование заданий 3) частично поискового характера, отличающихся от предыдущих большей степенью самостоятельности учащихся в поиске способов решения поставленных задач, а также 4) исследовательского характера, когда учащимся самим предлагается разрешить проблему, составить алгоритм решения, сделать обобщение.

- самостоятельная работа на этапе закрепления знаний и развития навыков и умений учебной деятельности строится на многократном выполнении заданий всех типов, а также творческих задач, в которых осуществляется использование знаний в новых нестандартных условиях, интеграция новых знаний в базу имеющихся, наличных.

- самостоятельная работа на этапе контроля и определения уровня усвоения учащимися знаний и умений, результатом которой становится отметка; используются все типы учебных задач, задания предлагаются аналогичные.

Но возникает целый ряд вопросов: «Являются ли эти «классические подходы» той самой учебной самостоятельностью, ведущей к умению учиться? Не подменяем ли мы ее привычными для нас приемами организации самостоятельной работы детей на уроке и дома? Насколько учитель самостоятелен сам? Каков уровень его культуры самостоятельной деятельности?» Огромное количество вопросов, как точка отсчета… Готовых ответов нет.

Давайте попробуем начать поиск ответов с определения самостоятельности. Самостоятельность в общепринятом значении - это независимость, способность определять основание для выбора собственного действия, осуществлять свою автономию и обособлять свои позиции; планировать, регулировать, оценивать и анализировать процесс и результаты своей деятельности без помощи и вмешательства других; соотносить свои интересы и возможности с выполнением своих обязанностей, с общепринятыми общественными нормами.

Уточним понятие «учебная самостоятельность». Г.А. Цукерман, российский психолог с мировым именем, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО считает, что учебная самостоятельность – это «способность человека (1) обнаруживать, каких именно знаний и умений ему недостает для решения данной задачи и (2) находить недостающие знания и осваивать недостающие умения. Первая составляющая умения учиться обеспечивается образованием, расширяющим рефлексивные возможности младших школьников и подростков. Вторая составляющая умения учиться связана с развитием еще одной фундаментальной человеческой способности - выходить за границы наличного опыта, трансцендировать (от лат. transcendo – переступать, выходить за пределы, нарушать). Человек, умеющий учиться самостоятельно, столкнувшись с новым типом задач, способен преобразовывать известные ему способы действия и искать новые, используя при этом ресурсы, предоставляемые человеческой культурой (в частности, учебники, справочники, словари и т.п.)».

В начальных классах учитель для ребенка – тот самый, очень важный для него носитель и хранитель культуры школы, культуры учения. Если учитель рассматривает развитие учебной самостоятельности ребенка, как особо значимую задачу, тогда важнейшим механизмом для него становится пространство поисковой активности и продуктивной деятельности детей. В таком пространстве дети могут самостоятельно не только воспроизводить отдельные функциональные характеристики знаний, но и расширять сферу их применения в соответствии со своими интересами и потребностями на основе смыслов, традиций, норм и правил уклада школьной жизнедеятельности.

Возможно ли создание такого пространства усилиями, ресурсами, возможностями одного учителя?

Думаю, да. Если он опирается на возможности двух ведущих деятельностей ребенка: игры и учения. Если он подкрепляет это использованием способов поддержки и оформления детской субъектности и инициативы. Если он учится вместе с детьми сотрудничеству и кооперации с другими людьми. Если «в триаде "ученик, учебный предмет, учитель" последний выступает не на стороне предмета, двое на одного - это многовато (да еще и родителей зовут на помощь)» (Г.А. Цукерман). Если обучение невозможно для него без совместного с детьми творчества. Если в его арсенале есть место рефлексии, самооценке и объективной оценке, как базовым основаниям саморазвития.

Думаю, нет. Слишком много «если» на одного учителя.

Однако, профессиональный стандарт говорит о современном учителе, что это «педагог широкого профиля», консультант-наставник, тьютор, творческий (научный) руководитель, мастер. Содержание его работы – сотрудничество, педагогическая поддержка, нравственный пример.

Однако, Учитель и есть главное «условие» самостоятельного бытия ребенка в школе. Счастливого бытия любого ребенка…

 

Этот текст – пролог к научным статьям и книгам Г.А. Цукерман, которые читаются и перечитываются. Ибо они много дают в развитии собственной самостоятельности. Не только учебной.

Цукерман Галина Анатольевна, д.псх.н., профессор, ведущий научный сотрудник ПИ РАО, член редколлегии журнала «Культурно-историческая психология»

Публикации в журналах

1. Игра и учение: встреча двух ведущих деятельностей. Культурно-историческая психология (2016. Том 12, № 2. С. 4–13)

2. По итогам научно-практической сессии «Теория и практика учебной деятельности: традиции и инновации» к 85-летию со Дня рождения В. В. Давыдова. Психологическая наука и образование (2015. Том 20, № 3. С. 197–218)

3. Развитие письменной речи младших школьников средствами обучения. Культурно-историческая психология (2014. Том 10, № 1.С. 34–42)

4. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования. Психологическая наука и образование (2010. № 4. С. 77–90)

5. От умения сотрудничать к умению учить себя. Психологическая наука и образование (1996. № 2)

6. О поддержке детской инициативы. Культурно-историческая психология (2007. № 1. С. 41–55)

7. Урок в системе развивающего обучения (планирование и импровизация). Психологическая наука и образование (1998. № 1)

8. Как младшие школьники становятся субъектами учебной деятельности? (три года лонгитюдного исследования). Психологическая наука и образование (2000. № 1)

9. Две фазы младшего школьного возраста - Психологическая наука и образование (2000. № 2)

10. Становление субъекта учебной деятельности (трехлетнее лонгитюдное исследование младших школьников) - Психологическая наука и образование (2003. № 2)

11. Развивающие эффекты системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова - Психологическая наука и образование (2003. № 4)

12. Что оценивает объективная оценка? - Психологическая наука и образование (1997. № 4)

13. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития - Культурно-историческая психология (2006. № 4. С. 61–73)

14. Понимание противоречий: микроанализ задач теста PISA-2000 - Психологическая наука и образование (2005. № 1. С. 51–63)

Другие публикации:

1. Романеева М.П., Цукерман Г.А., Фокина Н.Э. Роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников // Вопросы психологии. 1980. №6.

2. Цукерман Г.А., Романеева М.П. Кооперация со сверстниками как существенное условие обучения младших школьников // Вопросы психологии. 1982. №1

3. Цукерман Г.А., Фокина Н.Э. Поведение младших школьников в коллективной учебной работе // Вопросы психологии. 1983. №4

4. Цукерман Г.А. Условия развития рефлексии у шестилеток // Вопросы психологии. 1989. №2

5. Цукерман Г.А. Предметность совместной учебной деятельности // Вопросы психологии. 1990. №1

6. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1990. №3

7. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. О чем мы спорим? // Вопросы психологии. 1990. №3

8. Цукерман Г.А., Елизарова Н.В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. 1990. №6

9. Цукерман Г.А. Обыкновенный гуманизм//Вопросы психологии. 1990. №6

10. Цукерман Г.А. Готовность к школе // Вопросы психологии. 1991. №3

11. Давыдов В. В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. №3

12. Цукерман Г.А. Какая теория нужна школьной психологии? // Вопросы психологии. 1993. №1

13. Цукерман Г.А., Елизарова Н.В., Фрумина М., Чудинова Е.В. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. 1993. №2

14. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. №5

15. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: "ничья земля" в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. №3

16. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. 1998. №5

17. Цукерман Г.А. Обучение, творчество и понимание как синонимы // Вопросы психологии. 1999. №2

18. Цукерман Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности // Вопросы психологии. 1999. №6

19. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2001. №5

20. Цукерман Г.А. У истоков учебной общности: микроанализ одного урока в первом классе // Вопросы психологии. 2003. №4

21. Цукерман Г.А. Развитие учебного сообщества // Вопросы психологии. 2004. №1

22. Цукерман Г.А. Система Эльконина - Давыдова как ресурс повышения компетентности российских школьников // Вопросы психологии. 2005. №4

23. Цукерман Г.А. Ну и что нового сказано? // Вопросы психологии. 2007. №1

24. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Установка на поиск как развивающий эффект учебной деятельности // Вопросы психологии. 2007. №3

25. Цукерман Г.А., Суховерша Ю.О. Поисковая активность в учебной деятельности // Вопросы психологии. 2007. №5

26. Цукерман Г.А. О канонах экспериментального исследования // Вопросы психологии. 2009. №1

27. Цукерман Г.А. Как учителю удается построить интерпсихическое действие с первоклассниками // Вопросы психологии. 2009. №4

28. Ермакова И.В., Цукерман Г.А. Поиск новых средств решения учебных задач в начальной и основной школе // Вопросы психологии. 2009. №6

29. Цукерман Г.А. Обучение ведет за собой развитие. Куда? // Вопросы образования. 2010. №1.

Книги:

30. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.Томск, "Пеленг", 1993.-268 с.

31. Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос, 2001. — 160 с: ил. - (Б-ка школьного психолога).

32. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига, ПЦ «Эксперимент», 1997

33. Цукерман Г.А. Развитие учебной самостоятельности. М..ОИРО, 2010.- 432 с.

34. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. М.: Знание, 1989. — (Нар. ун-т. Пед. фак.; № 3).

35. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. М.: Открытый институт "Развивающее образование", 2010

Портал психологических изданий PsyJournals.ru - https://psyjournals.ru/authors/a1235.shtml [Цукерман Галина Анатольевна]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: