В большинстве организаций имеется список проверенных поставщиков, оказывавших им в прошлом приемлемые услуги, или тех, которые известны своей надежностью. Если в списке подходящего поставщика нет, организация должна его найти. Поставщиков, работающих с дешевой продукцией, вполне вероятно, можно отыскать в профессиональных журналах, каталогах или через деловые контакты. Что касается поставок дорогостоящей продукции, то здесь требуется более тщательный поиск, и времени на него может потребоваться гораздо больше. Выбор лучшего поставщика продукта осуществляется по следующим шагам.
· Отыскивают потенциальных поставщиков.
· Составляют общий список квалифицированных поставщиков, т.е. способных реально поставлять необходимую продукцию.
· Сравнивают организации, вошедшие в этот список, и удаляют из него те, что по каким-то причинам не устраивают.
· Продолжают вычеркивать из списка организации, пока не получится так называемый короткий список (обычно четыре – пять) наиболее перспективных поставщиков.
· Готовят запрос по расценкам и отправляют по короткому списку.
· Получают предложения с расценками.
· Проводят предварительную оценку предложений и вычеркивают из списка тех, с кем могут возникнуть проблемы.
· Проводят техническую оценку, чтобы определить, все ли предлагаемые продукты удовлетворяют спецификациям.
· Проводят коммерческую оценку, сравнение расходов и других условий.
· Готовят предварительные встречи с оставшимися поставщиками для обсуждения возможной сделки.
· Обсуждают условия, согласовывают отдельные конкретные характеристики.
· Выбирают поставщика, который в наибольшей степени соответствует предполагаемому заказу.
· Договариваются о встрече с этим поставщиком для уточнения деталей, возникших в последний момент.
· Размещают заказ у выбранного поставщика.
Такой подход требует значительного времени, однако помните, что плохой поставщик может вызвать гораздо больше проблем, чем плохие материалы. Эта процедура в полном объеме применяется только для крупных закупок. Обычно организация затрачивает относительно мало времени на поиск разных поставщиков, если:
· она покупает дешевые материалы;
· имеет только одного реально доступного поставщика;
· уже действует соглашение с поставщиком, работа которого устраивает;
· нет достаточного времени для проведения расширенных переговоров;
· организация проводит политику выбора конкретных типов поставщиков.
Процедура получения и оценки предложений от потенциальных поставщиков может быть организована различными способами, при этом наиболее распространенными и эффективными являются:
· конкурсные торги ( тендеры ).
· письменные переговоры между поставщиком и потребителем.
Конкурсные торги (тендеры) – широко используемая в индустриально развитых странах форма поиска и налаживания высокоэффективных взаимоотношений поставщиков и потребителей. Конкурсные торги проводят в случае, если предполагается закупить сырье, материалы, комплектующие на большую денежную сумму или планируется наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем.
Различают открытые и ограниченные тендеры, когда число подаваемых предложений ограничивается требованиями к поставщику (опыт, размер, финансовый статус и др.).
Конкурсные торги выгодны как поставщику, так и потребителю. Поставщик получает точное представление об условиях работы с потребителем. Потребитель совмещает решение проблем получения требуемого товара и выбор наилучшего во всех отношениях поставщика. Проведение тендера включает следующие этапы:
1) реклама;
2) разработка и публикация тендерной документации (процедура торгов, описание закупаемых товаров или услуг, критерии для оценки предложений, условия будущего контракта;
3) приемка и вскрытие тендерных предложений;
4) оценка тендерных предложений в строгом соответствии с тендерной документацией и запрещении каких-либо переговоров с участниками торгов;
5) подтверждение квалификации участников торгов;
6) предложение и присуждение контракта.
Письменныепереговоры между поставщиком и потребителем, в процессе которых потребитель получает официальное предложение на поставку товаров от потенциального поставщика, могут быть организованы двумя способами.
1. Инициатива вступления в переговоры исходит от продавца товара. Он рассылает потенциальным покупателям своей продукции предложения (оферты), в которых указываются: наименование товара; количество и качество товара; цена; условия и сроки поставки; условия платежа; характеристика тары и упаковки; порядок приемки-сдачи. Оферты могут быть твердыми и свободными.
Твердая оферта направляется только одному покупателю с указанием срока действия оферты, в течение которого продавец не может изменить свои условия. Неполучение ответа в течение этого срока равноценно отказу покупателя от поставки и освобождает продавца от сделанного предложения. Продавцу могут быть направлены и контрусловия покупателя. Если не удается прийти к соглашению в течение срока действия предложения, то переговоры продолжаются без учета обязательств продавца, взятых им по твердой оферте. Твердые оферты высылаются, как правило, традиционным партнерам. Свободная оферта не включает в себя никаких обязательств продавца по отношению к покупателю. Она может высылаться неограниченному числу потенциальных потребителей и включат как перечисленные выше реквизиты, так и рекламно-информационные материалы.
2. Инициатива вступления в переговоры исходит от покупателя. Он рассылает потенциальным поставщикам коммерческое письмо или запрос, главной целью которого является получение предложения (оферты). В запросе указываются все необходимые реквизиты (наименование товара, требуемое качество, условия и сроки поставки, платежа и пр.), кроме цены, которая указывается в ответном предложении. В случае если потенциальный покупатель обращается к своим постоянным контрагентам, то вместо запроса может быть выслан заказ.
Оценка предложений, поступивших к потенциальному потребителю, может вестись разными способами. Это может быть строго регламентированный процесс, как в случае конкурсных торгов, или более свободная процедура.