Образовательная среда как система.




Дисциплина «Проектирование, управление и экспертиза образовательной среды»

Лекция №2 «Образовательные системы»

Здравствуйте, уважаемые магистранты! Мы продолжаем с вами изучать Тему 1. «Образовательная среда. Образовательные системы».

На прошлой лекции мы рассмотрели сущность образовательной среды, а сегодня рассмотрим ее с позиции системного подхода, что впоследствии позволит нам перейти к рассмотрению проблем ее проектирования.

 

План лекции

1. Сущность системного подхода.

2. Образовательная среда как система.

3. Понятие об образовательных (педагогических) системах.

4. Характеристика основных образовательных (педагогических) систем.

Системный подход в образовании

В научной литературе содержится около 40 формулировок понятия «система». При этом выделяются два основных подхода к ее формулированию: 1) указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы; 2) понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними.

Ведущий отечественный теоретик-системщик В.Г. Афанасьев выделяет следующие признаки системы.

1) Наличие составных элементов (компонентов, частей), из которых образуется система. Элемент - это минимальная единица, обладающая основными свойствами данной системы и имеющая предел делимости в ее рамках. Минимально допустимое число элементов в системе - два.

2) Наличие структуры, т.е. определенных связей и отношений между элементами. Связь - это такое взаимодействие, при котором изменение одного компонента системы приводит к изменению других компонентов. В свою очередь меняется и тот компонент, который вызвал это взаимодействие. Связи существуют между отдельными компонентами и между компонентом и всей системой в целом. Способ связи между элементами определяет структуру системы.

3) Наличие интегративных качеств (системность), т.е. таких качеств, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов, образующих систему. Интегративность - это результат, получаемый от взаимодействия элементов.

4) Наличие функциональных характеристик системы в целом и отдельных ее компонентов.

5) Целеустремленность системы. Каждая система создается для достижения определенной цели. В связи с этим функции ее компонентов должны соответствовать цели и функции всей системы. Следует отметить, что данное свойство является специфичным для социальных систем.

6) Наличие коммуникативных свойств, которые проявляются в двух формах:

а) Во взаимодействии с внешней средой (среда - это совокупность всех условий, которые окружают человека и непосредственно или косвенно воздействуют на него);

б) Во взаимодействии данной системы с суб- и суперсистемами, т.е. с системами более низкого или высокого порядка.

7) Наличие историчности, преемственности или связи прошлого, настоящего и будущего в системе и ее компонентах.

8) Наличие управления. Этот признак, так же как и целеустремленность, является специфическим для систем биологического и социального происхождения. Существует ряд других признаков.

Среди перечисленных признаков выделяются те, что определяют уровень целостности (качество)системы, который зависит от:

а) целеустремленности, т.е. связи всех элементов с целью;

б) полноты набора компонентов;

в) тесноты взаимосвязи и числа связей между элементами системы;

г) полноты функционирования всех элементов системы.

Перечисленные признаки являются основанием для формулирования понятия «система». Итак, под системой понимается целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой.

 

В соответствии с представленным пониманием системы системный подход есть направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; данный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

Применим системный подход к пониманию образовательной среды.

Образовательная среда как система.

Начнем с определения образовательной среды, которое дала Н.Б. Крылова. Образовательная среда - это «часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов».

Образовательная среда как система представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса и межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. Образовательная среда влияет на каждого субъекта образовательного процесса.

На прошлой лекции мы уже говорили, что образовательная среда обладает большой мерой сложности, поскольку имеет несколько уровней - от федерального, регионального до основного своего первоэлемента - образовательной среды конкретного учебного заведения и класса. Образовательная среда также создается индивидом, поскольку каждый развивается сообразно своим индивидуальным особенностям и создает свое собственное пространство вхождения в историю и культуру, свое видение ценностей и приоритетов познания.

Современная образовательная среда складывается в сложном взаимодействии новых образовательных комплексов и систем:

- традиционных и инновационных моделей образования;

- сложных систем стандартов образования;

- сложного интегрирующего содержание учебных программ и планов, а также программ и планов внеурочной деятельности;

- высокотехнологичных образовательных средств и образовательного материала;

- нового качества взаимоотношений, диалогического общения между субъектами образования: детьми, их родителями и педагогами.

В рамках общенаучной методологии системного подхода для изучения таких многомерных систем применяется, в частности, теория синергетики. Понимание механизмов самоорганизации и саморазвития систем особенно актуально для современного подхода к современному обучению и воспитанию, основанных на знаниях и высоких технологиях, формирующих новую информационную культуру.

Таким образом, образовательную среду следует рассматривать как сложную открытую систему, состоящую из образовательных (педагогических) систем множества уровней и направленностей. Рассмотрим понятия «образовательная системы», «педагогическая система».

 

3. Понятие об образовательных (педагогических) системах.

Под образовательной системой понимается совокупность взаимосвязанных структурных компонентов, направленных на достижение единой образовательной цели – формирование личности в целостном педагогическом процессе.

При этом педагогическая система является более узким понятием, чем образовательная система, и ориентирована на непосредственную организацию взаимодействия педагогов с воспитанниками, на педагогический процесс.

Если посмотреть на вопрос шире с позиции междисциплинарных исследований и реальной образовательной практики, то образовательная система может рассматриваться как:

- экономическая система – исследованием соответствующих проблем занимается экономика;

- социальная система, в которой участники – люди, их группы и коллективы – вступают в социальные отношения друг с другом и с окружающей средой. Исследованием соответствующих проблем занимаются социология и социальная психология и др.;

- организационная система – исследованием соответствующих проблем занимаются теория управления и менеджмент;

- педагогическая система, в которой реализуется процесс обучения и воспитания. Исследованием соответствующих проблем занимаются такие разделы науки как педагогика и психология.

Таким образом, под педагогической системой понимается «социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности».

Компоненты педагогической системы в своей основе адекватны компонентам педагогического процесса, который тоже рассматривается как система.

Процесс обучения, являющийся подсистемой целостного образовательного процесса, следует рассматривать как педагогическую (образовательную) систему. Учебное занятие, с одной стороны, это подсистема процесса обучения, а с другой, – сложная педагогическая (образовательная) система. Педагогическая (образовательная) система является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой – позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов. Цели определяют содержание педагогической системы, которое, в свою очередь, предполагает многообразие форм и методов ее реализации. Функционирование педагогической системы возможно при соответствующих социально-педагогических условиях. Как и всякая система, педагогическая система характеризуется уровнем достигнутых результатов.

Если опираться на нормативно-правовую базу образования, то по формулировке Закона РФ «Об образовании» образовательная система – это совокупность образовательных учреждений и реализуемых ими образовательных программ различного уровня и направленности.

Подчеркнем, что в рамках такого определения «минимальной» образовательной системой является отдельное образовательное учреждение. Система «учитель – ученик» (то есть, педагогический процесс) под это определение не подпадает и в качестве образовательной системы не рассматривается.

Если подойти к изучению вопроса с позиции управления, то одним из основных определяющих структурных компонентов образовательной системы, например, школы является деятельность педагогического коллектива и его руководителей или управляющей системы. Анализ практики и специальных исследований показывает, что коллектив педагогов может эффективно осуществлять достижение целей не только при условии расширения их функций, но и при их обоснованной дифференциации и координации. Структура управляющей системы большинства школ представлена четырьмя уровнями управления.

Первый уровень - директор школы. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.

Второй уровень - заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, старшие вожатые, помощник директора школы по административно-хозяйственной части, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении.

Третий уровень - учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеурочной деятельности.

Четвертый уровень - учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект-субъектный характер отношений между учителями и учениками. Ученик, являясь объектом взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития.

Из приведенной иерархической схемы взаимодействия видно, что каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.

С позиции синергетического принципа в воспитании и обучении ребенка знания и личный опыт могут формироваться не только с целенаправленной подачи педагога, но и спонтанно, субъективно и непредсказуемо, благодаря процессам открытия их самим учеником при поддержке педагога. Просчитать «с точностью до секунды» результат педагогической деятельности невозможно, так как для педагогической системы характерны нелинейные и многочисленные связи. Поэтому, рассматривая образовательную систему, как систему открытого типа, способную к самоорганизации, необходимо учитывать относительность результата и избегать односторонности в выборе содержания, форм и методов организации педагогического процесса, и самое главное, в принятии управленческих решений. Использование же системного подхода как методологической основы управления образовательной системой способствует более эффективному и качественному функционированию образовательного процесса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: