Система принципов обучения и их характеристика




Понятие «принципы обучения»

Принципы обучения – руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса. Принципы обучения в дидактике осмысливаются и разрабатываются на протяжении нескольких веков. Их основоположником является Ян Амос Коменский. Вслед за ним принципы обучения обогащали классики западноевропейской и отечественной педагогики. Принципы обучения отражают общие положения, которые повторяются и определяют эффективность обучения в разных формах, при различном содержании и организации отражают внутренние, существенные стороны деятельности учителя и ученика. Поэтому принципы обучения выражают определенные объективные закономерности обучения. Каждый принцип обучения выполняет характерную, свойственную ему функцию. Поэтому нельзя сравнивать принципы обучения по степени их важности. Рациональным в данном случае является системный подход к пониманию взаимосвязи и взаимообусловленности всех принципов обучения.

Современные ученые под принципами обучения понимают основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

От принципов обучения следует отличать правила, которые основаны на общих принципах. Под правилами обучения принимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. В правилах обычно предусматривается типичный способ действия учителей в определенных ситуациях обучения.

Учебник «Педагогика» каф. общей и соц. пед.

Дидактика как наука о построении образовательного процесса отличается от других житейских практик и подходов к обучению тем, что опирается на ряд закономерностей и вырабатывает на их основе принципы построения и обеспечения образовательного процесса. С позиций дидактики обучение не может быть стихийным, произвольным, осуществляться по наитию или по личным убеждениям обучающего. Процесс обучения в дидактике строится на основе сложившегося за многовековую историю цивилизации опыта передачи знаний от поколения поколению, выверенного и прошедшего проверку временем опыта осмысления существенных обстоятельств продвижения человека к познанию мира и самого себя, а также опыта искусного управления этим движением, оставленного выдающимися педагогами и учителями. Объективный учет, анализ и проверка всех этих обстоятельств, осуществляемые учеными-дидактами как в прошлом, так и в настоящем, приводят к пониманию и выделению определенных законов и закономерностей протекания процесса обучения.

Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб, пособие для студентов вузов. М., 2001

Система принципов обучения и их характеристика

Принципы обучения – это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения, вытекают из закономерностей процесса обучения, устанавливаемых дидактикой.

На первых этапах своего развития педагогическая наука, и в частности дидактика, ограничивалась обобщением опыта обучения, поэтому принципы обучения выводились непосредственно из опыта работы учителя, из наблюдений, а впоследствии на их основе формулировались те или иные правила обучения, например "обучай наглядно", "повторение – мать учения" и т.д. Подобных правил-предписаний для воспроизведения существовавшей практики обучения было множество, и они удовлетворяли школу на этапе развития общества, когда и объем научных знаний, и характер выполняемой человеком деятельности не изменялись от десятилетия к десятилетию. Совсем другая обстановка сложилась в школе с возникновением крупной машинной промышленности. Объем научной информации, содержание социального опыта, передаваемые от поколения к поколению, характер деятельности, к которому школа была призвана готовить своих выпускников, настолько усложнились, что простое воспроизведение существовавшей практики работы школы уже не удовлетворяло запросов общества. Дальнейшее совершенствование, а порой и коренное преобразование школьной практики настоятельно требовало научного обоснования принципов обучения, осуществляемое специалистами-дидактиками по схеме:

практическая задача → научная проблема → замысел решения → гипотеза, способы ее проверки → теоретическая интерпретация результатов принцип.

Некоторые процедуры такого обоснования достаточно обстоятельно разработаны В. В. Краевским.

В основе принципов обучения лежат уже познанные законы и закономерности, которые и служат теоретической основой для выработки, постулирования принципов обучения и правил практической педагогической деятельности. Многие педагогические законы и закономерности настолько многогранны, что из них выводится не один, а несколько принципов. На разработку принципов влияют не только педагогические, но и социальные, философские, логические, психологические и иные закономерности. Кроме того, принципы обучения обусловливаются целями образования и воспитания, условиями среды, уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов обучения и, конечно, самой практикой, опытом обучения.

В последнее время в дидактике утвердилось понимание принципа как рекомендации о путях достижения целей обучения на основе его познанных закономерностей. Такая точка зрения, несомненно, отражает связь принципов и закономерностей, однако не раскрывает сущность ни самого принципа, ни характера связей между закономерностями и принципами. Действительно, двойственность, противоречивость в содержании некоторых принципов видна невооруженным глазом. Она отражена уже в их названиях: связь обучения с жизнью, теории – с практикой; сочетание педагогического руководства с активной деятельностью учащихся; сочетание индивидуальной и коллективной работы; связь обучения и самообразования, контроля и самоконтроля. Противоречивость других принципов раскрывается по мере углубления в их содержание, раскрытия закономерных связей, которые они отражают: например, переход от конкретного описания к обобщению и от объяснения к прогнозу и предсказыванию в принципе научности обучения; соотношения части и целого, элемента и системы в принципе системности; движение от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в принципе наглядности; достижение меры трудности, способствующей развитию обучаемого, в принципе прочности обучения.

Но если принципы отражают направление, стратегию практических действий учителя и учащихся по достижению гармонии, синтеза противоположных начал, то источник этой направленности заключается в том, что педагогические законы "схватывают" и выражают противоположность педагогических явлений и процессов. Закон всегда имеет и объяснительную, и прогностическую функцию. Это такой компонент логической структуры педагогической науки, который, отражая объективные, внутренние, существенные и относительно стойкие связи педагогических явлений, способствует научному управлению воспитательной деятельностью, предвидению результатов того или иного управленческого решения, направленного на оптимизацию содержания, форм, средств и методов учебно-воспитательной деятельности.

Таким образом, в соотношении рассматриваемых категорий очевидна следующая логическая последовательность (иерархия, зависимость):

закон → закономерность → принцип → правило.

 

В конечном счете, принцип обучения – это указание по использованию на практике законов и закономерностей, а правило – технология реализации принципов.

Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб, пособие для студентов вузов. М., 2001

Принципы зависят также от принятой дидактической концепции. В современной отечественной дидактике имеется система принципов, которую составляют как классические давно известные, так и появляющиеся в ходе развития науки и практики, а именно: принцип воспитывающего обучения, принцип научности обучения, связи обучения с практикой, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности. Они характеризуются ниже.

1. Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Выполнение этого принципа отражается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, методам науки.

2. Принцип связи обучения с практикой требует, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, применяя знания в жизни, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни, ознакомление учащихся с производством, общественными институтами.

3. Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, что выражается в соблюдении ряда правил.

4. Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.

Л.В. Занков ввел принцип обучения на высоком уровне трудности, что отвечает принципу доступности: обучать следует в зоне ближайшего развития, то есть на том уровне, которого ребенок может достичь под руководством взрослого.

5. Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике – означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это «золотое правило» дидактики сформулировал еще Я.А. Коменский. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать – через это вести к знанию. Если нет возможности дать реальные предметы, процессы, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование и пр.

6. Принцип сознательности - один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность

7. Принцип активности учащихся в обучении означает, что обучающиеся являются субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решение.

8. Реализация этого принципа способствует не только формированию знаний и развитию детей, но и их социальному росту, воспитанию.

9. Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. Психология учит, что запоминание и воспроизведение зависят не только от материала, но и от отношения к нему. Поэтому для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу.

Как видно, принципы современной дидактики образуют систему, целостное единство, взаимосвязь. Реализация одного принципа связана с реализацией других.

Учебник «Педагогика» каф. общей и соц. пед.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: