Географическое описание местности составляется на основе ее предварительного изучения по карте, которой сопровождается (при необходимости) различными измерениями и вычислениями.
Обычно описание состоит по схеме: первая часть – общая характеристика местности, вторая часть – конкретное описание каждого элемента местности, важного для данного направления исследования. Основной принцип описания – от общего к частному. Характеристика местности должна быть конкретной и по возможности краткой. Для указания положения объектов на карте даются их сокращенные координаты. Сходные объекты объединяются в группы и описываются в целом с указанием отличных особенностей.
Описание включает следующие разделы:
- данные о карте (номенклатура, масштаб, год издания);
- описание границы изучаемого участка (географические или прямоугольные координаты точек, через которые они проведены), геодезической основы (виды опорных пунктов, их количество);
- общая характеристика района (тип рельефа, основные населенные пункты, главные пути сообщения, залесенность и др.);
- рельеф участка (формы рельефа, занимаемая ими площадь, протяженность, отметки абсолютных и относительных высот, главные водоразделы, форма и крутизна склонов, наличие оврагов, обрывов, промоин с указанием их протяженности и глубины, искусственные формы рельефа и др.);
- гидрография (название отдельных объектов; протяженность, ширина, глубина, направление и скорость течение рек, уклон, характер берегов, поймы, транспортное значение, наличие гидротехнических сооружений и др.; площадь характер береговой линии, качество воды и другие характеристики озер; каналы, канавы, родники, колодцы и их характеристика);
- растительность (тип, состав пород, занимаемая площадь, характер размещения);
- населенные пункты (название, тип, населенность, административное значение, структура и планировка, объекты промышленности коммунального хозяйства, связи и др.);
- дорожная сеть (тип для автогужевых дорого – название дороги или связываемых ею пунктов, характер покрытия, ширина и др.; для железных дорог – количество путей, вид тяги, название станций, вокзалов и др.; сооружения на дорогах и т. д.);
- прочие элементы местности: границы, грунты и т. д.
Описание, составленное по топографической карте, может быть дополнено данными о природе (климате, его особенностях) и хозяйственном развитии района (экономики трудовых ресурсов и др.), полученными из других источников.
9. ПОЛЕВОЕ ТРАССИРОВАНИЕ АВТОДОРОГИ
^
9.1. Полевые работы
Инженерно-геодезические изыскания автомобильной дороги заключаются в определении положения оси трассы на местности в плане и по высоте. Плановое положение трассы определяется при разбивке пикетажа, высотное – при производстве нивелирования.
^ Приборы и принадлежности: теодолит и нивелир со штативами, вешки, две нивелирные рейки, мерная лента со шпильками или рулетка, топор, колышки, пикетажный и нивелирный журналы, таблицы разбивки кривых, карандаши.
Полевые работы выполняют в следующей последовательности:
рекогносцировка трассы;
разбивка пикетажа и поперечников;
разбивка главных точек круговой кривой;
вынос пикетов на кривую;
нивелирование трассы и привязка к реперам существующей нивелирной сети.
Рекогносцировка трассы имеет целью обследование местности. Направление и длина трассы указываются преподавателем. При рекогносцировке на местности отмечают начальную точку трассы, углы поворота и конечную точку.
Разбивку пикетажа и поперечников ведут с помощью мерной ленты или рулетки. Для этого по оси трассы через каждые 100 м отмечают точки (пикеты), закрепляют их кольями, вбитыми вровень с землёй, а рядом забивают сторожок, на котором записывают номер пикета.
В местах перегиба рельефа отмечают плюсовые промежуточные точки. Их закрепляют колышками и указывают расстояние от заднего пикета.
На пикетах перпендикулярно к оси трассы разбивают поперечники длиной 25 м в обе стороны от трассы, точки поперечников закрепляют колышками.
Рис. 9.1 Разбивка поперечников
Одновременно с разбивкой пикетажа производят съёмку узкой полосы местности, прилегающей к трассе, любым из известных способов. Результаты съёмки заносят в пикетажный журнал (рис.6), который делают из миллиметровой бумаги размером 15·10 см, ведется он в поле простым карандашом в масштабе 1:1000. Посередине каждой страницы проводят прямую линию, изображающую ось дороги. По оси снизу вверх размечают пикеты, плюсовые точки.
.
Рис. 9.2 Пикетажный журнал
Нивелирование трассы производят способом “из середины”. Порядок работы на станции аналогичен изложенному в 3.2. Закончив нивелирование пикетов и связующих точек на станции, приступают к нивелированию промежуточных точек плюсовых, точек поперечников, главных точек кривой. Для этого последовательно устанавливают рейку на промежуточные точки и берут отсчеты по черной стороне рейки, отсчеты записывают в графу “промежуточные отсчеты” нивелирного журнала (таблица 3). На станции вычисляют пяточную разность и превышения.
Нивелирование трассы производят в прямом и обратном направлениях. В прямом направлении (прямой ход) нивелируют все основные пикеты и промежуточные точки, обратный ход выполняют только по основным пикетам. Расхождения в превышениях между двумя пикетами, полученных из прямого и обратного ходов, не должны превышать +- 7мм. При больших расхождениях производят повторные измерения.
Разбивка главных точек круговой кривой выполняется на углах поворота трассы. На местности отмечают положение начала кривой НК, середины кривой СК и конца кривой КК.
Для этого в вершине угла ВУ с помощью теодолита полным приемом измеряют угол поворота трассы (рис. 7), выбирают радиус закругления R и из таблиц для разбивки кривых находят основные элементы кривой: значение тангенса Т, кривой К, биссектрисы Б и домера Д.
Рис. 9.3 Разбивка кривой поворота
В приведенном на рис. 7 примере вершина угла на ПК 6+75,40.
Вычисление элементов кривой ведут с точностью до 0,01 м. Затем производят расчет пикетажного положения начала (НК) и конца (КК) кривой по схемам:
ВУ | П 6 + 75,40. | ВУ | П 6 + 75,40. | |||
- | Т | 89.23 | + | Т | 89.23 | |
НК | П 5 + 86.17 | S | П 7 + 64.63 | |||
+ | К | 175.58 | - | Д | 2.87 | |
КК | П 7 + 61.75 | КК | П 7 + 61.76 |
Для получения на местности точек начала и конца кривой от вершины угла в обе стороны мерной лентой откладывают величину тангенса Т и закрепляют их колышками. Для нахождения на местности положения середины кривой откладывают угол (1800)/2 с помощью теодолита и по полученному направлению откладывают величину биссектрисы Б.q-
Затем от конца кривой откладывают по новому направлению величину 38,24 м (100 м – 61.76 м), получают положение ПК 8 и дальше ведут разбивку пикетажа в обычном порядке. Если разбивка пикетажа была уже выполнена от ВУ, то все последующие за кривой пикеты надо перенести на величину домера.
Рис. 9.4 - Схема разбивки кривых в главных точках
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе прохождения учебной практики мы научились измерять расстояния на топографических картах, определять географические и прямоугольные координаты точек на карте, решать геодезические задачи. Описывали географическую местность определенного участка карты с помощью географических обозначений условных знаков. Приобрели навыки построения продольного профиля и определения взаимной видимости объектов.
В порядке изучения инженерно-геодезических изысканий при трассировании автомобильных дорог был выполнен расчет элементов круговой кривой и пикетажных значений главных точек круговой кривой.