Есть ли смысл в истории?




Смысл человеческого существования состоит (два момента) в продлении существования и обретения совершенного существования.

Из истории мы также знаем не только факты или их интерпретацию, но и то, что человек сделал, и тем самым – что он собой представляет.

Основу обращения к истории составляет четко фиксируемый разрыв цели, которую мы себе ставим, и результата нашей деятельности.

Бытие всегда не оправдывает наших ожиданий.

Анализ разрыва между желаемым и действительным составляет основу философии истории.

Из этой проблемы проистекает различные варианты понимания истории.

 

Если рассматривать историю в эмоциональном плане (мироощущение), то мы получаем два варианта:

Пессимистический (цели нет, смысла нет, всё бессмысленно, человек глуп от природы его никто и ничто не спасет. Экологическая ситуация – исчерпание ресурсов, космические катаклизмы – смерть Солнца как светила и т.д.)

и оптимистический (цель существования общества есть, есть цель и смысл исторического развития, человек в состоянии преодолеть трудности на пути исторического развития).

Позицию пессимизма можно назвать историческим регрессом, а оптимизма – историческим прогрессом.

 

Если рассматривать историю с рациональной, а не эмоциональной точки зрения (позиции), то получаем несколько вариантов. Точнее три варианта.

 

Фатализм, субъективистско-волюнтаристский подход и подход признающий возможность познания законов исторического развития.

Есть объективные законы независящие от человека и его воли. Человек не может эти законы познать и тем более управлять ими.

С позиции разума получаем:

1. Фатализм (от лат. fatalis – роковой, определенный судьбой) – вера в предопределенность и неотвратимость судьбы, вера в судьбу. Мировоззрение, согласно которому все должно свершиться так, как того хочет слепой рок (фатум),и человек ничего не может изменить в этой судьбе (см. также Детерминизм).

Фатум (лат. fatum) – судьба, слепая необходимость природы.

Amor fati – любовь к судьбе, по Ницше – признак человеческого величия.

Всё предопределено, люди ничего не могут изменить.

Эта концепция признает существование независимых от людей законов, считая при этом, что деятельность людей не способна влиять на ход исторического развития.

 

Фатализм характерен для Восточной философии (даосизм) и античности (стоицизм). Христианство заменяет понятие судьбы понятием Божественного Провидения.

Фридрих Шеллинг (1775-1854). История – откровение абсолюта.

Концепция фатализма недооценивает роль сознательной активности людей в историческом процессе.

 

2. Имеет место и противоположная крайность, когда сознание и воля людей рассматриваются как единственный фактор истории. Если сознание людей и воля людей объявляется независимыми (свободными) от каких бы то ни было обстоятельств (законов), то такой подход в рассмотрении истории называется субъективистским (сознание людей) или волюнтаристским (от лат. voluntas – воля; воля людей). Основателями волюнтаризма считаются А. Шопенгауэр (1788-1860) и Ф. Ницше (1844-1900).

Представителем субъективистского подхода является И. Кант (1724-1804).

Позиция субъективизма и волюнтаризма называется еще индетерминизмом.

Индетерминизим (от лат. in – приставка, озна­чающая отрицание, и детерминизм ), философская позиция, которая отрицает

1)объек­тивность причинной связи между явлениями, событиями и истории в целом. Нет причины в историческом процессе.

2)познавательную ценность причинного объяснения в науке и как следствие в истории. Причинное объяснение чего-либо не имеет смысла.

Амбиции, желания человека сильнее любых объективных законов. Человек отказывается изучать, соблюдать эти законы, и тем более им подчиняться.

Индетерминизм трактует волю, сознание человека как автоном­ную силу. Принципы причинности не применимы к объяснению человеческого выбора и поведения.

Карл Поппер (1902-1994) – английский философ и социолог.

 

Иррационализм, индетерминизм рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленно­сти, лишенный цели.

3. Мы рассмотрели два крайних варианта: фатализм (всё закономерно) и индетерминизм (всё случайно).

Следующий вариант анализа истории “лежит по середине” между фатализмом и субъективистско-волюнтаристским подходами.

Третья позиция – это те, кто считает, что есть определенная логика в истории, считая исто­рию целенаправленным, закономерным процессом, – к дан­ной категории относится большинство философов. Детерминизм.

Детерминизм – философское учение о существовании причинности (лат термин determino – означает – определяю).

Противоположное детерминизму – индетерминизм (философское направление исключающее существование причинности).

Детерминизм – учение о первоначальной определяемости (закономерности) всех происходящих в мире процессов, включая все процессы человеческой жизни.Детерминизм может перейти в фатализм.

Противоположностью индетерминизма выступает детерминизм.

 

Этот подход основывается на изучении объективных закономерностей исторического процесса. И естественно, что такая точка зрения изначально признает, что жизнь общества протекает по определенным законам. Наблюдаются расхождения в том, как понимать эти объективные законы.

Можно указать на основные точки зрения.

Материалистическое и идеалистическое понимание исторического развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: