Проповедь св. Иоанна Крестителя (Лк 3,7-17)




Евангелист Лука строит проповедь Иоанна, разделяя ее на три части:

1) Угроза Суда Божия (3,7-9);

2) Практические наставления в поведении, соответствующем покаянию (3,10-14);

3) Упование на грядущего Мессию и Его Святой Дух (3,15-17).

1 часть проповеди св. Иоанна:

7 Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? 8 Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. 9 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. (Евангелие от Луки (Лк), 3,7-9).

Иоанн как проповедник не щадит своих слушателей. Он обращается к ним «порождения ехиднины!», то есть ядовитое змеиное отродье. Они живут в иллюзии, что Суд Божий обрушится на все человечество, но не на них. Иудеи нисколько не сомневались в том, что в Божиих планах они занимали особенное место. Они полагали, что Бог будет судить другие народы одними мерами, а иудеев – иными. Они полагали, что человек освобожден от суда Божия уже за то, что он иудей. Сын Авраама, по их мнению, освобожден от суда Божия. Они обрезанные, теперь вот они крестились ради прощения грехов. И они думают, что тем самым гарантировали себе спасение от Суда гнева Божия? Иоанн же говорил им, что расовые привилегии ничего не значат, что Бог будет судить человека не по происхождению, а по его жизни. «Нет, – утверждает Иоанн, – ни обрезание, ни крещение, никакой другой обряд, ни принадлежность к той или иной конфессии, ни сыновство Аврааму не избавляют автоматически от Суда и не гарантируют спасение». Ручательство спасения – не принадлежность к избранному народу Израиля, не иудейство как таковое, но только «плоды, достойные покаяния», то есть добрые дела, вера, проявляющая себя в действии, в социальной сфере межчеловеческих отношений и поступков. Внешняя принадлежность к Израилю не дает никаких спасительных гарантий. Бог вовсе не нуждается в Израиле. Это Израиль нуждается в Боге! А «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму».

Во-первых, следует предостережение от чисто внешнего принятия крещения. Вера не имеет ничего общего с магией, волшебством и суеверием. Без покаяния, без внутреннего изменения никакого автоматического действия крещение не принесет. А следствие покаяния – его «плод», то есть соответствующая жизнь с ее реальными делами. «Сотворите же достойный плод покаяния».

Во-вторых, никто не может рассчитывать на спасение только на основании своего происхождения, только потому, что он принадлежит к избранному народу: «Не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму». За этими словами стоит глубокое убеждение ученого иудейства, что заслуги «отцов» и прежде всего Авраама, гарантируют спасение их потомкам. Существовало раввинистическое положение: «Весь Израиль имеет долю в будущем веке», ибо «отец у нас Авраам». Не только Иоанн Креститель, но и Иисус Христос возражал этому заблуждению, говоря слова, которые не всеми адекватно понимаются: «Отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф 23:9). Ни Авраам и никакие герои древности, никакие отцы и деды не гарантируют нам спасения, ибо оно зависит не от них, а от Бога и от наших дел. Хорошее происхождение и заслуги отцов приносят пользу, если они подвигают к серьезности и ответственности в жизни, и не приносят никакой пользы, если служат оправданием распущенности и безделья.

Нет больше никакой коллективной безопасности: мол, мы особенный народ, не такой как другие. Ну и что из того? Всякий народ особенный, не такой как другие. Но род, кровь, национальность не дает никакой «страховки». Будущее каждого зависит не от того, в каком он народе родился и даже вырос, но от «плодов» жизни каждого. И снова: критерий истинной, а не формальной праведности – человеческие дела. В Евангелии от Матфея они постоянно образно называются «плодами». Так Иисус неоднократно говорит: «По плодам их узнаете их» (Мф 7:16.20). Он предостерегает первосвященников и старейшин: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф 21:43). Примерно о том же и слова Иоанна: «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму». Иначе говоря, Бог может вместо ветхого Израиля создать новый Израиль, новых детей Авраама. Об этих новых «детях Авраама», то есть о Церкви Христовой, в Послании к Галатам писал апостол Павел: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово» (Гал 3:29). Но во дни Иоанна Крестителя до этого было еще далеко, и он призывает не полагаться на свое происхождение от избранного народа, а каяться и творить достойные плоды покаяния. В противном случае «уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Так и Христос вслед за Иоанном повторит: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Мф 7:19). Огонь – традиционный библейский символ Суда Божия и очищения. Образ же «секиры», а попросту говоря «топора при корне» намекает на скорый, внезапный и неожиданный Суд гнева Божия. Топор уже наготове, при корне бесплодного дерева. Самонадеянно полагать, что есть еще много времени для беспечного времяпровождения, не думая ни о Боге, ни об ответе на Страшном Суде.

2 часть проповеди св. Иоанна

10 И спрашивал его народ: что же нам делать? 11 Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. 12 Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? 13 Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. 14 Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк 3,10-14).

 

Святой Иоанн был пророком, который производил большое впечатление и своим видом, и образом жизни и своей суровой проповедью. Естественно, что его угрожающие слова о предстоящем Суде Божием вызывали тревогу и растерянность. Люди начинали искать ориентир в жизни, какую-то опору. Это и выражено словами «что же нам делать?». Этот вопрос трижды повторяется в прочитанном отрывке. Так спрашивает простой народ, так спрашивают мытари, так спрашивают солдаты. Этот вопрос «что делать?» очень важен для Евангелиста Луки. Он неоднократно повторяет его и в своей книге Деяний (Деян 2,37; 22,10). Дело в том, что Лука понимает Евангелие не как абстрактную доктрину, но как руководство к действию в частной жизни и в общественной практике. Евангелие говорит человеку, что надо делать, когда он стоит перед радикальным выбором своего поведения. При этом, давая импульс к конкретной нравственной позиции, оно не требует от человека никаких сверхчеловеческих усилий, ничего выдающегося или особенного. – Делиться с бедными и голодными в частной жизни. Государственным чиновникам быть честными и справедливыми в жизни общественно-политической, то есть уважать права человека, его человеческое достоинство, никого не обижать и не применять насилия над личностью. Все это совершенно нормальные требования. И все-таки они в простых и понятных словах формируют целую социально-политическую и этическую программу для народов мира!

Римские солдаты, наемники Ирода Антипы, должны удовлетворяться своим жалованием, а не грабить население и не замышлять путч для военного переворота.

На отдельных профессиональных группах Учитель (так люди обращаются к Иоанну) показывает образцы нравственной ответственности и плодотворности в поведении, той плодотворности, которая и принесет «достойные плоды покаяния». Пусть мытарь будет и далее достойным сборщиком налогов; пусть солдат будет хорошим солдатом. Человек должен служить Богу там, где Бог поставил его. Увещевание по-братски делиться материальными благами, быть солидарными, любить ближнего – вот принципиальные основы этической проповеди Иоанна.

 

3 часть проповеди св. Иоанна

15 Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, — 16 Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. 17 Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым (Лк 3,15-17).

Народ был настолько впечатлен явлением, проповедью Иоанна Крестителя и самим крещением, что для него естественным было предположить в нем пришедшего Мессию: уж «не Христос ли он»? Не Мессия ли Иоанн? Не он ли ожидаемый от Бога духоносный Спаситель?

 

* * *



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: