Первое условие касается гражданства работника.




На муниципальную службу вправе поступать граждане Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым, равным независимо от основания приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (Конституция РФ, ст. 6) (см. об этом подробнее комментарий к ст. 16 Закона).

В соответствии со ст. 62 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Следуя логике Конституции РФ, на муниципальную службу также вправе поступать граждане Российской Федерации, имеющие двойное гражданство (см. об этом подробнее комментарий к ст. 16 Закона).

Комментируемая статья не содержит каких-либо ограничений при поступлении на муниципальную службу для граждан, имеющих двойное гражданство. Однако данное ограничение содержится в п. 6 ч. 1 ст. 13 комментируемого Закона. На муниципальную службу вправе поступать граждане Российской Федерации, имеющие двойное гражданство, только в том случае, если гражданство приобретается у иностранного государства, являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 комментируемого Закона на муниципальную службу вправе поступать гражданин иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе.

2. Вторым необходимым условием, определяющим статус муниципального служащего, является исполнение обязанностей по должности муниципальной службы, в порядке, установленном муниципальными правовыми актами, в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Так, Закон Московской области от 24 июля 2007 г. N 137/2007-ОЗ "О муниципальной службе в Московской области" в ст. 2 закрепляет, что муниципальный служащий муниципального образования Московской области - гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами Московской области, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Нанимателем для муниципального служащего муниципального образования Московской области является муниципальное образование Московской области, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателя) может быть глава муниципального образования Московской области, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования Московской области или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя.

В соответствии с комментируемым Законом к муниципальным должностям муниципальной службы относятся:

- должности в органе местного самоуправления;

- должности в аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления;

- должности, созданные для обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации (см. об этом также комментарий к ст. 7 Закона).

Так, например, ст. 5 Закона Московской области от 24 июля 2007 г. N 137/2007-ОЗ "О муниципальной службе в Московской области" установлено, что должности муниципальной службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители - должности руководителей администраций муниципальных образований и их заместителей, должности заместителей глав администраций муниципальных образований, должности руководителей органов местного самоуправления, образованных в соответствии с уставами муниципальных образований и их заместителей, должности руководителей органов администраций муниципальных образований и их заместителей, должности управляющих делами администраций муниципальных образований, должности руководителей структурных подразделений в совете депутатов муниципального образования, должности руководителей структурных подразделений и их заместителей в органах местного самоуправления, образованных в соответствии с уставами муниципальных образований, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, замещаемые муниципальными служащими на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанного лица;

3) специалисты - должности, устанавливаемые для профессионального, а также организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности муниципальной службы в Московской области подразделяются на следующие группы:

- высшие должности муниципальной службы;

- главные должности муниципальной службы;

- ведущие должности муниципальной службы;

- старшие должности муниципальной службы;

- младшие должности муниципальной службы.

Должности категории "руководители" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей муниципальной службы. Должности категории "помощники (советники)" подразделяются на ведущую группу должностей муниципальной службы. Должности категории "специалисты" подразделяются на ведущую, старшую и младшую группы должностей муниципальной службы.

Должности муниципальной службы в Московской области устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Московской области, утвержденным Законом Московской области от 24 июля 2007 г. N 137/2007-ОЗ "О муниципальной службе в Московской области" (см. приложение к этому Закону).

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют:

- представительный орган муниципального образования;

- глава муниципального образования;

- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

- контрольный орган муниципального образования;

- иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Кроме перечисленных органов местного самоуправления, где могут быть учреждены должности муниципальной службы, должности муниципальной службы также могут быть учреждены в аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которая структурно не входит в органы местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" комментируемым Законом не все должности в органах местного самоуправления являются должностями муниципальной службы. Соответственно, не все лица, замещающие должности в органах местного самоуправления, являются по статусу муниципальными служащими.

Муниципальными должностями муниципальной службы являются должности, замещаемые на постоянной основе, путем заключения трудового договора. Соответственно, лица, замещающие указанные должности, являются по статусу муниципальными служащими. Муниципальные служащие приобретают правовой статус муниципального служащего с момента назначения на должность муниципальной службы.

3. Третьим определяющим признаком статуса муниципального служащего является денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. В силу ст. 15 БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Бюджет городского округа с внутригородским делением и свод бюджетов внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет городского округа с внутригородским делением.

Порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета регламентирован ст. 32 Конституции РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (см. ст. 52, 53 и др.), БК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных БК РФ.

Обратим особое внимание, что в силу ч. 6 ст. 52 этого же Закона проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию. При этом органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Следует отметить, что исполнение данной обязанности органом местного самоуправления неоднократно являлось предметом рассмотрения в суде. И поскольку это самым тесным образом затрагивает нормы комментируемого Закона, рассмотрим связанные с этим аспекты несколько подробнее.

Пример 1. Так, по одному из дел суд, рассмотрев все обстоятельства дела, удовлетворил требование о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в неопубликовании бюджета сельского поселения и отчета об исполнении бюджета, обязании устранить допущенные нарушения, поскольку было доказано, что никаких мер для своевременного опубликования бюджета муниципального образования ни в средствах массовой информации, ни в сети Интернет органом местного самоуправления не принималось.

Судом, в частности, отмечено следующее. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В ч. 2 ст. 24 Конституции РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с общими нормами действующего законодательства бюджет муниципального образования является нормативным правовым актом, непосредственно касающимся прав и свобод населения муниципального образования. В ч. 2 ст. 5 БК РФ установлено, что решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 5 дней после его подписания в установленном порядке. Согласно ст. 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основывается в том числе на принципах прозрачности (открытости). Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджета, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов (ст. 36 Бюджетного кодекса РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). В ч. 6 ст. 52 указанного Закона установлено, что проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Судом установлено и из материалов дела усматривается, что бюджет сельского поселения МО "Сельсовет Кокрекский" Хасавюртовского района Республики Дагестан на 2015 г. и отчет об исполнении бюджета за 4 квартал 2014 г. не были официально опубликованы в средствах массовой информации для всеобщего сведения. Факт того, что выявленные в ходе проведенной прокуратурой района проверкой нарушения не устранены, подтверждается и справкой о результатах контрольной проверки исполнения органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства, из которой видно, что по состоянию на 26 февраля 2015 г. нарушения бюджетного законодательства в МО "Сельсовет Кокрекский" не устранены.

Из письменных объяснений главы администрации МО "Сельсовет Кокрекский" также следует, что бюджет сельского поселения на 2015 г. и отчет об исполнении бюджета за 4 квартал 2014 г. в средствах массовой информации не публиковались. При этом никаких мер для своевременного опубликования бюджета муниципального образования ни в средствах массовой информации, ни в сети Интернет ответчиком не предпринимались.

С указанными в апелляционной жалобе доводами об отсутствии в бюджете муниципального образования денежных средств на указанные цели, судебная коллегия не согласилась, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора. В соответствии с нормами действующего законодательства нормативные правовые акты, непосредственно касающиеся интересов граждан, в том числе бюджеты муниципальных образований, должны быть официально опубликованы в средствах массовой информации. Возможность иным образом обнародовать указанные акты предусматривается только в исключительных случаях, когда не имеется возможность их опубликования. В данном случае суд такого исключительного случая не установил. Более того, из материалов дела видно, что администрацией муниципального образования даже не предпринимались меры для официального опубликования принятого бюджета (см. подробнее Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 16 июля 2015 г. по делу N 33-3037/2015).

Пример 2. По другому делу судом правомерно удовлетворено требование об обязании опубликовать в средствах массовой информации сведения о численности муниципальных служащих администрации сельского поселения, поскольку доказаны выявленные прокуратурой факты нарушения требований исполнения законов - ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих с указанием фактических затрат на их содержание за спорный период не были опубликованы (см. Апелляционное определение Верховного суда Республики Тыва от 13 ноября 2014 г. по делу N 33-1392/2014).

Пример 3. Однако имеется и другая практика. Так, судом было отказано в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в неопубликовании ежеквартальных сведений об исполнении бюджета муниципального образования, взыскании компенсации морального вреда, поскольку размещение сведений на официальном сайте органа местного самоуправления является их опубликованием и не нарушает права истца на доступ к информации о ходе исполнения местного бюджета.

Суд, в частности, указал на следующее. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" виды, порядок принятия, официального опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов определяются уставом муниципального образования. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (ч. 3 ст. 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Согласно ст. 45 Устава муниципального образования Саракташский поссовет Саракташского района Оренбургской области правовые акты поссовета вступают в силу со дня их подписания или в указанные в их тексте сроки. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Обнародование осуществляется путем вывешивания текста документа в местах, определенных соответствующим положением о нормативно-правовых актах, либо опубликованием в газете или на официальном сайте муниципального образования Саракташский поссовет - www.поссовет.рф. В соответствии с п. 1.6 Положения о порядке опубликования (обнародования) нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Саракташский поссовет Саракташского района Оренбургской области, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Саракташский поссовет N 102 от 28 ноября 2012 г., официальными источниками опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления МО Саракташский поссовет, кроме районной газеты "Пульс дня", является официальный сайт администрации муниципального образования Саракташский поссовет - поссовет.рф. Официальным опубликованием нормативного правового акта органа местного самоуправления муниципального образования Саракташский поссовет является первое размещение (опубликование) на официальном сайте администрации муниципального образования Саракташский поссовет или первая публикация его полного текста в районной газете "Пульс дня". Официальный сайт администрации муниципального образования Саракташский поссовет поссовет.рф является сетевым изданием, функционирование которого обеспечивает администрация муниципального образования Саракташский поссовет.

Судом первой инстанции установлено, что сведения о ходе исполнения местного бюджета муниципального образования Саракташский поссовет за девять месяцев 2014 года, утвержденные решением Советом депутатов муниципального образования Саракташский поссовет от 26 ноября 2014 г., были размещены в сети Интернет 28 ноября 2014 г., на официальном сайте администрации муниципального образования Саракташский поссовет - www.поссовет.рф.

Суд первой инстанции, разрешая дело, пришел к выводу о том, что размещение решения на официальном сайте администрации муниципального образования Саракташский поссовет является его опубликованием и не нарушает прав, свобод и законных интересов истца на доступ к информации о ходе исполнения местного бюджета за девять месяцев 2014 г., поскольку такой порядок опубликования нормативно-правовых актов установлен Положением о порядке опубликования (обнародования) нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Саракташский поссовет Саракташского района Оренбургской области, вступившим в законную силу после официального опубликования. Поскольку бездействия должностного лица судом установлено не было, в удовлетворении требований о компенсации морального вреда и во взыскании судебных расходов в его пользу судом также было отказано.

Судебная коллегия, рассмотрев материалы дела и проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, не нашла оснований для отмены обжалуемого судебного решения (см. подробнее Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 16 июля 2015 г. N 33-4764/2015).

Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Так, например, в ст. 12 Закона Московской области от 24 июля 2007 г. N 137/2007-ОЗ "О муниципальной службе в Московской области" установлено, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом Московской области. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, принимаемыми Советом депутатов муниципального образования Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области. Детализация указанных норм содержится, в частности, в таких документах, как:

- Закон Московской области от 11 ноября 2011 г. N 194/2011-ОЗ "О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в Московской области";

- решение Совета депутатов г. Троицка МО от 22 декабря 2011 г. N 444/68 "Об утверждении Положения о размерах и порядке осуществления ежемесячных и дополнительных выплат лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы";

- решение Совета депутатов г. Протвино МО от 30 января 2012 г. N 297/44 "Об утверждении Положения о денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в городском округе Протвино";

- решение Совета депутатов г. Долгопрудного МО от 23 декабря 2011 г. N 165-нр "О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Долгопрудного Московской области";

- решение Совета депутатов Коломенского муниципального района МО от 9 декабря 2011 г. N 195/24СД "Об утверждении Положения о денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в Коломенском муниципальном районе" и др.

4. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи признаков работник не может быть признан муниципальным служащим.

В ч. 2 комментируемой статьи определяется, что к муниципальным служащим относятся не все работники, которые работают в органах местного самоуправления.

В частности, лица, которые не замещают муниципальные должности муниципальной службы и исполняют обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими. На данных лиц не распространяются квалификационные требования, предусмотренные к замещению муниципальных должностей муниципальной службы, установленные комментируемым Законом, а также права, обязанности, ограничения и запреты, то есть те элементы, которые сопровождают статус муниципального служащего.

 

Статья 11. Основные права муниципального служащего

 

Комментарий к статье 11

 

1. Комментируемой статьей определяется состав основных прав муниципального служащего при прохождении муниципальной службы. Права муниципального служащего обусловлены Конституцией РФ, закрепляющей права и свободы человека и гражданина. Положения Конституции РФ, определяющие основные права человека и гражданина, сформулированы с учетом международных правовых актов. Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. закрепляют основные права человека и гражданина, которые в полной мере распространяются и на муниципальных служащих.

Муниципальный служащий является наемным работником, вследствие чего на него распространяются права, предусмотренные трудовым законодательством (ТК РФ, ст. 21).

В отличие от Федерального закона от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (утратил силу), в соответствии с которым права муниципального служащего устанавливались уставом муниципального образования на основе закона субъекта Российской Федерации, комментируемой статьей устанавливается состав прав муниципального служащего.

Права муниципального служащего могут быть разделены на две группы:

- права, связанные с профессиональной деятельностью лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы;

- права, сопутствующие статусу муниципального служащего.

Комментируемой статьей (п. 1 ч. 1) устанавливается право муниципального служащего на ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы.

К документам, устанавливающим права и обязанности муниципального служащего по замещаемой должности, можно отнести должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, положения, инструкции, а также иные регламенты.

Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора. Правила внутреннего трудового распорядка могут содержать режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя (ТК РФ, ст. 189). Наиболее важным и обобщающим документом, определяющим социально-правовой статус лица, приступившего к исполнению своих должностных обязанностей на муниципальной службе, регламентирующим его права, обязанности и ответственность, является должностная инструкция (регламент).

Должностная инструкция (регламент) должна содержать критерии результативности (эффективности) действий по каждой обязанности. Критерии результативности (эффективности) - это те ориентиры, на которые работник должен нацеливаться в начале и в процессе работы, за которые его должны поощрять или наказывать, в зависимости от достижения ориентиров. В должностной инструкции (регламенте) должны быть оговорены и возможности продвижения по службе, разработан индивидуальный план развития карьеры: направления и этапы развития карьеры, горизонтальное перемещение, ориентировочные сроки перевода на соответствующие ступени, возможности обучения и развития профессиональных навыков. Должностной регламент должен содержать порядок служебного взаимодействия служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей со служащими того же государственного органа, служащими иных государственных органов в случае необходимости, другими гражданами и организациями.

2. Комментируемой статьей (п. 2 ч. 1) определяется, что муниципальный служащий имеет право на обеспечение организационно-технических условий рабочего места, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

ТК РФ в числе основных прав работника устанавливается право на:

- рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда;

- полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

- возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда (ТК РФ, ст. 21).

Рабочее место муниципального служащего - это оснащенная необходимыми организационными и техническими средствами пространственная зона. Организация рабочего места должна соответствовать совокупности работ по исполнению конкретных функций и решению взаимосвязанных задач в организационном механизме управления муниципального органа.

Работодатель обязан обеспечить:

- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

- режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

- проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты и т.д. (см. ст. 212 ТК РФ).

3. Комментируемая статья (п. 3 ч. 1) устанавливает право муниципального служащего на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).

Статьей 22 комментируемого Закона определены общие принципы оплаты труда муниципального служащего. Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.

В основу определения размера должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядка их осуществления должны быть положены основные государственные гарантии по оплате труда работников. А именно:

- величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

- меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

- ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

- ограничение оплаты труда в натуральной форме;

- обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

- государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;

- ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

- сроки и очередность выплаты заработной платы (ст. 130 ТК РФ).

Размер должностного оклада и дополнительных выплат определяется муниципальными правовыми актами. В настоящее время сложилось несколько подходов к методам определения денежного содержания муниципального служащего в том или ином муниципальном образовании. Наиболее распространенными из них являются:

- зависимость размера должностного оклада от уровня среднемесячной начисленной заработной платы по области, образующегося по итогам показателей среднемесячной оплаты труда в отраслях экономики;

- зависимость размера должностного оклада от численности населения, проживающего на территории муниципального образования;

- зависимость от должности замещаемой должности муниципальной службы.

В муниципальных образованиях, которым предоставляются дотации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности в случаях и порядке, которые установлены федеральными законами, размер оплаты труда муниципальных служащих устанавливается в соответствии с предельными нормативами, предусмотренными законами субъекта Российской Федерации.

4. Комментируемой статьей (п. 4 ч. 1) устанавливается право муниципального служащего на отдых, который подразумевает установление нормальной продолжительности рабочего дня муниципального служащего, выходные дни, нерабочие и праздничные дни, а также ежегод



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: