Доставляемые для возведения сооружения материалы и конструкции называют с троительными грузами.
Доставку грузов осуществляют различными видами транспорта.
Транспортными называют процессы по перемещению строительных материалов, полуфабрикатов и готовых изделий от места их изготовления, добычи или погрузки до объектов строительства.
В строительстве перевозку грузов осуществляют практически всеми видами транспорта.
- Железнодорожный транспорт обеспечивает примерно 15% всех перевозок строительных грузов и является основным при перевозках на большие расстояния.
- Водный транспорт – наиболее дешевый вид транспорта и обслуживает до 5% перевозок грузов. Но имеет ряд недостатков, в числе которых сезонность использования и обслуживания объектов расположенных в непосредственной близости от судоходных рек.
- Воздушный транспорт используется для доставки грузов в труднодоступные места. Кроме того, вертолеты могут использоваться и для монтажа высотных спецсооружений. К недостаткам следует отнести высокую стоимость использования воздушного транспорта и некоторую зависимость от погодных условий.
- Специальный транспорт – подвесные канатные дороги, трубопроводный транспорт, пневмотранспорт и т.д., применяют в основном при строительстве на сильно пересеченной местности, при наличии водных преград и проч.
В общем объеме доля такого вида транспорта незначительна.
Основным видом транспорта, применяемого в строительстве, является
автомобильный транспорт, которым перевозится около 80% строительных грузов. Это обусловлено высокой скоростью доставки, маневренностью, возможностью доставки грузов непосредственно на строительную площадку в зону действия монтажного крана, возможностью осуществления как массовых перевозок, так и мелкопартионных и единичных поставок.
Кроме того, на расстояние до 200 км., автомобильный транспорт является более экономичным, по сравнению с другими видами транспорта.
ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Существуют два вида автомобильного транспорта. В первом – базовый автомобиль оборудован каким либо типом кузова, во втором – автомобиль отделен от кузова, т.е. представляет собой тягач с полуприцепом или прицепом.
Автомобильный транспорт, используемый в строительстве можно классифицировать следующим образом:
- автотранспорт общего пользования
- специализированный автотранспорт
Автомобили бортовые, автомобили-самосвалы(общего назначения), оборудованные дополнительно прицепами, либо оборудованные по схеме тягач + полуприцеп.
Автомобили специального назначения (спецавтотранспорт): фермовозы, панелевозы, лесовозы (полуприцепы-роспуски), цементовозы, растворовозы, автобетоносмесители, автобетононасосы, низкорамные полуприцепы (для перевозки объемных блоков) и др.
Организацию доставки строительных грузов осуществляют по следующим схемам:
- Маятниковая. Автомобиль-тягач обслуживает один полуприцеп, т.е. загружается в пункте погрузки, перевозит груз на объект, разгружается и следует обратно к месту погрузки.
- Челночная. Автомобиль обслуживает три полуприцепа: один в пункте погрузки, второй в дороге, третий – на объекте под разгрузкой.
Т.е., автомобиль-тягач привозит груз на объект, отцепляет груженый полуприцеп, зацепляет уже разгруженный и едет в пункт погрузки, где его ожидает груженый полуприцеп, и т.д. В этом случае простой автомобиля-тягача сведен к минимуму.
- Получелночная – когда автомобиль-тягач обслуживает два полуприцепа (по аналогии с челночной схемой).
Выбор транспортных средств зависит от многих факторов:
- вида перевозимого груза
- размеров и массы конструкций
- способа и условий транспортирования
- дальности и допустимой скорости
- способа разгрузки
- вида и состояния дороги
- температурного режима
В общем виде обоснование выбора транспортирования грузов включает первоначальное определение типа транспорта для наиболее эффективной доставки на данную строительную площадку с учетом расположения поставщиков, а на втором этапе из этого типа выбирают самые целесообразные виды транспорта.
Основные критерии, по которым оценивают транспортные средства в строительстве, можно разделить на три группы:
- Технические – грузоподъемность, проходимость, маневренность, габариты,
приспособленность к погрузочно-разгрузочным операциям,
осевые нагрузки;
- Технологические – обеспечение сохранности грузов, сторона разгрузки;
- Экономические - себестоимость доставки.