Возможная схема изготовления керамических изделий




Послушная глина

Работа с глиной - одна из древнейших технологий. Использование глины для изготовления сосудов относится к самым истокам человечества. Женщины, уже знакомые с техникой плетения корзин, стали покрывать их глиной. Результаты оказались успешными: когда глины высыхала, она становилась тверже. Позже, благодаря случаю, появилась техника обжига: возможно, корзина была оставлена около огня, и глина, высохнув, приобрела качества, позволяющие хранить жидкость. С этого момента использование глины вошло в быт: из глины стали делать первые сосуды, которые использовались в основном для хранения и приготовления пищи. От отщипывания глиняной массы люди перешли к другим методам, например разминанию глины. Они также скатывали жгуты и, укладывая их концентрически, получали основание сосуда. Вплоть до изобретения гончарного круга эти две техники использовались при изготовлении посуды. Техника изготовления предметов из больших цельных кусков также была известна и применялась для создания ритуальных статуэток.

Изделия, выполненные вручную, высоко ценятся во всем мире. А различные техники лепки сосудов из глины были известны еще в каменном веке и до сих пор используются при лепке уникальных фигурных изделий.

Глина остается уникальным материалом, который имеет бесконечные перспективы для выражения собственного вдохновения, тем не менее мастера хотят создавать декоративные, скульптурные и функциональные изделия. Наш сайт поможет новичку разобраться во всей основной информации, необходимой для начала работы.

Подготовка глиняного теста к ручному формованию

Навыки по ручному формованию могут быть приобретены при работе с так называемой легкоплавкой глиной, пригодной для изго­товления гончарных изделий, дающей без глазурования обычно водопроницаемый черепок (обжиг при 900—950°С). Но если в печи могут быть созданы более высокие температуры, то лучше работать с глиной, образующей после обжига камнеподобный и водонепроницаемый черепок. Изделия с каменным черепком позволяют более широко экспериментировать с различного рода глазурями и декором. Во всех случаях глиняное тесто (масса) должно обладать хорошими рабочими качествами, которые необ­ходимо создать самому керамиту.

Почти в каждой области нашей страны имеется месторождение глины, испытать которую нужно в первую очередь. Применение ее расширяет интерес к керамическому делу и, естественно, уде­шевляет работу. Учащимся полезно и интересно самим выехать на месторождение, привезти оттуда глину и выполнить ее предва­рительную подготовку и опробование. Возможно, что в некоторые местные глины потребуется введение тощих материалов, например песка.

Свежую глину надо оставить на некоторое время на воздухе, в атмосферных условиях, сделав навес для защиты ее от гари, пыли и т. п. Для такого хранения (выветривания) лучше использовать и зимние месяцы года

Если все же глина остается влажной, то ее необходимо подсу­шить до некоторого отвердевания, например, у остывающей печи, у радиаторов отопления или просто в сухих комнатных условиях, так как влажная мылообразная глина плохо размокает и образует трудно «распускающиеся» куски

Подсушенную глину, мелко раздробленную деревянным молот­ком, засыпают в невысокую кадку, заполненную до половины водой так, чтобы глина покрывалась ею на 5—10 см. По истечении суток и после размешивания деревянным веслом образуется глинистая, име­ющая густоту сливок суспензия. Чтобы удалить крупные инородные вещества, суспензию процеживают через сито и оставляют стоять на несколько дней. За это время глина осаждается на дне кадки. Затем воду удаляют при помощи сифона или через отверстия, просверливаемые по высоте кадки на расстоянии 2—3 см друг от друга и закрываемые пробками на время отстаивания глины

Когда излишняя влага из глины испарится, что можно ускорить легким выпариванием в эмалированных тазах или оцинкованных противнях, она станет достаточно плотной и пригодной для ручной обработки.

Глину можно хранить в плотно закрывающемся оцинкованном изнутри ящике. В нем ее оставляют на вылеживание, или, как говорят, на «дозревание».

В оснащенных керамических производствах для удаления избы­точной влаги из жидких масс применяют различные фильтр-прессы, а не выпаривание, ибо при выпаривании в некоторых глинах остается слишком много растворимых солей, мешающих дальнейшей их обработке (глазурованию и др.).

Лучшим, чем выпаривание, является способ подвешивания влаж­ной глины в плотных холщевых мешках, которые в дальнейшем укладываются на гипсовые доски, однако, если ткань мешков не очень плотная, вместе с водой удаляется много тонких глиняныхчастиц, а при очень плотной ткани процесс обезвоживания слишком затягивается; в последнем случае мешки следует нагрузить.

Чемдольше глиняное тесто вылеживается, тем больше улучша­ются его качества.

Сложенную в оцинкованном ящике массу можно покрыть влаж­ной мешковиной или разместить ее на досках, поддерживаемых брусками на 7—8 см выше уровня воды, в которую погружены лишь концы покрывающей ткани.

Возможная схема изготовления керамических изделий

Сухая глина, замешанная с определенным количеством воды, образует глиняное тесто, по свойствам отличающееся от сухой глины, так как оно становится в той или иной мере пластичным.

Если глиняное тесто, из-за природных качеств глины, получается слишком пластичным (жирным), его нужно сделать более «тощим», введя в него, например, песок или другие каменистые неглинистые материалы. Такая искусственная масса лучше поддается сушке и обжигу, благодаря чему она меньше сокращается в объеме. Поэтому значительно уменьшается опасность образования трещин на изделии, а кроме того, облегчается соблюдение заданных размеров при его изготовлении.

Керамическое тесто, в которое введено несколько глин или несколько тощих материалов, например полевой шпат и мел (пос­ледние — для понижения температуры спекания и оплавления), можно назвать сложнойкерамическоймассой. Такие массы могут быть приготовлены не только в пластичном, но и в жидком состоянии (шликер), а кроме того, — в полусухом исухом. Это обусловлено принятым методом формования изделий, а само состояние — количеством воды в массе.

Под нормальным тестом (массой) подразумевается набухшее тесто такой консистенции, при которой оно не прилипает к рукам, легко, не загрязняя рук, уминается и формуется. Это состояние устанавливается особой пробой.

Приготовление массы, формование и высушивание. Масса лю­бого вида должна быть доведена ручным или машинным способом до однородного состояния и содержать достаточно влаги, позволяю­щей ей легко формоваться. Важно, чтобы при обработке масса была освобождена от пузырьков воздуха, которые могут разорвать черепок на мелкие куски при обжиге.

Изделия из приготовленной массы формуют различными спосо­бами: ручным формованием (лепкой), точением на гончарном круге, прессованием, литьем ииными способами, пользуясь только руками или деревянными, гипсовыми, стальными и другими формами, а так­же машинами.

Приготовленное сырое изделие («сырец») даже в обычных атмос­ферных условиях высыхает и отвердевает. Для ускорения сушки полуфабрикат помещают в теплое сухое место или в специально подогреваемое помещение — сушило.

В течение сравнительно короткого периода, зависящего от свойств глины (массы), условий сушки и ее продолжительности, форма изделия может быть подправлена инструментом, а также доработана с целью нанесения, например, рельефного декора. Но за гранью так называемого коже твердого состояния изделие теряет свои рабочие качества и только при весьма большом опыте может быть подправлено или изменено в конфигурации.

Если изделие («сырец») хранится в нормальных атмосферных условиях, сравнительно легкая обработка его, например с по­мощью резки, возможна приблизительно в течение суток.

Первый обжиг (утельный). Даже хорошо высушенные изделияспособны размокать в водных суспензиях глазурей или красок, а поэтому путем предварительного обжига им придают прочность, подобную камню, и неразмокаемость в воде. Чаще всего их обжигают не при полной необходимой для созревания черепка температуре, а несколько меньшей, как говорят, «на утель». Однако, если изделие толстостенное, то не исключена возможность глазурования его прямо по сырой поверхности.

После первого обжига черепок имеет в основном еще пористую структуру.

Керамисты работают над изысканием эффективных водоустой­чивых добавок, которые позволили бы исключить утельный обжиг.

Глазурование и декорирование. После того, как изделие остынет, его глазуруют, обжигают и декорируют или же сразу декорируют, а затем глазуруют прозрачной глазурью, т. е. наносят тонкий слой водной суспензии глазури, и обжигают. Изделие, подвергнутое второму обжигу, становится водонепроницаемым и гигиеничным н употреблении.

Не все виды керамики глазуруют.

Второй обжиг (политой, глазурный). Целью этого обжига яв­ляется шриплавление» нанесенной глазури к черепку. В соответ­ствии со специальным режимом повышают температуру печи до предельно необходимой. Конечная температура этого обжига обычно зависит от той температуры, при которой «созревает» глинистая масса, а также от температуры плавкости глазури.

Глиняные изделия типа гончарных обжигают при температуре 800—1000°С, изделия с каменным черепком, например плитки для полов, при 1200—1300°С; для так называемого твердого фарфора требуется температура 1350— 1400°С.

Третий обжиг (муфельный). Этому обжигу подвергают не каж­дый вид керамики: весьма часто он используется применительно к белому тонкому товару («белью»), например фарфору. В таком слу­чае его расписывают в основном надглазурными керамическими красками, флюсующимися и приплавляющимися при 800—900°С и даже ниже (см. гл. 10).

При выполнении уникальных художественных изделий иногда возникает необходимость и в четвертом и пятом обжигах, что зависит от технологических свойств используемой палитры красок.

Лепка из глиняной массы

Глина является особой характерности пластичным материалом, и далеко не любой конфигурации, даже талантливо сделанные изделия будут художественно удачными в ней, как в материале

На рис. 1 показаны две формы кувшина, из которых один (а) более типичен для керамического материала, а другой (б) — для ме­талла. Как бы последняя форма не была декорирована, она не станет керамикой, хотя ее тело будет сделано из глины. Это чув­ство, или ощущение керамики, естественно, приходит с приобре­тением некоторого вкуса.

Первые опыты по формованию глины следует начать с лепки несложных форм при помощи только рук.

Игрушечные фигуры, бусы и другие мелкие изделия могут быть созданы путем соединения шаров и цилиндров. Затем можно попы­таться вылепить фигурки животных или человека размером, не превышающим 10—12 см (рис.2).

Все эти опыты помогут учащимся «прочувствовать» качества, характерные для глинистого материала.

Сложной лепки с помощью какого-либо инструмента делать не следует. Надо наблюдать свойства пластичного материала, его

Рис.1. Две формы кувшина: а — характерная для керамического материала, б — более характерная для металла

податливость и фактурность, не создавая особых украшений. Это будет отправной точкой для начинающего художника.

С приобретением знаний учащийся поймет, что создание нацио­нально-художественной игрушки как предмета, отражающего народ­ное искусство, потребует от него большого творческого опыта или самобытной куль­туры.

На рис. 3 показаны игруш­ки, сделанные в Осетии для выставки в Брюсселе.

В дальнейших опытах из­готовления изделий округлой и «свободной» формы мы не получим идеального с рав­номерными стенками изде­лия, но эта цель в данном случае и не преследуется.

 

Игрушечные формы из шаров, цилиндров, роликов, лепешек и др.

Характерность метода изготовления изделия и сохра­няющаяся при этом фактур­ность материала всегда имеют свою собственную художествен­ную ценность.

В руках скатывают шар глины диаметром 3—4 см. Распластывая и выжимая глину большими пальцами и остальными, формуют толстое, чашечного вида изделие. При этом надо стремиться получить по возможности одинаковую толщину стенок предмета (5—8 мм).

Развитие способности определения толщины стенок «на ощупь» весьма важно для керамиста, особенно при работе на гончарном круге (например, японцы даже очень тонкие вещи выполняют ука­занными выше методами, т. е. «от руки»).

Изделие можно оставить на несколько часов для подвял ивания (подсушки) в комнатных условиях (если — на ночь, то в закрываю­щемся оцинкованном ящике). За это время глина приобретает лишь прочность подвяленной, а потому в дальнейшем изделие может дорабатываться без опасения его деформации.

Затем изделие переворачивают дном кверху и гладко зачищают дно старой ножовкой. Поверхность внутри и снаружи изделия может быть умеренно заглажена влажной губкой («греческой» или другой). Не надо стремиться заглаживать ею оставшиеся от ручной лепки следы до идеально выров­ненного и сглаженного состоя­ния. Это будет похоже, скажем, на старания плотника, сделав­шего вещь из простого дерева с помощью лишь топора, а впо­следствии тщательно отполиро­вавшего ее «под красное дерево».

В дальнейшем таким же приемом можно вылепить изде­лия свободной формы: пепель­ницы, розетки для варенья, ку­рительные трубки, бусы и т. п.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: