Психологические основы обучения и воспитания детей дошкольного возраста




Учет возрастных, половых, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся в обучении и воспитании.

Психологические основы обучения и воспитания детей дошкольного возраста

 

Возраст или возрастной период – это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

Возрастной период со своим неповторимым содержанием – особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью – имеет определенные границы. Но эти границы могут сдвигаться, и один ребенок вступает в новый возрастной период раньше, другой – позже.

Начальные возрастные периоды образуют детство – целую эпоху, которая по сути своей является подготовкой к взрослой жизни, самостоятельному труду. Детство современного ребенка еще больше растянулось во времени и наполнилось сложными видами деятельности.

Детское развитие – сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. В развитии ребенка наступает момент, когда его возросшие возможности, его знания, умения, психические качества начинают противоречить сложившейся системе взаимоотношений, образу жизни и видам деятельности. Возникает противоречие между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения.

Развитие (по Л. С. Выготскому) – это появление нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, то есть качествами и свойствами, которых не было раньше в готовом виде.

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности.

Психическое развитие детей дошкольного возраста обусловлено противоречиями, которые возникают у них в связи с развитием многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях.

От того, как будут развиваться потребности ребенка, зависит развитие и становление его личности (а потребности ребенка в каждом возрасте разные).

Содержание, средства, методы воспитания и обучения обусловлены процессом развития детей, их возрастом.

Так, задачи и содержание, средства и методы воспитательной работы с детьми раннего возраста разрабатываются с учетом большой ранимости и беспомощности малышей, полной неприспособленности их к самостоятельной жизни.

В дошкольном возрасте самостоятельность и приспособленность ребенка значительно увеличиваются, в соответствии с этим изменяются задачи, содержание, средства и методы воспитательно-образовательной работы. Уровень развития, достигнутый ребенком к концу дошкольного возраста, позволяет ставить новые задачи и усложнять воспитательно-образовательную работу с детьми.

Возрастная дифференцированность задач, содержания, методов воспитания опирается на периодизацию жизни человека, принятую в современной науке. Необратимость времени, продолжительность жизни индивидов, с одной стороны, и поступательный ход психического развития, обусловленный системой воспитания и обучения, – с другой, являются основой возрастной периодизации. Возрастные периоды – обязательные стадии развития человека.

Каждый возрастной период определяется количеством прожитых лет, степенью созревания различных органов, их функций, а также жизненным опытом, объемом знаний, видами и содержанием деятельности, местом человека в обществе.

Для каждого возраста характерны свои особенности в сенсорных, интеллектуальных, эмоциональных, волевых, мотивационных сторонах личности; изменяется взаимодействие между ними, что оказывает влияние на общий уровень развития, регуляцию поведения.

С возрастом меняется и ведущий вид деятельности.

Однако уровень психического развития личности не есть только результат прожитых лет: решающее влияние на развитие человека в любом возрасте, особенно в детском, оказывает система воспитания и обучения, деятельность и активность личности.

Дети раннего возраста характеризуются слабостью, беспомощностью, ранимостью. Вместе с тем это возраст самых высоких темпов роста и развития. Поэтому, чтобы обеспечить полноценное развитие, необходимо охранять и укреплять здоровье детей, заботиться о правильной организации их жизни, о создании условий, способствующих эмоционально-положительному состоянию каждого ребенка.

В раннем возрасте дети овладевают разнообразными движениями: ползание, лазанье, подтягивание, ходьба и т. д.

Своевременность и последовательность появления отдельных видов движений зависят от индивидуальных особенностей детей и системы воспитания. Так, благодаря полноценному питанию, хорошему уходу, частому общению и научению дети начинают ходить самостоятельно гораздо раньше, чем при отсутствии этих условий. Большое значение в раннем возрасте имеет сенсорное развитие, совершенствование ощущений, восприятий, представлений — основы умственного развития.

Важной возрастной чертой детей до 3 лет является формирование речи. К трем годам дети овладевают почти всеми элементами родного языка и пользуются речью как средством общения со взрослыми и сверстниками.

В раннем возрасте формируются основные способы действий с предметами, игровая деятельность, элементарные формы изобразительной, конструктивной деятельности. Дети овладевают простейшими навыками самообслуживания, определяющими посильную самостоятельность ребенка. В течение первых трех лет жизни у малышей развиваются взаимоотношения со сверстниками: они научаются общаться и взаимодействовать друг с другом в совместных играх и вести себя в соответствии с правилами. Возрастные особенности касаются не только умственной, но и эмоциональной, волевой, мотивационной сферы: в первые годы жизни поведение детей регулируется главным образом непосредственными чувствами, но уже в этом возрасте надо начинать воспитывать волю, приучать подчиняться общепринятым нормам и правилам.

Знание возрастных и индивидуальных особенностей необходимо для своевременного и всестороннего развития детей, для комплексного воспитания начиная с раннего возраста.

В дошкольном возрасте продолжается созревание детского организма: темпы роста от 3 до 5 лет несколько замедляются по сравнению с предыдущим возрастным периодом, но от 5 до 8 лет снова повышаются. Одновременно с общим ростом и увеличением массы тела идут процессы анатомических изменений и функционального развития всех основных тканей и органов ребенка. Происходит постепенное окостенение скелета, возрастает масса мышц, повышается работоспособность детского организма. Но наряду с этим отмечается быстрая утомляемость и истощаемость нервных клеток. К шести-семи годам ребенок успешно овладевает ходьбой, бегом, прыжками, лазаньем, метанием и даже такими сложными видами движений, как ходьба на лыжах, катание на коньках.

Физическое воспитание занимает центральное место в работе с детьми дошкольного возраста. В соответствии с возможностями ребенка определяется система применения конкретных средств и методов воздействия в семье и детских садах: режим жизни, питания, гимнастические упражнения и подвижные игры, закаливание. У ребенка дошкольного возраста продолжает совершенствоваться функциональная активность коры мозга. Возрастная слабость и высокая чувствительность нервной системы определенным образом обусловливают яркость, остроту восприятия, детскую впечатлительность. В связи с этим в воспитании и обучении детей этого возраста такое важное значение приобретает отбор впечатлений и знаний — это преимущественно элементарные знания об окружающей жизни.

В дошкольном возрасте при целенаправленном воспитании развиваются способы зрительного, слухового, осязательного восприятия, наглядно-действенного и образного мышления, волевых, эмоциональных и мотивационных процессов. По мере овладения познавательными процессами дети становятся способными к элементарному анализу и синтезу, классификации, начинают высказывать суждения об окружающих их предметах и явлениях.

В целом дошкольный возраст характеризуется пытливостью, любознательностью. Но если естественная любознательность ребенка не удовлетворяется, он становится пассивным. Для дошкольного возраста характерны свежесть и острота воображения, проявляющиеся в разных видах деятельности: под воздействием взрослых деятельность дошкольника становится произвольной и управляемой, что очень важно для воспитания сосредоточенности внимания во время обучающих занятий, труда.


«Психологические особенности детей раннего и дошкольного возраста»

Показатели Возрастная группа
2 - 3 3 - 4 4 - 5 5 - 6 6 - 7
Ведущая потребность Потребность в любви Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка Потребность в общении; познавательная активность Потребность в общении; творческая активность Потребность в общении
Физиологическая чувствитель- ность Высокая чувствительность к физическому дискомфорту Высокая чувствительность к дискомфорту Уменьшение чувствительности к дискомфорту Уменьшение чувствительности к дискомфорту Индивидуально, у большинства низкая
Ведущая функция предметно-манипулятивная, предметно-орудийная деятельность Восприятие Наглядно-образное мышление Воображение Воображение, словесно-логическое мышление
Игровая деятельность Предметно-манипулятивная, игра «рядом» Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения Длительные игровые объединения; умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью
Форма общения Ситуативно-личностное Ситуативно-деловое Внеситуативно-деловое Внеситуативно-деловое + внеситуативно- личностное Внеситуативно-личностное
Отношения со взрослыми Источник защиты, ласки и помощи Взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству Взрослый – источник информации Источник информации, собеседник Источник эмоциональной поддержки
Отношения со сверстниками Мало интересен Мало интересен Интересен как партнер по сюжетной игре Углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтения в общении Собеседник, партнер по деятельности
Наличие конфликтов Со взрослыми («Я сам») Со взрослыми как продолжение («Я сам»)   Отсутствуют Отсутствуют К 7-ми годам – кризис, смена социальной роли
Эмоции Сильной модальности, резкие переходы Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта Более ровный, старается контролировать; появляются элементы эмоциональной отзывчивости Преобладание ровного оптимистического настроения Развитие высших чувств; формирование самооценки посредством оценки окружающих; ребенок начинает осознавать свои переживания
Способ познания Манипулирование предметами, их разбирание Экспериментирование, конструирование Вопросы; рассказы взрослого; экспериментирование Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками
Объект познания Непосредственно окружающие предметы, их внутренне устройство Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы Причинно-следственные связи между предметами и явлениями
Произвольность познавательных процессов Восприятие, внимание и память непроизвольные Внимание и память непроизвольные Внимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное запоминание в игре Развитие целенаправленного запоминания Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения
Воображение Начинает фантазировать; доизобразительное рисование (каракули) Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа) Репродуктивное; появление элементов творческого воображения Развитие творческого воображения Переходит во внутреннюю деятельность, появляется собственное словесное творчество (считалки, дразнилки, стихи)
Восприятие Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер) Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер) Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов Знания о предметах и их свойствах расширяются, организуются в систему и используются в различных видах деятельностии Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности
Внимание Объем внимания 2–3 предмета Быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5–10 мин. Объем внимания 3–4 предмета. Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10–15 мин. Объем внимания 4–5 предметов. Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15–20 мин. Объем внимания 8–10 предметов Интенсивное развитие произвольного внимания. Удерживает внимание 20–25 мин. Объем внимания 10–12 предметов
Память Узнавание, кратковременная. Объем памяти 2–3 предмета из 5 Эмоционально окрашенная информация. Преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3–4 предмета из 5 Кратковременная; эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4–5 предмета, 2–3 действия Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5–7 предметов из 10, 3–4 действия Интенсивное развитие долговременной памяти. Объем памяти 6–8 предметов из 10, 4–5 действий.
Мышление Наглядно-действенное Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению Наглядно-образное Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического Элементы логического развиваются на основе наглядно-образного; развитие элементов абстрактного мышления
Речь Словосочетаниями, понимает глаголы Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные Окончание формирования активной речи, учится излагать мысли Формирование планирующей функции речи Развитие внутренней речи
Условия успешности Разнообразие развивающей среды Разнообразие окружающей среды и партнерские отношения со взрослыми Кругозор взрослого и хорошо развитая речь Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле
Новообразования возраста 1.Возникновение речи и наглядно-действенного мышления. 2.Развитие нового отношения к предмету, имеющему назначение и способ употребления. 3.Зачатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Самопознание, усвоение первичных нравственных норм 1.Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности. 2.Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения. 3.Появление элементов сюжетно-ролевой игры.   1.Предвосхищение результата деятельности. 2.Активная планирующая функция речи. 3.Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником. 4. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические). 1. Внутренний план действий. 2. Произвольность всех психических процессов. 3. Возникновение соподчинения мотивов: общественные мотивы преобладают над личными. 4. Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе. 5. Возникновение первой целостной картины мира. 6. Появление учебно-познавательного мотива, становление внутренней позиции школьника.

Становление личности дошкольника выражается и в формировании характера. При этом большое значение имеет развитие сознания, появление разнообразных мотивов деятельности, поведения. Дошкольник уже может подчинять личные мотивы поведения общественным, давать оценку своего поведения и других детей, основываясь на требованиях воспитателей, родителей. В игровой ситуации, в процессе обучения на занятиях у дошкольника проявляются волевые качества характера. Формирование нравственного сознания характеризуется появлением чувства долга и других социальных чувств.

Дошкольник начинает понимать значение предъявляемых к нему требований. Переживания при совершении хороших и дурных поступков вызываются уже не только отношением взрослого, но и собственным суждением, нравственным отношением к нему. У детей появляются более глубокие чувства смущения, стыда и, наоборот, чувство радости и удовлетворения, сознание выполненных общественных требований.

Таким образом, у детей дошкольного возраста начинает формироваться направленность личности.

У дошкольника имеются возрастные предпосылки для развития общих и специальных способностей. Это дает основание изменять и усложнять содержание обучения, варьировать соотношение игровых, словесных, наглядных и практических методов воспитания и обучения, использовать все возможности, которые имеются в дошкольном детстве для комплексного воспитания.

Каждый ребенок представляет неповторимую индивидуальность. Для реализации воспитания и обучения как ведущего фактора развития личности важно знать не только социально-типические возрастные черты подрастающего поколения, но и индивидуальные психологические особенности, качества и свойства личности.

Органической основой индивидуальных свойств личности является тип нервной системы, от которого зависит сила основных нервных процессов, их подвижность, уравновешенность. Определенный сплав свойств порождает индивидуальный стиль деятельности, поведения.

Основой индивидуальных склонностей к некоторым видам деятельности служат анатомо-физиологические особенности анализаторных систем.

Так, природные задатки являются условиями развития общих и специальных способностей. Развитие же задатков целиком зависит от условий жизни и воспитания.

Своеобразие каждого ребенка выражается в уровне и объеме анатомо-физиологических задатков и способностей.

Это порождает необходимость индивидуализации и дифференциации воспитания и обучения.

Наряду с природными анатомо-физиологическими индивидуальными свойствами у каждого человека складывается неповторимая по своему своеобразию жизнедеятельность. Воспитание и социальная среда формируют индивидуальный склад личности, который проявляется в направленности способностей, потребностей, целей, чувств, воли и характера.

Учет этих особенностей в воспитании и обучении требует от воспитателя индивидуального подхода к детям.

Существование различий в характере и темпах развития детей имеет большое значение для теории и практики воспитания. Воспитание, образование, обучение должны располагать разнообразными средствами и методами индивидуального подхода и применения наиболее эффективных для развития каждого ребенка.

В жизни встречаются разнообразно одаренные дети: одни имеют абсолютный слух или исключительную память, для других характерна склонность к интеллектуальной или практической деятельности. Воспитание как можно раньше должно способствовать и формированию определенной склонности, чтобы своевременно сложились интересы и увлеченность данным видом деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: