о побуждении зарабатывать на жизнь трудом своих рук




Однажды пророка спросили: “О посланник Аллаха, какой заработок является наилучшим?” – он ответил:

أفضل الكسب بيع مبرور ، وعمل الرجل بيده

«Лучший занятие для мусульманина это заработанный трудом его рук и заработанный любой честной торговлей». Ахмад. (Говоря современными словами это - производство и торговля.) Эти два видя деятельности являются самым лучшим видом работы для мусульман. Не зря во всех рынках видим мусульман-торговцев. В случае торговли без обмана, наглости и пошлости сам процесс торговли превратится в дагват (призыв к Исламу). В истории есть такие примеры принятия Ислама через торговцев, например: китайцев и африканцев.

Передаётся от Абу Са'ида, что посланник Аллаха (м.е.) сказал: «Праведный, честный торговец, будет среди пророков, праведников и шахидов». ат-Тирмизи, ад-Дарими. В нынешних реалиях для Ислама тоже много пользы от бизнесменов. Любой проект, будь это строительство мечетей и медресе, содержание их, издание книг, помощь беднякам и сиротам – все это не без участия торговцев. Отчасти даже невозможно их осуществить без них. Тем самым часть савапа сделанной имамами получат и те, кто содержал эти мечети. В этом нет сомнения ин ша Аллах.

Однако производство и торговля запрещенными продуктами в Исламе осуждается. Заниматься бизнесом в сфере общественных и частных услуг, а также работа в таких компаниях и фирмах разрешено, но запрещено работать фирмах производящих запретные услуги и продукции. Например: мусульманам запрещено работать на заводах выпускающих спиртные напитки, свинину, заниматься стриптизом и проституцией, выращивание опия и производство наркотиков.

Согласно имаму Газали, некоторые виды производства являются фард кифая[5]. Например: производства халялных колбас и субпродуктов, некоторые виды бизнеса от которых зависит положение уммы.

Сообщается, что как-то раз посланник Аллаха (м.е.) находился в обществе своих сподвижников, которые увидели молодого человека, отличавшегося выносливостью и силой, рано утром вышедшего из дома в поисках заработка, и они сказали: “Горе ему! О если бы он использовал свою молодость и выносливость на пути Аллаха Всевышнего!” На это пророк сказал : «Если он вышел в поисках заработка для своих малолетних детей, то он на пути Аллаха, и если вышел он в поисках заработка для своих престарелых родителей, то он на пути Аллаха, и если вышел он в поисках заработка для себя самого, воздерживаясь от всего дурного, то он на пути Аллаха. Если же он вышел на показ другим и ради похвалы, тогда он на пути шайтана». ат-Табарани.

Зарабатывать для семьи не только разрешается, но и является вознаграждаемым, по милости Аллаха. Лень порицаема во всех ее проявлениях. Каждый должен стараться на своем рабочем месте и быть ответственным за порученное ему дело. Как говорил пророк (мир ему):

كلكم راع و كلكم مسؤل عن رغية

“Каждый из вас пастух и каждый ответсвенный перед своим паством.” Т.е. каждый ответственный за что-либо в этой жизни. Халатность и безшабашность порицаемы во всех его проявлениях. Бизнесмены же тоже имеют ответсвенность за своих подчиненных, хотя бы улучшая их труд.

عَنِ الْمِقْدَامِ رَضِي الله عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ

وَسَلَّمَ: (مَا أَكَلَ أَحَدٌ طَعَامًا قَطُّ ، خَيرًا مِنْ أَنْ يأْكُلَ مِن عَمَلِ يدِهِ ، وَإنَّ نَبِيَّ الله دَاوُدَ عَلَيهِ السَّلامُ كانَ يأْكُلُ مِنْ عَمَلِ يدِهِ)

Передают со слов аль-Микдама, да будет доволен им Аллах, что послан­ник Аллаха, , сказал: “Никто и никогда не ел ничего лучше той еды, (на которую он заработал) трудом своих рук, и, поистине, пророк Аллаха Дауд, мир ему, питался тем, что зарабатывал трудом своих рук”. Бухари 924.

Даже пророки работали и зарабатывали своим трудом. Они могли говорить, чтобы их обеспечивала паства, но они оберегали себя от этого. Для них зарабатывать самим было чище чем испрашивать подаяния. А мусульмане сами должны догадываться о нуждах Ислама и не ждать пока у них спросят.

لأن يأخذ أحدكم حبله فيأتي بحزمة حطب على ظهره فيبيعها فيكف بها وجهه ، خير له من أن يسأل الناس أعطوه أو منعوه.

Также пророк (м.е.) сказал: «Поистине, любому из вас нарубить вязанку дров и принести их на своей спине будет лучше, чем просить кого-нибудь, кто (может) дать или отказать!» Бухари и Муслим. Из этого хадиса мы видим порицании посланником Аллаха (м.е.) попрошайничества. Пророк (м.е.) по этому поводу говорил: «Незаконно богатым и здоровым получать помощь от других без крайней необходимости».

Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: “Пусть никто из вас не оставляет поисков своего удела, (возлагая свои надежды только) на слова: “О Аллах, даруй мне средства к существованию! Аллахуммар-рзукъни ”, - ибо известно вам, что ни золото, ни серебро с неба не падают”.

Есть множество работ, которые можно совмещать с делом распространения Ислама. И лишь малая часть из них запрещенная. Мусульманам следует заполнять эти разрешенные шариатом ниши бизнеса.

 

О зарабатывании на жизнь

дозволенным путём

При зарабатывании торговлей надо знать золотую середину. Зарабатывать дозволено, но нельзя слишком увлечься бизнесом, забывая о дольной жизни. Нельзя в погоне за деньгами оставлять намазы и другие религиозные обряды, портить отношения с друзьями, родными. К сожалению, мы видим обратное. Разбогатев, у человека проявляются самые низменные качества. Ведь это наущение шайтана. Правоверные мусульмане не должны поддаться этим порокам. Послан­ник Аллаха, , об этом сказал:

عَنْ أَبِي هُرَيرَةَ رَضِي الله عَنْهُ ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى الله عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قالَ: (يأْتِي على النَّاسِ زَمَانٌ ، لا يبَالي الْمَرْءُ ما أَخَذَ مِنْهُ ،

أَمِنَ الحَلاَلِ أَمْ مِنَ الحَرَامِ)

Передают со слов Абу Ху­райры, да будет доволен им Аллах, что про­рок, , сказал: “Настанет для людей (такое) время, когда человек перестанет за­ботиться о том, дозволенным или запретным является то (богатство), которое он станет приобретать”. Бухари 919.

Передаётся от Ибн Ма'суда, что посланник Аллаха (м.е.) сказал: «Ближе к концу Света люди будут здороваться только со знакомыми и повсеместно заниматься торговлей, и даже женщины будут заниматься ею вместе со своими мужьями». Ахмад, аль-Хаким.

Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Судный час не наступит до тех пор, пока не появится смута, пока не распространится ложь и пока не сблизятся рынки».

Это предсказание Пророка Мухаммада также имеет несколько толкований.

Во-первых, сегодня рынки сблизились благодаря тому, что люди на разных континентах быстро узнают о повышении или понижении цен на товары.

Во-вторых, купцы и бизнесмены быстро доставляют свои товары с одного рынка на другой даже несмотря на значительные расстояния.

В-третьих, различия в ценах на товары не велики даже в разных частях света, тогда как в прошлом этого не могли позволить себе даже крупные торговцы.

Хузейфа передал: Посланник Аллаха (мир ему) рассказал нам два хадиса. Я видел, как один из них уже сбылся, и теперь я ожидаю исполнения второго. Он сказал: «Честь снизойдет в сердца людей, после чего они познают ее из Корана и сунны». Затем он рассказал нам о том, как честь будет покидать человеческие сердца. Он сказал: «Человек заснет [6] а честь частично покинет его сердце. А то, что останется, будет похоже на след ожога [7]. Когда он заснет следующий раз, честь опят покинет его сердце, а то что останется будет похоже на волдырь [8], который вырастет на ноге, когда наступаешь на горящий уголек и видишь как он возвышается над кожей, но внутри он пуст. Наступит день, когда люди будут торговать друг с другом, но среди них почти не останется тех, кто заслуживает доверия. Они будут восхищаться умом, хорошими манерами и силой людей, в сердцах которых не будет чести даже весом в горчичное семя». Также пророк (мир ему) нас предостерегал: "Кто бы ни был тот, кто набрал вес за счет потребления недозволенной пищи, он достоин огня".

Передано от Ибн 'Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах), он сказал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) однажды обращаясь к Иблису, спросил: «Сколько людей из моей общины для тебя являются любимцами?» На это Иблис ответил: «Десять: 1) правитель-тиран; 2) высокомерный человек; 3) богатый, который не заботится о том, какими путями добывает свое имущество и на что тратит его; 4) ученый, который подтверждает (оправдывает) тиранию правителя; 5) продавец-обманщик; 6) монополист; 7) прелюбодей; 8) занимающийся ростовщичеством; 9) жадный человек, который не обращает внимания, как собирает имущество; 10) постоянно употребляющий одурманивающее разум (т.е. спиртное, наркотики и т.д.)» Затем Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) спросил: «А сколько людей из моей общины являются для тебя врагами?» Иблис ответил: «Двадцать: 1) первый – это ты, Мухаммад, я ненавижу тебя; 2) ученый, живущий по знаниям; 3) знаток Корана, который совершает то, что написано в нем; 4) призывающий на пятикратную молитву муэдзин; 5) любящий бедных, нуждающихся, сирот; 6) обладающий милосердным сердцем; 7) скромный в истине; 8) юноша, с детства выросший в поклонении Всевышнему Аллаху; 9) питающийся разрешенным; 10) два человека, полюбившие друг друга в Аллахе; 11 стремящийся читать намаз с джамаатом; 12) читающий намаз тогда, когда люди спят (т.е. ночью); 13) тот, кто воздерживает себя от запретного; 15) тот, кто постоянно находится с омовением; 16) щедрый; 17) человек хорошего нрава; 18) дающий садака (милостыню) из того, чем наделяет его Аллах; 19) помогающий женщинам-вдовам; 20) готовящийся к смерти».

Йахйя ибн Му’аз сказал: “Дирхам (арабские деньги) – это скорпион, и если ты не умеешь хорошо заговаривать скорпионов, не бери его, ибо, поистине, если он ужалит тебя, его яд тебя погубит!”. Его спросили: “А что служит заговором от него?”. Йахйя сказал: “То, что добывать его следует дозволенными путями, а расходовать – на должное”.

Любой торговец старается получить больше прибыли и прикладывает все свои силы для этого. Это по природе человека, как говорил пророк (мир ему): «Человек никогда не насытиться двум вещям: богатству и знаниям, если почувствовал ее вкус». ад-Дарими. Зная это мусульмане должны сдерживать свои желание получить большую прибыль, тем самым отстраняясь от скупости и жадности. Ведь пророк (мир ему) сказал: «Если сможешь, ни в коем случае не становись ни первым из тех, кто входит на рынок, ни последним из тех, кто покидает его, ибо на рынке ведёт свои сражения шайтан и там он водружает свое знамя». Муслим.

 

Риба (ростовщичество).

 

Многие бизнесмены вынуждены обращаться услугам банков, ведь без них затруднен бизнес. Для тех, кто пользуется услугами банков для проплаты счетов – это дозволено в связи с тем, что это вынужденная мера. А те, которые пытаются заработать на процентах – это харам (запрещено). Этим видом заработка пытаются заработать даже пенсионеры и многие молящиеся мусульмане. Эти деньги являются харамом и от их необходимо избавиться. Эти деньги можно использовать только для благотворительности и то нельзя покупать продукты (чтобы потом их подарить). Их можно использовать на книги, предметы по необходимости для медресе и мечетей, оплату коммунальных услуг мечетей и прочее, но нельзя, например купить мясо и дать саадака для мусульман. И тем самым мы обезопасим себя от грехов и гнева Всевышнего. А Аллах может не только обогатит из своих щедрот, но и отобрать у тех на кого гневается… Необходимо знать, что харамные деньги не залеживаются у хозяина. Они быстро «улетучиваются» прихватив еще и честно заработанные. Это мы видим в банкротстве многих предприятий.

Этот вид греха был распространен с давних времен. Первое обращение к мусульманам относительно запрета на ростовщичество было ниспослано в 130 аяте суры «Али Имран»:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَأْكُلُواْ الرِّبَا أَضْعَافاً مُّضَاعَفَةً وَاتَّقُواْ اللّهَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

«О вы, которые уверовали! Не живите за счет лихвы (процентов), удвоенной или многократной, и бойтесь Аллаха, быть может, преуспеете вы». Этот аят запрещал давать в долг с условием последующего взимания процентов. В то время подобная практика была распространена, и проценты были настолько непосильными, что жизнь бедных людей становилась невыносимой.

Однако и в этом аяте категоричного запрета на ростовщичество не прозвучало. Через некоторое время был уже ниспослан строгий запрет на любой вид получения процентной прибыли. Смысл 275-281 аятов суры «аль-Бакара» таков:

الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لاَ يَقُومُونَ إِلاَّ كَمَا يَقُومُ الَّذِي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ قَالُواْ إِنَّمَا الْبَيْعُ مِثْلُ الرِّبَا وَأَحَلَّ اللّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا فَمَن جَاءهُ مَوْعِظَةٌ مِّن رَّبِّهِ فَانتَهَىَ فَلَهُ مَا سَلَفَ وَأَمْرُهُ إِلَى اللّهِ وَمَنْ عَادَ فَأُوْلَـئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ.275 يَمْحَقُ اللّهُ الْرِّبَا وَيُرْبِي الصَّدَقَاتِ وَاللّهُ لاَ يُحِبُّ كُلَّ كَفَّارٍ أَثِيمٍ.276 إِنَّ الَّذِينَ آمَنُواْ وَعَمِلُواْ الصَّالِحَاتِ وَأَقَامُواْ الصَّلاَةَ وَآتَوُاْ الزَّكَاةَ لَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ.277 يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اتَّقُواْ اللّهَ وَذَرُواْ مَا بَقِيَ مِنَ الرِّبَا إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ.278 فَإِن لَّمْ تَفْعَلُواْ فَأْذَنُواْ بِحَرْبٍ مِّنَ اللّهِ وَرَسُولِهِ وَإِن تُبْتُمْ فَلَكُمْ رُؤُوسُ أَمْوَالِكُمْ لاَ تَظْلِمُونَ وَلاَ تُظْلَمُونَ.279 وَإِن كَانَ ذُو عُسْرَةٍ فَنَظِرَةٌ إِلَى مَيْسَرَةٍ وَأَن تَصَدَّقُواْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ.280 وَاتَّقُواْ يَوْماً تُرْجَعُونَ فِيهِ إِلَى اللّهِ ثُمَّ تُوَفَّى كُلُّ نَفْسٍ مَّا كَسَبَتْ وَهُمْ لاَ يُظْلَمُونَ

«Те, кто берет проценты, восстанут (из могил), как восстанет тот, кого лишает Шайтан рассудка прикосновением (нашептыванием) своим. Это – в наказание им за то, что говорили они: «Воистину, (проценты) лихва (дозволена) так же, как и торговля». Но дозволил торговлю Аллах, а лихву запретил. Если придет к нему (кому-либо из ростовщиков) увеличение Господне, и если поступит (ростовщик) согласно увещеванию этому, то простятся ему грехи его прошлые. И рассудит его Аллах. А те, кто (вновь) станут (давать в рост), - обитатели пламени адского на времена вечные. Искореняет Всевышний лихву и поощряет милостыню. Не любит Он никого из грешников неблагодарных. Воистину, тем, кто уверовал и творил дела добрые, совершал намаз (салят, молитву), раздавал закят, уготовлена награда Господа. Нечего им страшится, и не будут они опечалены. О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и, если вы уверовали, простите (должникам своим) ту лихву, что причиталась вам прежде. Если же не простите вы, так знайте, что будут против вас Аллах и Посланник Его. А если простите, то останется вам первоначальное достояние ваше – не обидите и не будете обижены. Если находится (должник) в положении трудном, дайте отсрочку, пока не поправятся дела его. А если простите вы (долг), то вам же (будет) лучше, если только уразумеете вы это. Страшитесь того дня, когда будете возвращены вы к Аллаху. Тогда воздастся по заслугам каждому. И никто не будет обижен (незаслуженно)» (Сура «аль-Бакара», 2/275-281).

В этих аятах Всевышний Аллах определил ростовщичество, предоставление денег под проценты как однозначно запрещенное – харам.

 

Исламские сделки

 

Ислам не приемлет не только получающего процент кредитора, но и уплачивающего этот процент должника. Поэтому мусульманин не вправе ни вкладывать средства в традиционный банк (если по вкладу начисляется процент), ни брать в нем ссуду. Предоставление финансовых услуг таким клиентам — задача исламских банков, работающих не только за прибыль, но и по нормам религиозной этики.

Главный принцип работы исламских банков — проведение всех операций без включения в них процентной ставки. Вместо выдачи предпринимателю платной ссуды банк может инвестировать средства в его проект в обмен на участие в прибыли. Вкладчик же получает свой доход также не в виде процента, а через участие в прибыли банка. Как правило, в банках существуют специальные советы, которые проверяют операции на предмет соответствия нормам шариата.

Исламский банк использует в своей работе тот набор финансовых инструментов, который определен шариатом. Можно выделить три основные категории операций, проводимых исламскими банками, отметив, что все они предполагают беспроцентные и неспекулятивные схемы.

1. Мушараках — равное партнерство, предполагающее совместное выполнение проекта силами банка и предпринимателя. При этом партнеры делят между собой прибыли и убытки пропорционально размеру первоначально вложенного в дело капитала, при согласовании всех соответствующих сроков и условий.

Соглашение о партнерстве разрабатывают и подписывают все заинтересованные стороны. Оно включает такие позиции, как вид бизнеса или торговли; сроки и условия выполнения; график распределения прибылей и убытков (например, ежеквартально, раз в полгода и т.д.); доля прибыли (или нисбах), положенная каждому партнеру; льготы и ответственность сторон. Важно отметить, что конкретную сумму прибыли ни для кого из партнеров заранее не устанавливают.

Для банковского дела наиболее характерно договорное партнерство (мушараках акид), где стороны организуют отношения на основании упомянутых выше договорных обязательств. Здесь, в свою очередь, существуют две подкатегории — равное партнерство (мушараках муфауадах) и коммерческое партнерство (мушараках аинан).

При равном партнерстве обе стороны пользуются одинаковыми правами и привилегиями и несут одинаковую ответственность по прибылям и убыткам, инвестициям, правам собственности, посредническим услугам и поручительству. Такой вид партнерства основан на взаимном согласии сторон при обязательных взаимных консультациях и согласованиях по всем проводимым операциям. Эти же условия действуют и в случае участия любого количества партнеров. Партнеры могут участвовать в работе непосредственно либо использовать наемных служащих.

Коммерческое партнерство не предполагает равного участия. Здесь стороны выполняют конкретные деловые задачи. Они могут инвестировать различные суммы, а прибыли и убытки распределяются пропорционально инвестициям. В большинстве случаев стороны ведут дела раздельно, но объединяются для проведения конкретной, ограниченной во времени торговой или коммерческой операции (например, с партией зерна, одежды и т.п.) и таким образом становятся партнерами. В результате они действуют как взаимные агенты, но не как поручители.

2. Мударабах — особое партнерство на доверительных началах. Суть этого механизма заключается в том, что одна сторона (вкладчик) предоставляет капитал, а другая (управляющий, или оператор) инвестирует его в предпринимательское дело.

При партнерстве по схеме мударабах поставщик капитала и оператор участвуют в прибыли в соответствии с оговоренной долей или ставкой. Какую-либо конкретную сумму здесь не оговаривают. Доли прибыли, распределяемой между поставщиком капитала и оператором, обычно соотносятся как 60:40. Однако в случае убытка поставщик капитала несет его в полном объеме, а оператор не получает от сделки ничего. Если нет ни прибыли, ни убытка, то результат для оператора также нулевой (поставщик капитала в этом случае возмещает первоначальный капитал).

Оператор действует как менеджер или как предприниматель — в зависимости от типа сделки. Он волен вкладывать капитал в любой дозволенный исламом вид бизнеса в сфере промышленности или торговли. Стимулом для оператора является то, что его прибыль прямо зависит от прибыли поставщика капитала. Его задача — обеспечить успех дела, так как в случае убытка он ничего не получит за свой труд.

Мударабах — более справедливая и эффективная сделка с точки зрения использования денежных средств. Ее справедливость очевидна, а эффективность определяется тем, что все участники сделки имеют дело с реальными, а не с искусственными, т.е. процентными, деньгами.

3. Мурабаха — кредитное партнерство для финансирования торговых операций. Это самый популярный способ финансирования. Его популярность связана с краткосрочностью данного вида операций, правом требовать обеспечения обязательств клиента, высокой степенью вероятности получения прибыли, ее сравнимостью со среднерыночной процентной ставкой как ориентиром для определения финансовой эффективности банка

В отличие от мударабах и мушараках, где стороны согласовывают коэффициент участия в прибыли, в мурабаха и прочих торговых или кредитных контрактах предметом торга между сторонами является вопрос о цене.

При данном методе финансирования клиент обращается к банку с просьбой приобрести для него определенные товары или имущество, а сам обязуется купить их у банка по более высокой цене. Соответствующая разница образует прибыль банка.

При финансировании по схеме мурабаха клиент может вносить платеж по частям. Банк может потребовать какие-либо гарантии, однако ни при каких обстоятельствах не может завысить оговоренную с клиентом цену товара, а при отсрочке платежа клиент не платит штраф

Схему мурабаха широко применяют в торговле между исламскими странами.

Все более привлекательным для исламских банков становятся операции иджарах (лизинг, сдача в аренду), являющиеся разновидностью лизинговых операций. Шариат утвердил схему лизинговых операций в виде прямого финансирования аренды (иджара) или финансирования покупок по лизингу (иджара уа иктина). При прямом финансировании аренды банк покупает основные фонды и сдает их в аренду своему клиенту за оговоренную с ним ежегодную или ежемесячную арендную плату. Соглашение о покупке по лизингу основано на распределении прибылей. Банк обычно реинвестирует получаемую им основную сумму платежа по лизингу, а также прибыль от операции, и доход вновь направляется на оплату закупок оборудования.

Банки также предоставляют своим клиентам беспроцентные ссуды кард аль-хасан, возвращаемые в оговоренный срок. Предприниматели, нуждающиеся в средствах, могут получить необходимую сумму из банковских фондов. Лицо, которое не в состоянии вернуть ссуду, может обратиться за получением безвозмездной суммы (субсидии) из фонда закята. Банк может выделить беспроцентную ссуду правительству или организации для осуществления общественных проектов (строительство заводов, фабрик, дорог, жизненно важных объектов).

Таким образом, при проведении кредитных операций разных видов и разной степени срочности исламские банки применяют методы финансирования, сообразующиеся с шариатом. При этом исламские финансовые институты имеют достаточно выраженную специализацию.

Нельзя не упомянуть и о таком важном инструменте исламского банка, как закят. Ввиду запрета на процент в исламе обязательная благотворительность играет свою роль в инвестиционном процессе. Этот инструмент противодействует накопительским устремлениям богатой части населения, поскольку состоятельные граждане таким образом отдают свои деньги на общественно полезные нужды, а не сберегают их, дабы получить процент. Использование средств закята для финансирования общественных и частных проектов способствует процветанию промышленности и торговли, развитию экономики.

Следует сказать, что обязательное 2,5-процентное отчисление на благотворительность — это лишь минимум, поскольку физические лица или организации могут вносить и больше. Такие сверхминимальные взносы в фонд закята повышают его возможности в распределении средств. Средства от сбора закята направляют на разрешение общественных проблем, таких как нищета, голод, неграмотность и т.п.

Важным преимуществом финансовой системы, основанной на участии в прибылях или убытках, является ее направленность на реальный сектор экономики. Эта система не только справедлива, но и способствует развитию заинтересованности в получении высоких доходов у всех участников процесса.

О конкуренции.

К конкуренции надо относиться как к лучшему двигателю процесса торговли. Монополия в Исламе запрещена. Каждый торгуя получает ровно столько, сколько предопределил Аллах. Нет ни одного существа, ни в небесах, ни на земле, которому Всевышний не предопределил бы его удел, ведь Он сказал:

نَحْنُ قَسَمْنَا بَيْنَهُم مَّعِيشَتَهُمْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا

«Это Мы распределили между ними средства к существованию» (Украшение, 32), - поэтому мусульманин может не беспокоиться за свой удел, а должен стараться заработать его дозволенным образом, а не запретным, ибо пророк сказал: «Поистине, Святой дух внушил мне, что человек не умрет, пока не исчерпает своего удела. Бойтесь же Аллаха и обращайтесь с мольбами к Аллаху должным образом, и пусть то, что вы считаете задержкой в получении вами удела, ни в коем случае не побуждает вас добиваться его путём ослушания Аллаха, ибо поистине, получить то, что есть у Аллаха, можно только с помощью проявления покорности Ему». Абу Ну’айм.

Один из наших праведных предшественников сказал: “Я увидел, что люди прилагают все силы ради снискания своего удела, и обратил внимание на слова Аллаха Всевышнего:

وَمَا مِن دَآبَّةٍ فِي الأَرْضِ إِلاَّ عَلَى اللّهِ رِزْقُهَا

وَيَعْلَمُ مُسْتَقَرَّهَا وَمُسْتَوْدَعَهَا كُلٌّ فِي كِتَابٍ مُّبِينٍ

«Нет на земле ни одного живого существа, (обеспечение) пропитание которого не взял бы на себя Аллах» (Худ, 6) - после чего занялся тем, что должен Ему я, перестав думать о том, что обещал мне Он”.

Несмотря на это сбивать цену другому мусульманину запрещено. Ведь целью Ислама является дружба, любовь и сплоченность между мусульманами, а не раздор и неприязнь друг-другу. Конкуренция должна быть цивилизованной и должна привести развитию бизнеса в целом. Пророк (м.е.) говорил по этому поводу:

لا يبع بعضكم على بيع بعض. مسلم

«Не перебивайте торговлю друг-другу.» (Муслим).

О строгом запрещении обвешивания на весах и мошенничества в торговых делах

أَوْفُوا الْكَيْلَ وَلَا تَكُونُوا مِنَ الْمُخْسِرِينَوَزِنُوا بِالْقِسْطَاسِ الْمُسْتَقِيمِ

Всевышний Аллах сказал: «Наполняйте меру полностью и не будьте в числе тех, кто недомеривает, и взвешивайте на точных весах» (Поэты, 181 - 182).

وَيْلٌ لِّلْمُطَفِّفِينَ.1 الَّذِينَ إِذَا اكْتَالُواْ عَلَى النَّاسِ يَسْتَوْفُونَ.2 وَإِذَا كَالُوهُمْ أَو وَّزَنُوهُمْ يُخْسِرُونَ.3 أَلَا يَظُنُّ أُولَئِكَ أَنَّهُم مَّبْعُوثُونَ

«Горе обвешивающим, которые хотят получить сполна, когда люди отмеривают им. А когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон. Разве не думают они, что будут воскрешены».

Мусульманам категорически запрещается мошенничать, скрывать недостатки товаров, обманывать, уменьшать меры веса, объёма и длины и совершать прочие подобные этим поступки, поскольку всё это есть не что иное, как ложь и утаивание, и является большими грехами (харам), за которые Аллах наказал и уничтожил некоторые из предшествующих народов. В случае обвешивании и обмана, те деньги, которые были получены будут запретными (харамными) и в них не будет бараката. Эти деньги, как правило «уходят» от хозяина, порой прихватывая даже халялные деньги. Зачастую это штрафы, раздел имущества, пожары и прочее.

От Хакима ибн Хизама сообщается, что пророк (мир ему) сказал:

البيّعان بالخيار ما لم يتفرقا، فإن صدق البيعان بورك لهما في بيعهما، وإن كتما وكذبا فعسى أن يربحا ربحا ويمحقا بركة بيعهما. مسلم

«Покупатель и продавец остаются свободными в своём выборе до тех пор, пока они не расстались друг с другом, и если они оба были правдивыми и всё разъясняли, то сделка их будет благословенной, если же они скрывали что-то и лгали друг другу, то благо (баракат) их сделки будет уничтожено». Бухари и Муслим.

К харамному можно отнести и продажу с обманом.

Сообщается от ʹУкъбы, что пророк (м.е.) сказал: «Мусульманин мусульманину брат, и не дозволяется мусульманину продавать своему брату вещь, в которой есть недостаток, если он не указал на него». Ибн Маджа.

من باع عيبا لم يبيّنه، لم يزل في مقت الله ولم تزل الملائكة تلعنه

Пророк Мухаммад (м.е.) сказал: «Кто продаст подпорченный товар и не скажет о его недостатке, будет под ненавистью Аллаха и под проклятием ангелов». Ибн Маджа.

Однажды один человек сказал пророку (м.е.), что он часто остаётся обманутым в торговых делах, и пророк сказал ему:

عَنِ عبد الله بْنِ عُمَرَ رَضِي الله عَنْهُمَا: أنَّ رَجُلاً ذَكَرَ للنَّبِي صَلَّى الله عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنَّهُ يخْدَعُ في الْبُيوعِ، فَقَالَ:(إذَا بَايعْتَ فَقُلْ لاخِلاَبَةَ)

«Когда будешь заключать торговые сделки, говори: “Без обмана!” Ля хиляба!». Бухари и Муслим.

Имам Ахмад сказал: “Хиляба - это такой обман, когда обманывают в том, в чём обычно люди друг друга не обманывают. Например, когда что-нибудь стоимостью в один дирхем а продавец (пытаясь обдурить) просит пять”.

Сподвижники посланника Аллаха и их пос



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: