Елесин Василий Дмитриевич




Исток мой,

дорога моя…»

 

Поэты и писатели Вожегодского района

 

 

Составитель:

И.В. Степакова, зав. Отделом по краеведческой работе МБУК «Вожегодская ЦБС»

 

 

«Здесь край мой, исток мой, дорога моя…»: альманах в котором представлены биография и творчество вожегодских писателей и поэтов.

Вожега: МБУК «Вожегодская ЦБС», 2022.-С.42

 

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Вожегодская централизованная библиотечная система»

Вожегодская центральная библиотека

 

«Здесь край мой,

Исток мой,

дорога моя…»

 

Поэты и писатели Вожегодского района

 

п. Вожега

2022г.

 

К читателю

 

 

Твердов (Хохлов) Ефим Григорьевич
08.09.1903–12.03.1990

 

Русский писатель, журналист, мастер художественной резьбы по жести и дереву, рассказчик старинных легенд и преданий. Уроженец дер. Гридино Кирилловского уезда Новгородской губернии (ныне Вожегодский район Вологодской области). Участник I Всероссийского съезда крестьянских писателей (1929 г.). Был знаком с М. Горьким, Э. Багрицким, К. Коничевым, С. Писаховым, Н. Клюевым, С. Орловым. Автор очерков о героях первых пятилеток и книг о северной природе и ее обитателях: «На лесных тропинках», «В лесах Прионежья», «Высоко над землей», «Северные дали», «Сказочный рыбак» и др.

Ефим Григорьевич Твердов (Хохлов) родился 8 сентября 1903 года в деревне Гридино Вожегодского района Вологодской области в крестьянской семье.

Многое довелось ему испытать - гражданскую войну, ликвидацию неграмотности, организацию колхозов, создание в деревнях изб-читален. Во всем Ефим Григорьевич принимал самое активное участие.

1926 году окончил Ленинградскую школу летчиков, стал профессиональным авиатором. С 1926 года по 1936 работал бортмехаником в аэропорту г. Архангельска, с 1936 по 1939 год старшим техником - инженером в г. Лисичанске. Он осваивал первые летные маршруты в Арктике, участвовал в большом агитационно-пропагандистском полете на первых советских самолетах по Северу.

Твердов много писал - стихи, прозу, воспоминания. В Вытегре он обратился к теме родной северной природы. Кроме этого у Твердова было ещё одно увлечение. Он очень любил рыбалку и охоту. С ружьем он вдоль и поперёк исходил вытегорские леса, с удочкой побывал на многочисленных озерах и реках.

Свои наблюдения Ефим Григорьевич изложил в сборниках рассказов "В лесах Прионежья", "Северные дали", "На лесных тропинках".

В 1983 году вышла книга для детей младшего возраста "Сказочный рыбак". В ней несколько рассказов о наблюдении за природой и её обитателями. Автор приводит очень интересные случаи из своей жизни.

Работая преподавателем труда в сельской школе, Ефим Григорьевич взялся мастерить из жести копии уникальных памятников северного деревянного зодчества, исполнил макет Кремля. Добившись мастерства в работе с жестью, он занялся резьбой по дереву, и дерево как бы запело под его руками, создавая сказку. "У него обличье сказочника, - писал И. Д. Полуянов, - рассыпающиеся волосы, густо отмеченные сединой, высокий лоб в морщинках, пушистая белая борода, внимательные и мягкие, старчески-добрые глаза". Некоторые из сказочных творений Твердова находятся в краеведческом музее города Вытегры. Среди них - резные шкатулки, макеты старинных дворцов и храмов. Для работы под рукой у Ефима Твердова было около 150 различных инструментов.

"Хочется так сделать, чтобы вещь говорила самой формой, в которую вкладываешь душу", - подмечал Ефим Григорьевич.

Ефим Твердов оставил добрый след в истории нашего края. Самое ценное наследие - это его любовь к родному северному краю и его людям, которую писатель воплотил в своих неповторимых рассказах, новеллах, очерках и в изделиях художественно-прикладного творчества.Умер Ефим Григорьевич 12 марта 1990 года здесь, в Вытегре, в возрасте 86 лет. Похоронен на Анхимовском кладбище.

 

Тарасов Александр Иванович

 

Александр Иванович Тарасов, родился 27 марта 1900 года в деревне Назаровская Чарондской волости Кадниковского уезда Вологодской губернии (в настоящее время Вожегодский район Вологодской области) в бедной крестьянской семье. Отец — Иван Фёдорович, работал слесарем, мать — Мария Ивановна. Был в семье одним из восьми детей. Окончил сельскую школу, после чего был отправлен в Соловецкий монастырь, откуда сбежал. С 12 лет будущий писатель начал работать, сначала помогая отцу по хозяйству, затем рабочим в Архангельске. С июня 1919 по 1921 год служит в Красной Армии, где впервые пробует себя в качестве писателя, делая заметки о солдатской жизни. В начале 1921 года окончил курсы ликбеза в Петроградском институте Красной Армии имени Н. Г.Толмачёва. Ликвидировать безграмотность Тарасов отправился в родную деревню. Здесь он организовал рукописный журнал «Деревенское творчество», однако после первого номера выпуск его прекратился. В мае 1921 года Тарасов впервые публикуется в губернской газете, под псевдонимом.

В 1924 году Тарасов переехал в Вологду и поступил в совпартшколу, вступает в партию. Он становится членом литературной группы «Борьба». В 1925 году три его рассказа попадают в альманах «Зарницы». Он часто ездит в родную деревню, что помогает создавать произведения, посвящённые северному краю и его жителям. С 1928 года работает библиотекарем в Няндоме, выпускает литературную газету, пишет повести. В 1929 году в московском издательстве «Федерация» опубликована повесть «Будни», в июне того же года Тарасов едет в Москву на Первый Всероссийский Съезд крестьянских писателей.

В 1931 году Тарасов переехал в Москву и полностью посвятил себя творчеству. Он продолжает разрабатывать тему северных деревень. В 1935 году появляется повесть «Отец», основанная на личном опыте писатели, его взаимоотношениях с родным отцом. Несколько произведений публикуются в журнале «Красная новь»: «Анна из деревни Грехи» (1936), «Охотник Аверьян» (1938), «Крупный зверь» (1939). В 1940 году выходит повесть «Возвращение Аверьяна». Но огорчает писателя то, что критики обходят его работы вниманием, только в 1941 году проза Тарасова получает профессиональную оценку.

Великая Отечественная война застаёт Тарасова врасплох: он полон творческих планов, но рвётся в бой. Вскоре его призывают на службу и направляют на Карельский фронт. Он становится корреспондентом красноармейской газеты «В бой за Родину». 30 сентября 1941 года Тарасов погиб во время налёта немецкой авиации.

Александр Иванович Тарасов был похоронен в деревне Горки Хвойнинского района Ленинградской области (в настоящее время в Новгородской области).

 

 

 

Елесин Василий Дмитриевич

 

 

12 октября родился Елесин Василий Дмитриевич ст. Явенга Вологодской области (тогда называлось с. Покровское)
Отец – Елесин Дмитрий Ильич – вел уроки труда в Явенгской семилетке, мать – Елесина Анна Александровна – воспитала пятерых детей. Василий был самым младшим ребенком.

 

В 1944 году умер отец, и в семье осталось двое мужчин, младшему из которых было всего восемь лет. Брат воевал, несколько раз был тяжело ранен, но с фронта вернулся. Мать работала на сенопункте, там занимались заготовкой сена.

 

Василий окончил Явенгскую семилетнюю школу. Учительница вела литературный кружок. На занятиях более углубленно знакомились с литературой, с основами стихосложения, писали стихи на заданные темы. И первые произведения юноши были стихотворными `опытами.

После окончания школы вместе с двумя друзьями он отправился в Ухту поступать в горный техникум. Денег на дорогу у подростков набралось только в одну сторону. В техникуме был большой конкурс, и ребята не прошли по баллам. Однако их взяли в геологоразведочную экспедицию, а Василия определили в топографическую партию, которая шла по определенному маршруту и составляла карты для геологов. О нелегких буднях, переходах на большие расстояния с неподъемным рюкзаком за плечами расскажет писатель впоследствии в повести «Кремешок». После этой экспедиции Василий Елесин вернулся в Вожегу.

Окончил десятилетку и поступил в горный техникум в г. Лисичанске (Украина). Потом год работал в донецкой шахте и снова вернулся в родные края.

Совершенно случайно зашел в редакцию газеты в Вожеге и стал работать корректором. Так началась журналистская деятельность. Кроме Вожеги, работал в редакциях районных газет в Тотьме, Вашках (Липин Бор). В 1970 – 73 годах – на областном радио. Одновременно учился на заочном отделении факультета журналистики Ленинградского университета.

Стихи начал сочинять с 14 лет. Первый рассказ писателя «Старый дом» увидел свет в сборнике молодых писателей «Пути-дороги» в 1975 году. Его герой Александр Михайлович живет в городе, работает в управлении. Только зябко ему в столице, а домой возврата нет. «Вот как отомстила мне деревня. Уйти было не просто, а вернуться... Вернуться куда труднее. Видно, как ни привязывай отломленную ветку к дереву – не прирастет».

Первая книга для детей «Пятачок на берегу» (с иллюстрациями Генриетты Бурмагиной) вышла в Архангельске в 1977 году. Василий Елесин не думал, что будет писать для детей. Просто он рассказывал своей дочке истории, а потом решил записать их, и получилась увлекательная книга. Основная линия книги: девочка Нина, отправляясь с отцом в путешествие по родному краю на лодке, открывает для себя красоту северной природы.

В 1980 году вышла книга «Одноухий заяц». Кольке Большакову предстоит идти в школу, а их с матерью бросил отец. И маленький хозяин пытается разделить с ней взрослые заботы по дому, только вот силенок у него маловато. Но помогает друг семьи дядя Миша, его дочка. Невольно замирает сердце, когда дядя Миша приносит с охоты трофей: одноухого зайца, которого дети раньше нашли раненого в лесу и выходили. Простит или нет мальчик своего взрослого друга?

В 1982 году появилась автобиографическая повесть «Кремешок».

А в 1989 году увидел свет роман «Надежда и метель», который представляет собой хронику жизни одной семьи в провинции в предвоенные и военные годы.

Затем были изданы книга «Раменье», сборник рассказов «Половодье», журнальные публикации.

 

 

 

Пиляр Юрий Евгеньевич

 

Юрий Евгеньевич Пиляр родился на Покров день в 1924 году в старинном русском городе Великий Устюг. Его родители происходили из потомственных дворянских семей.Отец, Евгений Карлович, был репрессирован в марте 1938 года, а в декабре 1939 года умер, находясь в заключении.

Окончил школу в Явенге Вожегодского района Вологодской области.Очень много читал, имел способности к математике, был редактором школной газеты.

В декабре 1941 года Юрий уходит добровольцем на фронт, только в октябре отметив свое семнадцатилетие. В феврале 1942 года в боях под Ржевом получает ранение. Летом, того же сорок второго года, прорываясь из окружения, Юрий снова ранен и контужен. В этом состоянии попадает в плен, который растянется почти на три года.

Пережив лагерь смерти Маутхаузен и другие лагеря, включая годовую проверку у себя на Родине, на Урале, – из бывшего фронтовика и узника постепенно выкристализовывается талантливый писатель, сумевший раскрыть всю правду и трагедию плена.

Юрий Пиляр является автором повестей «Поздней весной», «История моего друга», «В одном доме», «Последняя электричка», «Такой случай», «Пять часов до бессмертия», написанных в разное время. Автором – детской трилогии «Трепетное мгновенье», романов «Честь» и «Санаторий «Космос». Книга «Семейный альбом», в которую вошли неопубликованные при жизни произведения Юрия Пиляра, вышла только в 1999 году, стараниями дочери писателя, Ирины Юрьевны Пиляр.

На протяжении более двух десятков лет Юрий Пиляр представлял Российский комитет ветеранов войны в Международном комитете Маутхаузена.

После тяжелой болезни, накануне Международного дня узника, 10 апреля 1987 года, писатель умер, так и не дождавшись переиздания своей главной книги «Люди остаются людьми».

Он пережил фронт, Ржевский «котел» и плен, длинною в два года, девять месяцев и 14 дней. На его долю выпали фашистские пересыльные лагеря в Белоруссии, Литве, Польше и лагерь смерти Маутхаузен, а после освобождения из немецкого плена – проверочные лагеря на Урале.

По сути, мученик и страдалец, Юрий Пиляр нашел в себе силы рассказать об ужасе такого чудовищного изобретения, как концентрационный лагерь, с его пытками, непосильными работами, издевательствами над людьми и газовыми камерами.

Писатель выполнил обещание, данное самому себе и ближайшим друзьям-солагерникам: донести до людей, до широкого круга читателей, всю правду о жизни «в аду» одного из самых страшных и жестоких концлагерей двадцатого века – лагеря смерти Маутхаузена. А писательский талант отметил в нем еще Илья Эренбург, который сам просил молодого 23-летнего человека, вчерашнего фронтовика и узника, почитать главы из записок о войне. «Книга «Люди остаются людьми» давно стала библиографической редкостью, все находившиеся в массовых библиотеках экземпляры до того зачитаны, что можно говорить о физическом исчезновении книги. Тем не менее, никто пока не собирается ее переиздавать…». Я привожу эту достаточно большую цитату из литературного наброска, как сам определил Юрий Пиляр жанр своего нового повествования, названного «Исповедь бывшего узника». Дата написания Исповеди – февраль 1987 года, дата смерти писателя – апрель 1987.

До конца жизни Юрий Евгеньевич пронес верность выбранной теме, теме разоблачения самого жестокого и кровавого в мире явления, имя которому фашизм. Явление, не оставшееся в глубинах Истории, а продолжающее проникать своими кровожадными щупальцами в наши дни.

Книги Юрия Пиляра были посвящены не только испытаниям в годы войны, но и судьбам бывших узников в мирное время, и судьбе легендарного генерала Карбышева, уничтоженного в 1945 году фашистскими палачами в том же Маутхаузене… Почему же до сих пор не переиздают книги Юрия Пиляра? И самое печальное – почему не переиздают его лучшее произведение, получившее признание во многих странах и переведенное на разные языки мира?

Речь об автобиографическом романе «Люди остаются людьми». Об известности книги говорит факт создания в 1965 году телефильма с тем же названием.

А что же книга? Попытаемся разобраться. Представители журналов и издательств после знакомства с произведением качают головами и отводят глаза. «Да, несомненно важная тема, раскрыта с большим мастерством…» – говорят они и ссылаются на большие планы, загруженность производства, недостаток средств. Хорошо, когда хоть что-то говорят, но часто просто не вступают в переговоры. Однажды даже привели аргумент, что книга «слишком советская»! Вот тебе на! Это все равно, что сказать «рыба слишком мокрая, а улитка слишком медлительная». Ведь какова среда обитания, таков и обитатель. Попробуйте в семнадцать лет, прожив эти годы в советском селе, быть чем-то иным, а не типичным советским пареньком, верящим до глубины души в справедливость строя. Отец и мать не говорили о политике, а просто хотели воспитать честного и доброго человека. Кого эти качества могут смущать? А быть честным – это разве не принимать в сердце ту жизнь, которая тебя окружает? Школа, друзья, сельский труд, большая библиотека в доме родителей… И в итоге вся эта жизнь откладывается в сердце как образ Родины. Именно к этому образу больше всего прибегает писатель, когда описывает свое тяжелейшее состояние при побеге из плена, когда стоял перед расстрелом; когда видел, как увозили пленных в газовую камеру… И как можно не поверить в искренность слов юноши-патриота о несгибаемости духа большинства бойцов-коммунистов; о радости праздновании Первомая в условиях пересыльного лагеря, – и в искренность других наивных убеждений семнадцатилетнего юнца, помогающих ему проявлять мужество и стойкость в непереносимых, нечеловеческих условиях фашистского плена! А за всем этим создается невероятная по глубине и точности описания картина ежедневных будней и каторжного труда узников, их надежд и чаяний, их постепенного превращения в «доходяг» -дистрофиков. Даже в таком тяжелейшем состоянии они находили возможность помогать еще более немощным товарищам. Узники, попавшие за провинность в руки истязателей, старались из последних сил отстоять свое человеческое достоинство и бросались порой на колючую проволоку под током. Автор рассказывает о таких людях, потому что знал их лично, с ними проходил эти жестокие круги ада…

Писатель Юрий Пиляр прожил всего 62 года. В октябре 2019 ему исполнилось бы 95 лет. Ветеран войны, узник Маутхаузена, светлый человек. На интернетных просторах последние годы все чаще мелькают названия электронных книг и предложения заказать экземпляр. С удивлением я увидела среди предложений названия книг моего отца, и в том числе, конечно, роман «Люди остаются людьми». Пусть на совести так называемых «публикаторов» остается это бесправное распоряжение чужой интеллектуальной собственностью по своему усмотрению. Но мне, как дочери писателя и его близкому человеку, хотелось бы выполнить свой дочерний долг, а может быть и «долг перед Родиной». Эту фразу «Я выполнял свой долг перед Родиной» на немецком языке произнес в ответ немецкому полковнику мой отец, когда на допросе, перед явной угрозой расстрела, тот спросил его, зачем он совершил побег. Накануне большого праздника – Дня 75-летия Победы – издание правдивой и талантливой книги об угрозе фашизма, такой актуальной и в наши дни, наверное, тоже можно рассмотреть, как выполнение долга перед нашей многострадальной Родиной. Поэтому книгу, которая была выдвинута на Государственную премию и получила горячий отклик в сердцах читателей, приславших в свое время гору благодарственных писем, сейчас приходится переиздавать за свой счет. Вместе с романом «Люди остаются людьми» публикуется и незаконченная «Исповедь бывшего узника», которая в своем роде может послужить послесловием романа. Здесь появляются многие новые оценки жизни (и ее переосмысления) уже зрелого человека, известного писателя Юрия Пиляра, за плечами которого такая невероятная судьба.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-08-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: