Мало думать на языке. Необходимо думать и о языке.




Д С. Лихачев

Подражание образцам

Здесь приведены тексты двух авторов, наиболее подходящие для работы, которая может быть определена как копирование об­разцов. Такое упражнение в наибольшей степени подходит для обучения творческих людей — музыкантов и художников: уче­ник повторяет работу Мастера, делает копию его шедевра, кото­рая потом может быть оценена самим мэтром. Похвала послед­него становится первой ступенькой, по которой ученик подни­мается по лестнице, ведущей к постижению искусства.

Для нас — это риторика. Попытаемся тщательно сделать ко­пию с тех творений, которые нам оставили выдающиеся авторы, достойные подражания.

Первым среди всех — Александр Сергеевич Пушкин.

На пороге XXI в. человечество отметило 200-летие Великого русского поэта, который в свое время разрешил главный эконо­мический вопрос для России, заметив, что его герой:

... читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Два слова «простой продукт* подчеркнуты самим поэтом и являются ключом к пониманию проблемы: есть ли в современ­ной России этот «простой продукт*, при наличии которого от­падает нужда и в золоте?

Впрочем, вернемся к нашим проблемам.

Если при изучении риторического наследия А.С. Пушкина мы вынуждены пользоваться только его письменной речью, то устные выступления И.Л. Андроникова записаны для радио и телевиде­ния. И нет сомнения в том, что его риторическое творчество дос­тойно подражания как выдающегося рассказчика и стилиста.

 

Тесты

• Приведенные тесты постепенно усложняются и требуют все более высоких знаний, умений и навыков для верного ответа.

Попробуйте ответить на вопросы каждого теста. Не имеет смысла подгонять свои решения к ответам, которые далее при­ведены к каждому тесту. Можно рекомендовать для начала не торопиться и попытаться ответить в пределах неограниченного времени. При необходимости в поисках ответа на вопрос лучше обратиться к словарям и только после этого свериться с ответом.

Задания и вопросы

Тест № 2

Вставьте пропущенные слова:

1) Ледяные холмы стоят неподвижно, но у вас... голова и ка­жется, что мост... с вами и с публикой куда-то уходит. (А. Чехов).

2) Как старый... житель дед знал, что звери гораздо... чело­века чуют, откуда... огонь, и всегда спасаются. (К.Г Паус­товский).

3) Солома была гнилая и..., так что волчиха едва не провали­лась, на нее прямо... пахнуло теплым паром и... навоза и овечь­его молока. (А.П. Чехов).

4) Поражало безмолвных посетителей филиала то, что хори­сты, рассеянные... местах, пели... складно, как будто... хор стоял, не спуская... с невидимого дирижера. (М. Булгаков).

5) Иван узнал, что гость его и тайная жена... к заключению, что столкнула их на... Тверской и переулка... судьба, и что соз­даны они друг для друга... (М. Булгаков).

6) Пока секретарь... совещание, прокуратор в... от солнца темными шторами комнате имел... с каким-то человеком,... ко­торого было наполовину прикрыто капюшоном. (М. Булгаков)

7) Когда мы поднялись, в воротах еще висела... сетка дождя, а сквозь... падающие капли уже сияло,... лучами летнее радост­ное солнце. (И.С. Соколов-Микитов).

8) Иван Кузьмич... в центре этого поселка, в маленьком... с окнами на все... стороны, из которых было... все, что ни дела­лось вокруг него. (Г.И. Успенский).

9)... жизни говорил мне, что если я хочу... хорошие, друже­ские... с Лидой, то ни в... случае я не должен выдавать... моей любви. (А.Н. Апухтин).

10). Еще... мрак, и дно трудно было разглядеть, но в центре... круга блистала какая-то точка, должно быть, вершина горы,... солнцем. (К.Э. Циолковский).

11) Когда... видим хорошо сделанную статую или куклу, то нам приходит..., что сам мастер все же выше своего...: кукла не говорит, не ходит, не мыслит. (К.Э. Циолковский).

12) С новым и странным чувством я... к окружавшим меня людям и... все больше поражало, как мало среди них..., почти каждый чем-нибудь да болен. (В.В. Вересаев).

13) Утром в воскресенье, торопливо... на работу, Зоя вспом­нила, что Костоглотов просил непременно на следующее дежур­ство надеть... серо-зеленое платье, ворот которого за халатом он видел вечером. (А.И. Солженицын).

14) При мысли о том, что Лариса Федоровна поняла его пре­вратно и что он оставил ее... с ложными надеждами, он готов был повернуть и скакать обратно в город, чтобы... оставшееся недосказанным. (Б. Пастернак).

15) Тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывался вдруг... неподвижно в деревянном ящике, и окру­жавшие, понимая, что толку от лежащего нет..., сжигают его в печи. (М. Булгаков).

 

Тест № 3

Вставьте пропущенные слова:

1) Темнело, и, когда они... в реденькую березовую рощу,... показались яркими бумажно-белыми полосами, налепленными на лиловый сумрак, и... бумажной белизной светились в... ран­ние ромашки. (К. Федин).

2) Удивленными... она разглядывала все на свете, потому что все... совсем не так, как должно было делаться, как того требовала, по ее..., сама наша жизнь, эпоха... замыслов и свершений. (Л. Леонов).

3) Деревня эта... меня: вместо привычной сонной... здесь ца­рил шум, слышались раздраженные... мужчин, звенели возгла­сы..., чем-то явно возмущенных. (В. Астафьев).

4) Как ни... желала Анна... с сыном, как ни давно думала о том и готовилась к тому, она... не ожидала, чтоб это свидание так подействовало на нее. (Л.Н. Толстой).

5) Сережа... посмотрел на учителя, на его редкую..., на очки, которые... ниже зарубки, бывшей на носу, и задумался так, что уже ничего не... из того, что ему объяснял учитель. (Л.Н. Толстой).

6) Опомнившись и оглядевшись, я увидел, что над... быстро неслось небольшое розовое облако прямо к туче, которая сине­ла, чернела, росла ежеминутно и заволакивала уже... с правой стороны, и у которой один... был белесоват. (С. Аксаков.)

7) Левин продолжал находиться все в том же... сумасшествия, в котором ему казалось, что он и его счастье... главную и един­ственную цель всего существования и что думать и заботиться ему ни о чем не нужно, что все делалось и... для него другими. (Л.Н. Толстой).

8) Я шел к Татариновым с... в руках, и это было как-то не­ловко: с тех пор как мы с Петькой таскали левкои в энском са­доводстве и после спектакля... их публике за пять... пучек, я не ходил по улицам с... в руках. (В. Каверин.).

9) То..., которое я испытал во время разговора с Валей, вер­нулось ко мне, и с такой..., что мне захотелось встать и выйти, чтоб хоть не... этой тоскливой песни, которую женщина., с за­крытыми... (В. Каверин).

10) Проснувшись, Маргарита не заплакала, как это... часто, потому что... с предчувствием, что сегодня наконец-то... про­изойдет. (М. Булгаков).

11) Более всего... прокуратор ненавидел... розового масла и все теперь предвещало нехороший..., так как запах этот... пре­следовать прокуратора с рассвета. (М. Булгаков).

12) Он всеми силами старался не... оправдывающегося Либе­рия,... продолжал успокаивать его, что к весне белые будут обя­зательно разбиты, гражданская война... (Б. Пастернак).

13) Властители наших... грешат поговорками, а главную..., что насильно мил не будешь, и укоренились в привычке осво­бождать и осчастливливливать особенно тех, кто об... не просит. (Б. Пастернак).

14)

 

Тест № 7

 

1. Закончите фразу/сочетание слов:

1) между Сциллой и..., 2) меньше говори, больше..., 3) он для красного словца не пожалеет и..., 4) большой говорун - плохой..., 4) добро тому врать, кто за, 6) задним умом..., 7) жребий..., 8) за одного битого двух 9) баба с воза,, 10)

показать Кузькину..., 11) пока гром не грянет, мужик, 12) во субботу, в..... 13) авось да..., 14) Бог-то — Бог, да и.....................................,

15) быть с врагами на..., 16) Бог троицу..., 17) о времена, о..., 18) держать нос по..., 19) от дурной головы и ногам... 20) стрелять из пушки по..., 21) его на кривой кобыле не..., 22) доброе начало полдела..., 23) деньги к..., 24) в гостях хорошо, а дома..., 25) в семье не без..., 26) было бы болото, а, 27) буря в стакане.... 28) бумага все..., 29) большому кораблю, большое..., 30) береги честь..., 31) бедность не..., 32) за добро добром и..., 33) добро скоро..., 34) на безрыбьи и рак..., 35) с больной головы да на

та пуще..., 77) не годы старят, а..., 78) учись смолоду, не ум­решь..., 79)

36) закусить..., 37) запретный плод..., 38) заморить...,

39) знай сверчок свой..., 40) и дешево и..., 41) на войне как,

42) и стены имеют..., 43) каждому..., 44) капля по капле и ка­мень..., 45) каков поп, таков и..., 46) из двух зол выбирай..., 47) копейка рубль..., 48) коготок увяз — всей птичке..., 49) кто рано встает, тому, 50) кто палку взял, тот и..., 51) посеешь ветер, пожнешь...,

52) кто старое помянет, тому,

53) куй железо, пока...,

54) ласковый теленок двух

55) игра не стоит...,

56) как волка не корми, он все в, 57) кончил дело, гуляй..., 58) слово не воробей, вылетит, 59) легок на..., 60) лежачего не..., 61) мал, да..., 62) мал золотник, да..., 63) не бойся собаки, которая лает, а бойся той, которая..., 64) на ловца

и зверь..., 65) на чужой каравай рот, 66) всем не..., 67) на языке мед, а в сердце..., 68) насильно мил не..., 69) на авось не..., 70) муж да жена — одна..., 71) отогреть змею на своей..., 72) не дорог подарок, дорога..., 73) ни Богу свечка, ни черту..., 74) не так страшен черт, как его..., 75) от добра добра 76) охо­ та пуще..., 77) не годы старят, а..., 78) учись смолоду, не ум­решь..., 79) сулить золотые …

 

Выступление на собрании

Вариант «А»

Значит, это, я, честно говоря, позволю, понимаете, потратить, так сказать, две минуты на мое сообщение, как я болею душой, как профес­сионал, и преклоняюсь, значит, перед аудиторией за все ихние труды по менеджменту и всю работу фирмы, конечно, очень знаю, понятно.

Конечно, поэтому нужно, вобщем, так сказать, послать ваши, мож­но сказать, образцы, значит, в дирекции на местах, и они, это, прийдут к вам обратно, вот.

Скажу одно, я не думаю, скажем так, начинать, уважаемые, сначала, а надо, значит, делать сначала, и все, чего туг не понимать, понимаете?

А еще, значит, вопросы встали за общий план, поговорили, или его со­всем не делать, честно говоря. Да ради Бога, пусть бы кто и не знал, а в кассе пусто, значит. Вкупе с образцами, деньги, честно сказать, могут сде­лать аврал, нежели чем закрывать филиал. Смотрите, я уже стихи выражаю, и будете персонал, который, как все говорят — «персона нан гранда».

Ну, а теперь, честно говоря, хватит, серьезно. Нет другой пути, как вверх и вперед, взад — не пройдет. И не на дядю, это значит, это сва­ливать, а только на себя. Мы профессионалы, так сказать. Определить понимаете, и в дело, если, так сказать, нужно.

Если есть вопросы, может быть, есть, то туг и отвечать не надо: все, честно говоря, скажем, понятно, если нет умников и бездельников, ко­торые не желают, вот и все, а думают, что он, значит, на нас, конечно, ругается без начала.

А все инженера, так сказать, отделов, они, значит, останутся еще, понимаете, ну хотя бы минут на 20 или, значит, 30, точно.

Спасибо, как говорится, Вам, значит за внимание, вот так. И, зна­чит, займемся делами повсеместно, чтобы нАчать, углУбить успехи и принять новые примеры для нашего фирменного процветания. Счаст­ливой вам пути. Ехайте прямо и вперед, и нечего смотреть, значит, по­вернув голову взад. Поэтому у меня и конец, понимаете, так сказать. Наша цель — более два миллиона рублей, и ни грамма меньше. Вот. В районе — три миллиона, как наша целевая программа, понимаете, вот так. Извиняюсь, если что...

Вариант «Б»

Я сегодня встала, честно говоря, в районе девять часов, пошла вобщем-то, скажем, куда-то на кухню. А по радио, конечно, говорят:

— Дамы и господа, значит, послушайте рекламное объявление, вот, как бы оно очень важное, вроде.

А я как-то и думаю, что как бы нужно иметь денег больше, так ска­зать, чтобы их как бы слушать, больше 2 миллиона триста тысяч на их­ние заказы. Потом я прИняла как-то душ, посмотрела, значит, на гра­дусник, а он как-то показывает, понимаете, о том, что сегодня как бы мороз. Больше как бы двадцать градусов. Одела я, значит, как бы шубу, побежала, вот, на остановку. А трамвай, значит, понимаете, в него — контролеры, они и говорят:

— Женщина», где это как бы ваш билет? Оплачивайте за проезд, конечно!

А я, конечно, им и отвечаю, что, значит, да ради Бога, подавитесь- ка вы своим билетом'

А сама посмотрела на ихние часы и пОняла о том, что, как говорится, как бы, сама уже опаздываю. А тут все как бы толкаются, лаются, едва вылезла из вагона, побежала вся разОстроенная, хотела как бы уже нАчать печатать, а тут подруга, она как бы звОнит и говорит, значит:

— Очень прекрасно, что ты вобщем-то не опоздала, а то Иван Ива­нович, он, значит, на тебя как бы ругается...

Я, конечно, трубку положила и побежала, а начальник, он как бы мне как-то и говорит:

— Я, говорит, скажу одно и позволю, конечно, заметить, что ошиб­ки у тебя какие-то большие в районе печатания, так сказать. ДОговор значит, как бы испортила, а сама ходишь в туфлЯх с бантОм, понима­ешь. А я очень обожаю, когда вся работа, так сказать, сделана как бы как-то более аккуратнее нежели чем у тебя, о чем я скажу ниже...

Ну, я его, конечно, совсем не слушала и совсем разОстроилась вся, заревела, иду, значит, взад и обратно, так сказать, думаю, что как бы нужно, так сказать, где-то искать работу. Зла теперь не хватает, воб­щем-то, честно говоря, и позволю сразу пойти домой, может все во сне н пройдет, значит, и успокоюсь...

 

Тест № 24

Прочитайте (лучше вслух) отрывок из «Воскресенья» Л.Н. Толстого (ч. I, гл. XXI, М.: Правда, 1975, с. 73 и след.), стараясь найти ответы на следующие вопросы:,

1. Как можно охарактеризовать главное действующее лицо этого отрыв­ка — «товарища прокурора», выступающего в судебном заседании с обвине­ниями в адрес Катюши Масловой — главной подозреваемой по этому делу:

а) содержание речи обвиняющего,

б) форма речи обвиняющего,

в) почему, по мнению автора, товарищ прокурора «глуп чрезвычайно»?

2.Каковы особенности речей защитников Катюши Масловой и другого адвоката?

3. Каково отношение автора романа к происходящему в зале судебного заседания в целом (может быть, для ответа на этот вопрос нужно будет прочитать и другие страницы романа по первоисточнику)?

4.Как соотносятся логические, риторические, этические вопросы в вы­ступлениях участников судебного заседания, в том числе обвиняемых.

Монофоны

Монофон как термин впервые встречается в этом пособии и состоит из двух слов: моно... (греч. монос — один, единствен­ный) и... фон (греч. фоне — звук). Мы подразумеваем под этим термином краткий оригинальный рассказ, в котором каждое слово начинается с одного и того же звука (буквы), выбранного по желанию автора монофона.

Польза от работы по подготовке монофонов заключается в том, что они развивают у начинающих ораторов чувство ритма речи, расширяют словарный запас, систематизируют слова по звучанию, по аналогии и пр.

Требования, предъявляемые к монофонам, могут заключать­ся в следующем:

• не менее ста слов в одном монофоне (для начинающих), на тот звук, который выбран автором, на другие звуки сло­ва не допускаются;

• предлоги могут быть на любые звуки, но только односло­говые, в крайнем случае — двухслоговые, трехслоговые — не разрешаются, например, можно — «в», «на», «у», «при» и т. д., «рядом», «вокруг», «перед», «затем» и пр., нельзя: «около», «напротив» и т. д.;

• слова, использованные в тексте монофона несколько раз, учитываются в количественном отношении только один раз.

Все монофоны могут быть тематически условно разделены на общие (смешанные), спортивные, военные, исторические, сказочные, приключенческие, полицейские и пр.

Наличие в монофоне юмористических моментов может спо­собствовать интересу аудитории, оживлению слушателей, что в целом позволит оживить работу, сделать ее более творческой. Можно рекомендовать такой прием в ходе написания монофона: берется одноязычный русский словарь, открывается на нужной букве, а затем из него выписываются все те слова, которые под­водят к сюжетной линии монофона, не нарушая ее логику и развитие действия.

Далее дается несколько примеров таких предметных монофонов.

1. Отметьте удачные места монофона (сочетаемость слов) и пр.

2. Отметьте недостатки (нелогичность, стиль и пр.)

3. Напишите свой монофон на желаемую тему.

 

Рифмы

Знаменитый поэт, писавший на русском, родном ему языке, и заслуживший на этой ниве Нобелевскую премию, однажды сказал, что не более одного процента населения страны по-настоящему интересуется поэзией. Этот поэт — Иосиф Бродский, и похоже, что он прав. Во всяком случае повседневная практика подтверждает, что нередко встречаются учителя, совершенно равнодушные к любым проявлениям поэзии. Но та же практика показывает, что между риторикой и поэзией есть некая сложная, тонкая и не всегда объяснимая связь. Может быть, именно поэтому многие древние риторы и ораторы одновременно были и поэтами, или, если угодно, можно наоборот, поэты были ораторами и Ораторами.

Поэтому попытаемся поставить поэзию на службу риторике.

В одной современной бессмысленной и даже вульгарной песенке бесконечно повторяются рифмы к женскому имени «Алла»: «бежала», «рыдала», «кричала», «желала» и другие более примитивные и даже неприличные. Такая поэзия не останавливает современных «композиторов, исполнителей и продюсеров» от «раскрутки» подобных подделок по радио и телевидению. Аналогичные «тексты» заполнили эфир.

Попытаемся организовать простую и непритязательную, но умную деловую игру, экзерсис из подготовительного ряда.

Можно предложить любителям стихов подобрать рифмы к словам, например: «правил — занемог», «наука — ночь», «коварство — забавлять», «себя — тебя». Наверное, вы уже догадались, что эти рифмы взяты из начальных строк «Евгения Онегина» А.С. Пушкина; можно взять с полки томик его произведений.

Но у нас другая задача: нужно набрать на каждое слово не одну рифму, а как можно больше слов-рифм, и тот, кто наберет наибольшее их количество, — тот и победитель.

Можно составить рифмы на пару других слов, которые вам понравятся, скажем, «земля—небо», «лето—зима», «дом—поле» и т.д. В таких упражнениях могут встретиться «легкие» слова, а могут — и «трудные». Под «легкими» понимаются такие, для которых рифмы находятся в относительно большом количестве, например, «лес». Среди ответов в свою очередь могут быть слова, известные всем, и слова, распространенность которых является достаточно редкой. Итак, перед нами два ряда, продолжить которые может всякий желающий:

Распространенные залез (слез, перелез, подлез) без, бес, вес, балбес, замес, чудес, пресс порез (разрез, срез) обвес (отвес, завес, навес) (много) принцесс процесс, экспресс конгресс, компресс эфес (шпаги), (много) месс (от «месса» — католическая церковная служба) воскрес, небес

Не очень распространенные

Мерседес, Геркулес, Ахиллес, Крез, Зевес (как писал А.С.Пушкин, вместо — «Зевс»)

дормез — (франц.) тяжелая карета для лежания, спанья

портшез — (франц), кресло-носилки

дюшес — (франц.). герцогиня

ноблес — (франц.), дворянство

политес — (франц.), вежливость

полонез — польский торжественный бальный медленный танец

шартрез — густой крепкий ликер

диез — знак повышения тона в музыке

Далее можно попытаться создать учебное стихотворение на заданные рифмы, например:

Лес


Задремал к обеду лес,

Льется солнышко с небес,

Стайкой бабочки-ноблес

Там слетелись на конгресс.

Но случился с ними стресс, —

Проскочив когда, как бес,

Воробей под куст-навес

К ним, чирикая, залез.

 

А потом... другой процесс,

Поглядев в глаза принцесс,

Он сконфуженно исчез,

Вспомнив, видно, политес.

Вновь повис июня пресс,

Воздух плотный, как шартрез.

Лес танцует полонез,

Полный неги и чудес...

 


Нельзя полагать, что перед нами стихотворный шедевр, но как учебная работа заслуживает внимания. Такая работа расширяет запас слов, позволяет продуктивно пользоваться словарями.

«Опора на рифмы»


Теперь всё чаще чувствую усталость,

всё реже говорю о ней теперь.

О, помыслов души моей кустарность,

весёлая и тёплая артель.

 

Каких ты птиц себе изобретаешь,

кому их даришь или продаёшь

и в современных гнёздах обитаешь,

и современным голосом поёшь!

 

Вернись, душа, и пёрышко мне вынь,

пускай о славе радио споёт нам.

Скажи, душа, как выглядела жизнь,

как выглядела с птичьего полёта?

 

Покуда снег, как из небытия,

кружит по незатейливым карнизам,

рисуй о смерти, улица моя,

а ты, о птица, вскрикивай о жизни.

 

Вот я иду, а где-то ты летишь,

уже не слыша сетований наших.

Вот я живу, а где-то ты кричишь

и крыльями взволнованными машешь.


 

Для школьного возраста (1964)


Ты знаешь, с наступленьем темноты

пытаюсь я прикидывать на глаз,

отсчитывая горе от версты,

пространство, разделяющее нас.

 

И цифры как-то сходятся в слова,

откуда приближаются к тебе

смятенье, исходящее от А,

надежда, исходящая от Б.

 

Два путника, зажав по фонарю,

одновременно движутся во тьме,

разлуку умножая на зарю,

хотя бы и не встретившись в уме.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: