Термин «таможенное дело» включает весьма широкий круг отно-
шений, которые связаны с деятельностью органов власти по урегули-
рованию порядка и условий перемещения товаров через таможенную
границу. В данное понятие вкладываются все аспекты управленче-
ской деятельности по реализации таможенной политики государства
с учетом соблюдения норм таможенного законодательства.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311ФЗ
«О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее —
Закон о таможенном регулировании) таможенное дело представляет
собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер
таможеннотарифного регулирования, а также запретов и ограниче-
ний при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из
Российской Федерации.
Таможенное дело в целом направлено прежде всего на создание
экономических основ при перемещении товаров и транспортных
средств через таможенную границу. В рамках реализации таможенно-
го дела органы государственной власти создают условия для защиты
экономического суверенитета и экономической безопасности госу-
дарства, а также защиты прав хозяйствующих субъектов и граждан в
процессе соблюдения ими таможенного законодательства.
Правовую основу организации таможенного дела составляют меж-
дународные акты и федеральное законодательство.
Важным международным актом является Киотская конвенция
1973 г., определившая вектор построения механизма таможенного ре-
гулирования и унификации таможенного законодательства госу-
дарств, которые стремятся создать условия для действенной защиты
экономической безопасности при перемещении товаров через тамо-
женную границу. Данный акт закрепил принципы, направленные на
упрощение таможенных процедур путем создания и функционирова-
ния эффективных технологий и автоматизированных систем.
В апреле 2017 г. подписан Договор о Таможенном кодексе Евра-
зийского экономического союза, с 1 января 2018 г. вступил в силу Та-
моженный кодекс Евразийского экономического союза.
Согласно ст. 71 Конституции РФ таможенное регулирование нахо-
дится исключительно в федеральном ведении. Статья 8 Конститу-
ции РФ направлена на создание единства экономического простран-
ства на территории страны, свободное перемещение товаров, услуг и
финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономиче-
ской деятельности. Согласно ст. 74 Конституции РФ на террито-
рии РФ запрещается установление таможенных границ, пошлин, сбо-
ров и какихлибо препятствий для свободного перемещения товаров,
услуг и финансовых средств. Вышеуказанные гарантии направлены на
свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств и созда-
ние здоровой экономической конкуренции между государствами.
Важную роль играет Закон о таможенном регулировании, который
обеспечивает выполнение Российской Федерацией международных
договоров, составляющих договорноправовую базу Таможенного
союза, решений органов Таможенного союза в сфере таможенного
регулирования и таможенного дела. Данный акт предусматривает
правовые условия для осуществления внешней торговли товарами;
совершенствования государственного управления в сфере таможен-
ного дела; обеспечения соблюдения прав и законных интересов лиц,
осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Рос-
сийскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. № 809
утверждено Положение о Федеральной таможенной службе. Согласно
ст. 1 указанного Положения ФТС России является федеральным орга-
ном исполнительной власти, осуществляющим следующие функции:
контроль и надзор в области таможенного дела; защита прав на объек-
ты интеллектуальной собственности; проведение транспортного кон-
троля в пунктах пропуска через государственную границу РФ, а также
санитарнокарантинного, карантинного фитосанитарного контроля и
государственного ветеринарного надзора в части проведения провер-
ки документов в специально оборудованных и предназначенных для
этих целей пунктах пропуска через государственную границу РФ (спе-
циализированные пункты пропуска); выявление, предупреждение и
пресечение преступлений и административных правонарушений, от-
несенных к компетенции таможенных органов РФ, а также иных свя-
занных с ними преступлений и правонарушений.
ФТС России с января 2016 г. находится в ведении Минфина России.
Большую группу источников таможенного законодательства со-
ставляют ведомственные нормативные акты, которые принимаются
ФТС России. Так, приказ ФТС России от 1 сентября 2017 г. № 1452
определяет новый порядок выплаты премии за выполнение особо
важных и сложных заданий федеральными государственными граж-
данскими служащими таможенных органов.