Анализ оды «Вольность» Радищева




Личность и творчество А.Н.Радищева

1.

· Судьба первого русского революционного писателя, «бунтовщика хуже

Пугачева».

Александр Радищев - российский писатель, прозаик, поэт, философ, де-факто руководитель Петербургской таможни, участник Комиссии по составлению законов при Александре I. Стал наиболее известен благодаря своему основному произведению «Путешествие из Петербурга в Москву», которое издал анонимно в июне 1790 года.

В 1789 году он завел у себя дома типографию, а в мае 1790 напечатал своё главное сочинение, «Путешествие из Петербурга в Москву».

Книга стала быстро раскупаться. Его смелые рассуждения о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественной и государственной жизни обратили на себя внимание самой императрицы, которой кто-то доставил «Путешествие» и которая назвала Радищева — «бунтовщик, хуже Пугачева ». Сохранился экземпляр книги, попавший на стол к Екатерине, которую она испещрила своими циничными ремарками.

Радищев был арестован. Посаженный в крепость, на допросах Радищев вёл линию защиты. Он не назвал ни одного имени из числа своих помощников, уберёг детей, а также старался сохранить себе жизнь. Уголовная палата применила к Радищеву статьи Уложения о «покушении на государево здоровье », о «заговорах и измене» и приговорила его к смертной казни. Приговор, переданный в Сенат и затем в Совет, был утверждён в обеих инстанциях и представлен Екатерине.

На приказе о высылке Радищева императрица собственной рукой написала: «едет оплакивать плачевную судьбу крестьянского состояния, хотя и то неоспоримо, что лучшей судьбы наших крестьян у хорошего помещика нет во всей вселенной ».

Созданный в ссылке Радищевым трактат «О человеке, его смертности и бессмертии» содержит многочисленные парафразы сочинений Гердера «Исследование о происхождении языка» и «О познании и ощущении человеческой души».

Император Павел I вскоре после своего воцарения (1796) вернул Радищева из Сибири. Радищеву предписано было жить в его имении Калужской губернии, сельце Немцове.

· Его философско-эстетические и социально-политические взгляды.

На протяжении всего XIX в. шел процесс освобождения творчества Радищева от запретов. Оно осознавалось как наследие всей эпохи Просвещения, как подлинное завещание новым поколениям граждан, носителям традиций русской национальной культуры.

Предмет философии, по Радищеву, - мир в целом (космос, Вселенная), его "поднебесное выражение" (земная природа - окружающие человека материальные и духовные формы, "среда").

Одним из основных законов природы Радищев считал закон совершенствования и самосовершенствования ее форм - от "неодушевленных" до "живых существ" и человека. Он допускал возможность порождения живого из неживого в результате "напряжения вещественности", действия "натуральных стихий", организации мельчайших оснований бытия природы - атомов и корпускул. Идеи трансформизма развивались Радищевым в единстве с эволюционными представлениями.

Радищев открыто заявлял о приоритете прав народа над правами монархов. Его позиция определялась просветительской философией общественного договора, однако он переносил акцент на различение закона и власти. Общество не передает никакому лицу всю полноту власти, оно лишь отчасти ограничивает свою свободу, чтобы дать место закону. В законе претворяется общая воля народа, которой "послушна" всякая другая власть.

Посягать на закон, уклоняться от его установлений не допустимо ни для подданных, ни для монархов: в первом случае это преступление, во втором - тирания. Власть, возвышающаяся над законом, плодит неравенство прав и "ласкательство"; государи начинают жаждать божественных почестей, входят в союз с церковью, духовенством. Так "суеверие священное и политическое" смыкаются друг с другом для достижения общей цели. Корень всех зол - рабство, и, не уничтожив его, невозможно создать "блаженство гражданское".Разрабатывая план освобождения крестьян, мыслитель допускал два варианта: постепенный, эволюционный и радикальный, революционный. Первый вариант состоял в том, чтобы по ходу дела само правительство запретило превращать крестьян в дворовую челядь, дало им звание гражданина, уравняло их в правах перед законом, организовало выборность судей, запретило наказание без суда, закрепило за крестьянами в постоянную собственность земельные наделы, жилище, сельскохозяйственный скот и инвентарь, разрешило крестьянам покупать в собственность землю и откупаться на свободу. Вместе с тем Радищев не питал особых иллюзий за счет "благородных побуждений" правительства и призывал самих крестьян взяться за разрешение своей проблемы.

· Влияние идей французских просветителей XVII—XVIII вв.

Раньше все были религиозными философами, эти же были первыми философами атеистами. Провозгласили два рода сознания: одни верят, другие нет. Хотели установить царство разума на земле. Средство - наука. Технология просветительства. Движение истории связано с движением масс, следовательно надо массы обучать и воспитывать. Появляются системы государственного образования. (До этого считалось, что массы образовывать не нужно.) Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Жан Жак Руссо критиковали реальное христианство, но оставляли веру в бога. Деистическое направление - бог создал мир, а затем не вмешивался. Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах (важнейший систематизатор) – атеисты (материалисты). Остались с мыслью социальной значимости бога. Вольтер: "Если б бога не было, то его надо было бы выдумать".

Философы материалисты. 1. Провозглашение материального единства мира. “Матеpия – пpиpода” самодостаточны. Все остальное лишь ее модификации (космос, …). 2-й тезис - атрибутивность движения. Не было первого толчка от Бога. Идея о структурности мира на основе различных видов движения. 3-я идея развития мира. Движение в определенных направлениях связывается с характеристиками материи - неуничтожаемость, … Космогинезис, геогинезис, биогинезис, гомогинезис. Находят ископаемые останки.

Вольтер: “Идеи правят миром”. Существует некоторая универсальная власть. Народ послушанием вынужден ассимилироваться к власти. Мирный прогресс человеческой власти. Одно общество прогрессивнее, чем другое, если в нем более значительные успехи в науке, искусстве, Пpогpесс - принцип, позволяющий не создавать пропасти между богатыми и бедными.

 

2. Ода «Вольность» и русская революционная поэзия.

Анализ оды «Вольность» Радищева

Впервые ода «Вольность» увидела свет в «Путешествии из Петербурга в Москву». Ей была отведена целая глава «Тверь». Герой — путешественник в разговоре с автором рассказывает о своём произведении. Но в изданном варианте «Путешествия» Радищев оставил всего лишь 14 строф. К читателю полный текст оды пришёл только через 100 лет после смерти автора и был опубликован в 1922 году.

В оде Александра Радищева красной нитью проходят две просветительских теории. Первая теория — теория права гласит: свободу каждому человеку. А чтобы было так, надо применить принцип второй теории — общественного договора — государством должны управлять сами граждане, а не цари и духовенство. Радищев не был бы философом-просветителем, если бы не поднял эти вопросы в 18 веке!

В композиции оды Радищева воедино соединились и история, и его философские рассуждения, и пророчества на будущее. Будущее его отечества обязательно должно быть счастливым, без тиранов и крепостного права. В оде несколько собирательных образов: вольности, народа и самодержавия. Образу народа отведено автором центральное место. Радищев называет народ господом, судьёй, ценностью страны. Для описания жизни народа и положительной, и отрицательной автор использует традиционные эпитеты: златые плоды, несносно бремя, кровавый пот, ленивый вол, весёлые дни.

Сатирически Радищев описывает царскую и церковную власть. Автор заглядывает в будущее и описывает российское устройство в нем. Это некий прообраз федеративного государства. Здесь присутствует приём аллегории. Текст оды изобилует старославянизмами. Это, как может показаться, не утяжеляет текст, а создаёт высокий стиль, последовательно следуя теории Ломоносова о трёх штилях.

Ода «Вольность» Радищева — первое слово русской революционной поэзии — призыв к борьбе в соответствии с эстетическими принципами поэта:

…Но не приспе еще година,
Не совершилися судьбы;
Вдали, вдали еще кончина,
Когда иссякнут все беды!
Встрещат заклепы тяжкой ночи;
Упруга власть, собрав все мочи,
Вкатяся где потщится пасть,
Да грузным махом вся раздавит,
И стражу к словеси приставит,
Да будет горшая напасть…

3. Художественный метод автора "Путешествия" - реализм. Зависимость характера от условий среды в широком, социально-философском смысле Радищеву абсолютно ясна. "Человек есть хамелеон, - писал он в "Житии Федора Васильевича Ушакова",- принимающий на себя цвет предметов, его окружающих». Наиболее ярко решающая роль среды, которая оказывается сильнее родительского примера, доброго воспитания и хорошего образования, обрисована в истории молодого барина в "Городне".

Сознавая, что характер человека - соединение типичного и индивидуального, Радищев в большинстве случаев все-таки не дал развернутых биографий "сочувственникам" и единомышленникам Путешественника, почти не говорится об индивидуальных отличиях и склонностях помещиков-крепостников. Дело тут вот в чем. Видя в человеке прежде всего члена общества, рассматривая частные случаи как проявления общего, писатель-революционер в индивидуальном поведении человека выделял то, что определялось средой и оказывало, в свою очередь, влияние на жизнь окружающих. Радищев судит о человеке только по его "деяниям". Так созданы образы наместника в "Спасской Полести", семьи асессора в "Зайцове", помещиков в "Медном", "Высшем Волочке", "Городне". Опуская индивидуальные детали, Радищев писал лишь о том, что характеризовало этих персонажей как типичных представителей сословия угнетателей. А во многих главах (например, "Любанях", "Пешках", "Черной грязи") писатель вовсе не изображает помещиков, заменяя рассказ о их "деяниях" показом их результатов.

 

Хотя в основу книги легли действительные конкретные факты, Радищев стремится к худ. обобщению и воспроизводит коллективный портрет сословия и самодержавно-крепостнической России, сознательно уходя от проблемы индивидуализации. Таким образом, в центре внимания Радищева в "Путешествий" не характеры персонажей и их судьбы (хотя в случае необходимости писатель умеет создать яркие типические а вместе с тем индивидуализированные характеры - как, с одной стороны, скажем, образы членов семьи Карпа Демеятьича, с другой - Анюты), а типизация общих свойств социальной жизни, выявление и раскрытие характерных черт социальной действительности - действительности самодержавно-крепостнической России 18 века.

Стремясь воссоздать типичную, так сказать, "заурядную" жестокость помещиков, Радищев вовсе не котел "напугать" читателей картинами исключительного зверства помещиков, хотя русская крепостная действительность давала для этого обильный материал. Дарья Салтыкова - знаменитая Салтычиха - погубила 140 крестьян. Аналогичных случаев изуверства были десятки, в обществе о них знали, но у Радищева в тексте произведения ничего подобного мы не найдем.

 

Особо следует указать на новаторство Радищева-прозаика в области литературного портрета. Характеристики внешности и манер семинариста в "Подберезье", членов семейства Карпа Дементьича в "Новгороде" и другие - первые в русской беллетристике реалистические портреты литературных персонажей, в которых социально-типические черты сочетаются с индивидуальными. Так, в портрете самого Карпа Дементьича такие детали, как "седая борода", "кланяется об руку", "бороду гладит", "всех величает: благодетель мой", - метко схваченные Радищевым типичные для русского купечества черты внешности и поведения. Такие же детали, как "борода в восемь вершков от нижней губы", "нос кляпом", "глаза серые, ввалились", "брови как смоль" создают индивидуальный облик этого типичного купца.

 

4. «Путешествие из Петербурга в Москву».

В 1785-1786 гг. Радищев создает несколько очерков на разные темы. На этом этапе Радищев, судя по всему, еще не думает о цельном, крупном художественном произведении. Пока он ограничивается очерками. Так, в 1785 году Радищев пишет очерк о крестьянах, которых продают с торгов за долги помещика (сцена из главы "Медное").

В 1786 году Радищев составляет очерк об истории цензуры - "Краткое повествование о происхождении цензуры" (входит в главу "Торжок"). В том же году он пишет очерк о безразличном "начальнике", которого подчиненные не решаются разбудить (сцена из главы "Чудово").

 

Написав несколько очерков, Радищеву приходит идея изобразить все отрицательные стороны жизни русского народа в одной книге. Радищев объединяет мелкие очерки в одно произведение в жанре путешествия. Идею он заимствует у Стерна, автора "Сентиментального путешествия". В 1789 году Радищев заканчивает свою книгу, которой дает название "Путешествие из Петербурга в Москву. Три самых первых очерка Радищев включает в текст глав "Чудово", "Торжок и "Медное".

 

22-го июля 1789 года цезура выдает разрешение на печать "Путешествия". С января по начало июня 1790 года Радищев занимается печатанием "Путешествия" в своей типографии. В результате он печатает около 650 экземпляров "Путешествия". Радищев успевает продать и раздать 100 экземпляров "Путешествия". Слухи о книге распространяются по городу и начинают пугать Радищева. Он перестает распространять книгу, а оставшиеся экземпляры сжигает.

 

Но при этом '"Путешествие" не распадается на отдельные очерки и новеллы, поскольку все темы подчинены раскрытию основной идеи книги, крепостнически-помещичий строй должен быть разрушен, а народ - освобожден. Главенствующая роль в процессе освобождения отводится народу, революции. Кроме того, весь огромный материал книги подчиняется единому сюжету, которым в "Путешествии" является история человека, познавшего свои политические заблуждения, открывшего правду жизни, "история идейного и морального обновления путешественника" (Г.Макогоненко).

 

В образе путешественника раскрывается радищевский идеал челове­ка; это прежде всего "'общественный человек", живущий социальными ин­тересами ("Душа моя страданиями человеческими уязвленна стала"). От сознания несовершенства существующей государственной системы к фор­мированию революционных убеждений - таков путь нравственной эволю­ции героя. Последовательность духовных испытании путешественника строго обозначена

 

На страницах "Путешествия из Петербурга в Москву" появляется много действующих лиц, очерченных автором кратко, но резко, и высту­пающих в качестве представителей различных социальных слоев русского общества конца XVIII века. Их можно разделить на три группы. Первая состоит из угнетателей народа: помещиков, чиновников, придвор­ных. В изображении Радищева они "звери алчные, пиявицы ненасытные". Выясняя место и роль образов помещиков в образной системе произведе­ния необходимо обратиться к вопросу о документальной основе их созда­ния, рассмотреть основные приемы художественной типизации и опреде­лить особенности проявления авторской позиции по отношению к разным типам поместного дворянства. Образы царя и придворных, чиновников, купцов и офицерства у Радищева включены в контекст проблемы соотно­шения власти и закона, идеала и действительности.

 

Вторую группу представляет крестьянство, народ. Начиная с главы "Городня", путешественник общается по преимуществу с крестьянами и утверждает мысль о том, что крепостное право не смогло уничтожить в русском национальном характере основных источников его духовных и нравственных сил и возможностей. Путешественник выступает союзником автора оды "Вольность", то есть самого Радищева, уверенного в необхо­димости революционного переустройства действительности. Именно на­роду предстоит обновить Россию. Характер изображения людей из народа, само отношение Радищева к ним - новое явление а русской литературе и знаменательная победа писателя.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: