Личность и творчество М.В.Ломоносова




1. Творчество Ломоносова тесно связано с определенной эпохой, стало отражением тех идей, которые господствовали в общественном сознании.

30 – 50-е годы XVIII столетия иногда называют «Предпросвещением» или «ранним Просвещением». В этот период крестьянский вопрос еще не стал главным в общественной жизни России. Поэтому представители раннего русского Просвещения не выступали против крепостного права. В их деятельности на первое место выдвигались общие задачи просвещения отечества и, прежде всего, отстаивание принципов политики Петра I, который воспринимался как истинно просвещенный государь, чья внешняя и внутренняя политика служила интересам нации. Ни Анна Иоанновна, ни Елизавета Петровна не поддержали политики просвещенного абсолютизма, поэтому ранние русские просветители считали, что им следовать выработать программу политических действий монархов, «учить их царствовать».

Говоря о связи Ломоносова с определенной эпохой, нельзя не указать на то, что вся его необычная жизнь тоже в определенной степени отражает общественные тенденции, характерные для XVIII столетия. В Петровскую эпоху впервые стали звучать мысли о том, что значимость человека должна определяться не древностью его рода и социальным положением предков, а личными достоинствами. Эти идеи открыли дорогу к вершинам многим людям, в числе которых может быть назван и Ломоносов.

Михаило Васильевич Ломоносов (1711–1765), сын поморского крестьянина-рыбака, с детства проявлял особую тягу к знаниям. В 19 лет, тайно покинув родительский дом, он добрался до Москвы и добился принятия в Славяно-греко-латинскую академию. Через несколько лет Ломоносова, в качестве одного из способнейших учеников отправляют в Петербург, в университет при Академии наук, откуда в конце 1736 года его посылают за границу, в Германию, для изучения горного дела. После возвращения в 1741 году в Россию Ломоносов начинает работать в Академии наук; в 1745 году 34-летний Ломоносов становится академиком, профессором химии.

К этому времени развертывается блестящая научная и не менее замечательная литературная деятельность Ломоносова. Самым замечательным в интеллектуальном облике Ломоносова является его универсальная гениальность, соединение в нем поэта и великого ученого. А.С. Пушкин имел полное право назвать его «первым нашим университетом».

Ломоносов осуществил ряд важнейших научных открытий в самых различных областях знания (физики, астрономии и т.п.). Огромна роль Ломоносова и как великого национального просветителя, неустанно ратовавшего за создание русской культуры и науки. В 1746 году Ломоносов первым в России выступил с публичными лекциями по физике, читавшимися им, также впервые, на русском языке. В 1755 году он добивается создания Московского университета. В одном из своих писем Ломоносов с законной гордостью писал: «За общую пользу, а особливо за утверждение наук в отечестве и против отца своего родного восстать за грех не ставлю».

Параллельно с исследованиями в сфере точных наук, протекала работа Ломоносова в области русского языка, литературной теории и практики, пышно расцветала деятельность Ломоносова-поэта.

Вклад Ломоносова в развитие русской литературы поистине грандиозен:

1) он выступил как реформатор русского стихосложения.

В 1739 году Ломоносов направляет членам Российского собрания Академии наук «Письмо о правилах российского стихотворства», которое способствовало завершению реформы русского стиха. Вместо силлабического стихосложения, некогда заимствованному из Польши и не соответствующего фонетическому составу русского языка, было введено силлабо-тоническое («тонический», по определению Ломоносова).

Ломоносов облек свои идеи в живую художественную форму: к «Письму», которое была приложена «Ода на взятие Хотина» (турецкая крепость, взятая русскими войсками 19 августа 1739 года). В.Г. Белинский именно от этой оды ведет начало русской литературы: «Наша литература началась с 1739 года – от появления первой оды Ломоносова», – писал он в обзоре «Русская литература в 1843 году». Сходные слова критик повторяет и во «Взгляде на русскую литературу 1846 года»: «Ломоносов, Петр Великий русской поэзии, прислал из немецкой земли свою знаменитую оду на взятие Хотина, с которой, по всей справедливости, должно считать начало литературы». Именно силлабо-тонической системой стихосложений будут в дальнейшем пользоваться при создании стихов А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов и другие поэты-классики;

 

2) такое же важное значение, как и последовательно доведенное до конца преобразование русского стиха, имела работа Ломоносова над оформлением русского литературного языка.

Ломоносовым был создан ряд филологических работ: «Риторика» (1748), «Грамматика» (1755), выдержавшая 14 изданий, наконец, краткое, но имеющее исключительно важное теоретическое значение предисловие к собранию своих сочинений 1757 года под названием «О пользе книг церковных в Российском языке».

В своем предисловии Ломоносов различает в «российском» языке три рода «речений» (слов) (церковнославянские; те, которые употребляются в церковнославянском и русском языке; слова живого русского языка, которых нет «в церковных книгах»). Соответственно наличию трех родов слов, Ломоносовым выделяются и три словарно-речевых строя – «штиля»: «высокий, посредственный и низкий». К каждому из трех штилей Ломоносов прикрепляет определенные жанры.

Предложенное Ломоносовым четкое соотнесение отдельных литературных жанров с определенным речевым строем продолжает сохранять свою силу вплоть до первых литературных дебютов Пушкина: в рецензиях на «Руслана и Людмилу» ряд критиков прямо упрекал Пушкина в нарушении ломоносовской системы «трех штилей».

 

3) Ломоносов выступил как писатель-классицист, создатель жанрахвалебной, «оды-рекомендации».

Ломоносов считал, что литература должна иметь высокую общественную значимость «Радеть о благоденствии общества» – вот главная обязанность писателя, по мысли Ломоносова. «Для пользы общества коль радостно трудиться», – восклицает он в одном из своих стихотворений («На изобретение графом Шуваловым новых артиллерийских орудий», 1760). Требования, предъявленные Ломоносовым к отечественной поэзии, были осуществлены в его собственной поэтической практике, и в первую очередь – в торжественных одах.

Ода (от греч. ōdê) – жанр лирической поэзии, возникший в эпоху античности.

В поэзии классицизма – ведущий жанр высокого стиля с каноническими темами (прославление бога, отечества, жизненной мудрости и т.п.). Оды подразделялись на духовные, торжественные, нравоучительные, любовные - «анакреонтические» и т.п. Оды предназначались для громкого и торжественного прочтения вслух и представляли собой своеобразные похвальные речи в стихах.

Из всех поэтических жанров, культивировавшихся и развивавшихся в тогдашней литературе, жанр оды наиболее подходил Ломоносову для решения стоявших перед ним задач. Можно назвать ряд причин, заставивших Ломоносова обратиться в своем творчестве именно к жанру оды:

– служебные обязанности ученого и поэта. В качества представителя «словесных наук» он был вынужден выступать со стихотворными приветствиями от Академии в дни официальных торжеств;

– общественный подъем, связанный с воцарением дочери Петра I – Елизаветы;

– соответствие жанра главным задачам, которые ставил перед собой поэт (защита идей «просвещенного абсолютизма», прославление России, пропаганда научных знаний);

– ода являлась наиболее оперативным средством общения поэта со своими читателями. Литературных журналов еще не было, а оды издавались значительными для своего времени тиражами (от 200 до 2000 экземпляров). Злободневные по содержанию, ставившие вопросы большой общественно-государственной значимости, оды Ломоносова адресовались не только коронованным особам, но и через их головы должны были «сердца народа привлещи».

4) Ломоносов стал первым создателем подлинно «научной поэзии» и философской лирики.

Ломоносов был деистом – сторонником религиозно-философского учения, распространенного в XVII – XVIII веках. Деисты считали бога первопричиной сущего, творцом мира, но отвергали его участие в жизни природы и общества. Ломоносов писал: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал свое величество, в другой свою волю. Первая книга – видимый сей мир, им созданный; вторая – священное писание». Ломоносов приравнивал ученых - «натуралистов» к пророкам и апостолам; отсюда не случайность и многозначность того эпитета «божественные», который связывается по словом «науки».

Свои мысли о мироздании Ломоносов внес в духовные оды, в которых он прославлял творца Вселенной.

Духовные оды принадлежат к числу самых замечательных художественных созданий Ломоносова. Называя их «лучшими произведениями» его, А.С. Пушкин добавлял: «Они останутся вечными памятниками русской словесности, по ним долго еще должны мы будем обучаться стихотворному языку нашему».

Но духовные оды Ломоносова примечательны не только своим языком. С них начинается русская научно-философская лирика. С наибольшей полнотой, убедительностью и поистине захватывающей силой новое научное восприятие мира – космоса – раскрывается в двух «Размышлениях» Ломоносова («Вечернее размышление о божием величестве» и «Утреннее размышление о божием величестве»).

В «Утреннем размышлении» Ломоносов выступил с гениальной догадкой о том, что Солнце – это «горящий вечно Океан», на его поверхности происходят непрерывные процессы изменения вещества: «Там огненны валы стремятся / И не находят берегов; / Там вихри пламенны крутятся / Борющись множество веков…». Поразительнее всего, что эта вдохновенно рисуемая грандиозная картина соответствует тем представлениям о солнце, которые сложились в науке в конце XIX века после изобретения спектроскопа.

 

Духовный облик

Размышляя о настоящем и прошлом российского языка в "Предисловии о пользе книг церковных в российском языке", Михаил Ломоносов излагает знаменитую теорию трёх стилей. Он различает три рода речений русского языка в сравнении со славянским: Есть слова, употребляемые в обоих языках: Бог, рука, почитаю. Есть слова в славянском языке вразумительные, но мало употребляемые: отверзаю, Господень, насажденный. Есть в разговорной речи слова, которых нет в славянском языке: говорю, ручей, который. Отдельно стоят, с одной стороны "обветшавшие" церковно-славянские слова - обаваю, рясны, овогда, - с другой - простонародные, а среди них "презренные", "которые для подлых комедий только и годны". Отсюда он выводит три стиля:

высокий - употребляется там, где нужно "важное великолепие"; здесь пригодны два первых рода речений;

посредственный, где требуется "обыкновенное человеческое слово" (третий и первый роды);

низкий - для комедий, дружеских писем, песен (третий род, первый и простонародные слова.

Своими литературными произведениями Ломоносов, как никто другой до него, показал всё величие и красоту именно русского языка. И в этом его главная литературная заслуга.

Духовная тематика не была доминантой литературного творчества Ломоносова, однако целый ряд его поэтических произведений посвящён именно богословским, религиозным вопросам. Сюда относятся:

"Вечернее размышление о Божием величестве, при случае великого северного сияния";

"Утреннее размышление о Божием величестве";

ода, выбранная из Иова, гл. 39-41;

стихотворные переложения псалмов 1, 14, 26, 34, 70, 116, 143, 145.

Все вышеперечисленные произведения содержатся в "Сборнике Нивы", N4 за 1893 год, а также большая часть в сборнике "М.В. Ломоносов. Г.Р. Державин. Избранное" (М., 1984).

"Вечернее..." и "Утреннее..." размышления о величестве Божием представляют из себя возвышенное славословие Творца при наблюдении природы. Из созерцания красоты и целесообразности тварного мира Ломоносов выражает телеологический взгляд на природу. Особенно ценно это исповедание в устах учёного-естествоиспытателя, каким был Ломоносов, проникнувший во все области науки. Здесь, несомненно, с одной стороны, тесная связь его с Церковью в достуденческий период его жизни, с другой стороны - Влияние Вольфа, марбургского учителя Ломоносова, который (Вольф) был ярким выразителем телеологических взглядов.

 

2. Всем строем своего стихотворения Ломоносов утверждал гражданственность поэзии. Задачи, которые ставил перед поэзией Ломоносов, требовали постановки проблем, имеющих важное государственное значение, и этому как нельзя лучше соответствовал избранный им жанр оды. Он писал свои торжественные оды с 1739 по 1764 г. и написал 20 од.

Ода – обширное ст-ие, состоящее из многих строф, причем каждая строфа также обширна (по 10 стихов). В оде соединялись воедино лирика и публицистика, необходимые для выражения общегосударственных идей. Каждая из Ломоносовских од была своеобразной поэтической декларацией, идейно насыщенной и политически направленной.

 

Оды Ломоносова пронизаны пафосом Родины, зовущей к труду, к расцвету науки.

Специфическая тематика од, их устойчивая строфика - десять стихов 4-стопного ямба, своеобразный величественный и напряженный стиль – все это было оригинальным созданием Ломоносова.

Основной период тв-ва Ломоносова совпал с царствованием Елизаветы Петровны, которой он посвятил много восторженных похвал, но похвалы эти были прежде всего гимном русской петровской государственности в лице ее главы – дочери Петра.

Идея просвещенного абсолютизма была основой политического мышления Ломоносова. Ломоносов видел в монархе того, кто способен разумом, облеченным властью, понять подлинные задачи государства, понять, в чем благо всего народа, и обеспечить государству прогресс и благосостояние.

Его оды были своеобразной программой общественно-политической и культурной жизни России. В них в художественно-публицистической форме излагались проекты, касающиеся ее внутреннего и внешнего устройства.

Ломоносов в своих одах расширил охват событий, проблем, начертал перспективы дальнейшего развития России, сделав оду емкой и многообразной по содержанию. Впервые выработал стилистические средства, способные передать разные мысли и чувства. Своей торжественной похвалой, своим восторгом ода должна была «заразить» читателя эмоционально.

В своей поэзии Ломоносов, как это и определялось эстетическими понятиями его времени, не стремился к достоверному изображению жизненного материала: его одам свойственна условность, ибо для поэта важно передать те мысли, те идеальные представления, которые могут способствовать развитию просвещения в России, становлению ее национальной культуры, национальной государственности.

Создавая поэтические образы, Ломоносов исходит в своем творческом методе не из реальности жизненного факта, а из собственных рационалистических представлений о действительности. Поэту важно силой своего поэтического воображения вызвать у читателя «возбуждение страстей», вызвать определенные чувства: радость, патриотическое воодушевление, стремление к осуществлению мечты.

Отсюда и выбор тех поэтических средств, тех поэтических фигур, которые могли бы передать торжественное, гражданское содержание од Ломоносова. Отсюда и та напряженная метафоричность, аллегорическая абстракция, гиперболизм, яркость красок, характерные для его поэзии. Оды Ломоносова были написаны по всем правилам риторической науки, изложенной самим поэтом в его «Риторике».

В силу того, что оды Ломоносова по своей природе и жанру должны были восхвалять верховную власть и строились по единому композиционному плану, им свойственна была определенная монотонность и однообразие. Этому способствовали одинаковость метра ломоносовских од, повторяемость одних и тех же образных средств (эпитетов, метафор, сравнений и т.д.). особенность синтаксической структуры стиха.

Вместе с тем стиль од Ломоносова торжественный, приподнятый, патетичный, полностью соответствовал высокому содержанию его поэзии. Поэтическая речь должна была передать тот восторг, «великолепие», «стремление», которые вызывают у Ломоносова начертанные им грандиозные картины будущих преобразований.

 

В его одической речи много славянизмов, которые и должны передать «пышность», «парение». Красочность стиля создают и разнообразные эпитеты, искусно применяемые поэтом: «пламенные звуки», «багряное око», «жаркие часы», «хладные руки» и др.

· Анализы «Ода на день восшествия…»

«Ода на день восшествия…» была написана Михаилом Васильевичем в 1747 году, на шестую годовщину знаменательного события – восшествия на престол Елизаветы Петровны. В своем произведении он отметил положительные стороны правления новой императрицы, продолжившей добрые начинания Петра I.

Елизавета вплотную занялась реструктуризацией Академии наук: утвердила новый штат и новый указ, вдвое увеличила средства, необходимые на нужды академии, всячески поддерживала науку и русских ученых.

В этот же период весьма насущным был вопрос возможного вступления России в новую войну. Коалиция Австрии, Голландии и Англии предлагала российскому правительству принять участие в войне против Франции и германских государств за право получения Австрийского наследства.

В своем произведении Ломоносов не только прославляет Елизавету за ее стремление вывести Россию на новый уровень в вопросе просвещения, но и предостерегает от вступления в войну, настаивая на мирной программе развития государства.

История создания

«Ода на день восшествия…» была написана Михаилом Васильевичем в 1747 году, на шестую годовщину знаменательного события – восшествия на престол Елизаветы Петровны. В своем произведении он отметил положительные стороны правления новой императрицы, продолжившей добрые начинания Петра I.

Елизавета вплотную занялась реструктуризацией Академии наук: утвердила новый штат и новый указ, вдвое увеличила средства, необходимые на нужды академии, всячески поддерживала науку и русских ученых.

В этот же период весьма насущным был вопрос возможного вступления России в новую войну. Коалиция Австрии, Голландии и Англии предлагала российскому правительству принять участие в войне против Франции и германских государств за право получения Австрийского наследства.

В своем произведении Ломоносов не только прославляет Елизавету за ее стремление вывести Россию на новый уровень в вопросе просвещения, но и предостерегает от вступления в войну, настаивая на мирной программе развития государства.

Тема

Центральная тема произведения – прославление великих дел государыни Елизаветы Петровны, которая, по мнению автора, выбрала правильный курс в управлении государством Российским.

Но вместе с тем автор мастерски вплетает в оду и более важные темы: развитие науки и образования, возможность процветания государства только в мирное время, любовь к Родине.

Главная идея произведения – долг перед своим Отечеством, служение которому является наивысшей наградой и честью для каждого человека, будь то простой труженик или монарх.

По сути, ода представляет собой послание, адресованное не только императрице, но также современникам и потомкам поэта. Он страстно мечтает о процветании и благополучии России, ее духовном развитии, жизни в мирное время, без войн и лишений.

Композиция

Композиция произведения полностью соответствует основным правилам построения оды и состоит из трех условных частей, логически связанных друг с другом.

В первой части стихотворения поэт выражает свой восторг и возносит хвалу императрице, ее заслуг перед отечеством. Также прославляет прошлые достижения государства и ее правителей, с особым восхищением вспоминает Петра I и его знаменитые реформы. По мнению автора, именно от него Елизавета переняла эстафету великих дел.

Во второй части поэт плавно отступает от личности правителя и фокусируется на величественном образе России, с ее бескрайними просторами, неисчерпаемыми природными богатствами и огромным творческим и духовным потенциалом. Укрепление и обогащение государства он видит в развитии наук, а будущее страны – в образованных, просвещенных молодых людях.

Финальная часть произведения вновь прославляет монарха за его деяния, направленные на благо отчизны.

Жанр

Произведение написано в жанре оды, который был излюбленным литературным жанром Ломоносова. Это торжественное произведение, призванное прославлять значительное лицо или важное событие, и в мастерстве написания од Михаилу Васильевичу не было равных.


Стихотворный размер произведения – четырехстопный ямб, также излюбленный размер Ломоносова. Он пользовался с большой искусностью, придавая стихотворению особую торжественность, звучность и музыкальность.

Рифмовка в данном произведении также заслуживает отдельного внимания. Для первых четырех строк характерны перекрестные рифмы, далее следуют 2 строки со смежной рифмой, и завершают стихотворение опоясывающие рифмы.

· Анализ «Оды на взятие Хотина».

Перед нами ораторское произведение, написанное торжественным стилем, с богатой рифмой и посвященное историческому событию. Здесь есть все признаки жанра: это ода.

Оду условно можно разделить на отдельные части: описание восторга поэта, рассказ о сражении, прославление мира. Она пронизана чувством патриотизма.

Однако, восхищаясь военной мощью России, М.В. Ломоносов видел и те страдания, «плач осиротевших», «слезы престаревших», которые несет война простым людям. Поэтому он осуждает захватнические войны и считает справедливыми только оборонительные войны.

Но все же Ломоносов отдавал предпочтение мирному состоянию народов, которое назвал «возлюбленной тишиной», «царей и царств земных отрадой». Намного позже, почти в каждой оде он призывал правителей заботиться о сохранении мира.

Возможно ль при твоей державе,

В Европе страшну зреть войну.

- обращался он к правителям и просил:

Размножить миром нашу славу,

Поставить красоту наук. "Оду на взятие Хотина"отличает красочность и выразительность. В ней М.В.Ломоносов использует такие выразительные средства как:

1) Сравнение.

Как сильный лев стада волков, Что кажут острых яд зубов,

Очей горящих гонит страхом,

От реву лес и брег дрожит,

И хвост песок и пыль мутит... (№ 3, стр.30)

Так, поэт сравнивает русскую армию со львом, а турков - с хищными волками.

2) Олицетворение. Например, Стокгольм представляет в образе спящего человека (Стокгольм, глубоким сном покрытый), смерть - в виде чудовища с косой.

«От реву лес и брег дрожит...»; «Дубравы и поля трепещут...»; Шумит с ручьями бор и дол: / Победа, росская победа!»; «Тогда увидев бег своих, / Луна стыдилась сраму их...».

3. Перифраз. Смелость воинов и решимость добиться победы перефразировалось, как «жар в сердцах», а стрельба из пушек - «огня ревущего удары».

4. Эпитеты. Например, в картинах, рисующих бой, встречаем: шумный меч, орлиные полки, разумная храбрость. А императрица Анна у М. В. Ломоносова - это «российская орлица», парящая на недосягаемой высоте и разящая молниями своих врагов.

5. Гипербола.

Пускай земля как поит трясет,

Пускай везде громады стонут,

Премрачный дым покроет свет,

В крови Молдавски горы тонут... (№ 3, стр.30)

В восклицаниях, обращениях ярко проявляется ораторский стиль М.В. Ломоносова. Искренность, взволнованность передаются слушателю, читателю.

От описания сражения поэт переходит к рассуждению о поверженных врагах, которые в прошлом кичились своей храбростью, похвалялись победами, а теперь повержены:

Где ныне похвальба твоя?

Где дерзость? где в бою упорство?

Где злость на северны края?

Стамбул, где наших войск презорство? (№ 3, стр.30)

Таким образом, мы рассмотрели «Оду на взятие Хотина», посвященную завоеванию турецкой крепости Хотин.

Оды в России 18в. заказывались правительством, и их чтение было частью праздничного церемониала, но содержание и значение похвальных од Ломоносова намного шире и важнее их официально-придворной роли. Он посвящал свои оды Анне Иоанновне, Елисавете Петровне, Петру I, Екатерине II. В каждой из них он развивает свои идеи и планы, связанные с судьбами русского народа.

3. Ломоносов стоял у истоков многих филологических дисциплин – лингвистики, сравнительного языкознания, литературоведения, стиховедения и др. В «Российской грамматике» (1755), выдержавшей пятнадцать изданий и остающейся одним из наиболее значимых источников для изучения русского литературного языка XVIII века, Ломоносов разработал понятия о частях речи, систематизировал проблемы русской орфографии и пунктуации.

 

Книги Ломоносова «Краткое руководство к риторике» (1743) и «Риторика» (1748) стали первыми руководствами по красноречию (кстати, само слово «красноречие» ввел в обиход Ломоносов) на русском языке и оказали влияние на все последующие этапы развития этой дисциплины в России, а вместе с тем и на литературную эволюцию: предпринятый Ломоносовым опыт систематизации тропов и риторических фигур оказался исключительно важным для поэтов XVIII века (для Державина, например, «Риторика» стала настольной книгой).

 

Ломоносов – создатель теории «трёх штилей» («Предисловие о пользе книг церковных в российском языке»), которая надолго определила развитие стиля русской поэзии. Он описал основные принципы взаимодействия церковнославянского и русского элементов в составе русского литературного языка, систематизировал литературные стили и жанры и установил общий принцип их взаимодействия: каждому «штилю» должны соответствовать свои жанры («высокому» – героические поэмы, оды, трагедии; «среднему» – драмы, сатиры, эклоги, дружеские письма, элегии; «низкому» – комедии, эпиграммы, песни, басни).

 

С именем Ломоносова связан важнейший этап формирования силлабо-тонической системы стихосложения в России: в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739) он доказал, что русский язык даёт возможность писать как двусложными, так и трёхсложными размерами, что можно применять рифмы и мужские, и женские, и дактилические и чередовать их, что силлабо-тоническое стихосложение следует распространять на стихи любой длины; именно Ломоносов создал классический русский четырёхстопный ямб.

 

Ломоносов писал трагедии («Тамира и Селим», «Демофонт»), идиллии («Полидор»), поэмы («Петр Великий»), анакреонтические и сатирические стихотворения. Наибольший успех имели его опыты в жанрах торжественной и духовной оды, воспринятые многими поколениями русских поэтов как образцовые. Академическая и придворная деятельность Ломоносова содействовали укреплению ценностного статуса поэзии в русской культуре. Поэзия Ломоносова оказала влияние на Державина, Пушкина, Тютчева и многих других русских поэтов XVIII-XIX вв., а в начале ХХ века своеобразно отозвалась в творчестве Маяковского и некоторых других поэтов Серебряного века. В.Г. Белинский писал, что с Ломоносова начинается русская литература: «он был её Петром Великим», так как дал направление «нашему языку и нашей литературе».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: