Социально-личностная готовность




Что такое готовность к школьному обучению?

Готовность к школе включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов:

· Специальная готовность

· Физиологическая готовность

· Психологическая готовность

Специальная готовность подразумевает умение читать, писать, считать.

Физиологическая готовность включает в себя состояние здоровья ребенка, его физическое развитие, сформированность общей и мелкой моторики. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т.п.

 

Психологическая готовность

· интеллектуальная подготовка,

· эмоционально-волевая зрелость,

· мотивационную готовность,

· социально-личностная готовность.

В плане интеллектуальной готовности у ребенка должны быть хорошо развиты такие процессы, как внимание, память, восприятие, мышление, воображение и речь. Интеллектуально готовый к школе ребенок имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности.

Ребенок, поступающий в школу должен знать:

ü Свое имя, отчество и фамилию.

ü Свой возраст (желательно дату рождения).

ü Домашний адрес, телефон.

ü Свой город и его главные достопримечательности.

ü Страну, в которой живет.

ü Имя, отчество и фамилию родителей, их профессии.

ü Времена года, последовательность, основные приметы, месяцы, загадки и стихи о временах года.

ü Домашних животных и их детенышей.

ü Диких животных наших лесов, жарких стран, севера, их повадки, детенышей.

ü Транспорт наземный, водный, воздушный.

Ребенок, поступающий в школу должен уметь:

ü Четко произносить все звуки.

ü Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ и т.д.).

ü Внимательно, не отвлекаясь слушать взрослого 30-35 минут.

ü Полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке, по серии картинок.

ü Запомнить и назвать 6-8 предметов, слов.

ü Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предметы).

ü Владеть карандашом (без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различать предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов).

ü Свободно считать до 20, обратно от 10; выполнять счетные операции в пределах десяти.

 

Эмоционально-волевая готовность к школе

· Способность выдерживать нагрузки. Уметь справляться со своими эмоциями, адекватно переносить разочарования.

· Умение управлять своим поведением - подчинять собственной воле непосредственные желания. Понимать разницу между «хочу» и «могу», «хочу» и «надо».

· Умение управлять своей умственной деятельностью - выделить цель, наметить план действий, самостоятельно выполнить задание, довести начатое дело до конца, оценить результат своей деятельности.

· Умение организовать себя - без подсказки родителей приготовить всё необходимое для прогулки, игры, труда. Выполнить просьбу, поручение, убрать на место вещи, игрушки, соблюдать режим дня и др. Быть ответственным за свои поступки.

 

Социально-личностная готовность

· Умение общаться со взрослыми и сверстниками (вступать в контакт, слушать собеседника, не перебивая его, уметь поддержать беседу, выстраивать диалог, действовать совместно, согласовывая свои действия, быть вежливым в общении).

· Умение работать в группе, чувствовать себя членом группы, группового сообщества (класса). Важно, чтобы каждый ребенок понимал и чувствовал, что учитель, обращаясь к классу, обращается и лично к нему.

· Умение подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе, школе. Быть дисциплинированным.

· Умение конструктивно решать конфликтные ситуации (говорить друг с другом, вместе искать решения конфликтов, привлекать к решению третьих лиц и т.д.).

· Уверенность в себе и своих силах, самостоятельность, инициативность.

· Умение правильно оценивать себя и свое поведение (иметь адекватную самооценку)- чтобы потом не оказалось, что «школа плохая», «уроки неинтересные», а «учитель злой» и т.д.

· Умение быть самостоятельным, активным и инициативным.

 

Мотивационная готовность

Очень важно на пороге школы формировать у ребенка становление внутренней позиции школьника: подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль-роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью- учебой.

· Радостное ожидание и устойчивое желание учиться в школе.

· Наличие познавательной мотивации («Хочу все знать!»), любознательности. Важно, чтобы школа привлекала ребенка не внешней стороной (портфель, тетради, красивая одежда, перемены, звонки), а возможностью получить новые знания.

· Способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-08-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: