1-3 ВСТРЕЧИ
1) возраст;
2) этническая принадлежность;
3) религиозная ориентация;
4) образование;
5) место работы и должность;
6) семейное положение;
7) политические взгляды;
8) оценка физического, социального, материального и духовного благополучия;
БЛОК ЛИЧНОЙ ИСТОРИИ (ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА)
1) Младенчество и детство:
- хотели ли родители рождения ребенка;
- условия в семье после его рождения;
- самые ранние воспоминания о ребенке;
- кормление, коммуникация;
- семейные истории о детстве ребенка; (возможные ассоциации со своим родительским детством)
- проблемы критических периодов развития (нарушения пищевого поведения, туалетные истории))), проблемы с речью, нарушения двигательной активности, никтурия, ночные кошмары);
- любимые сказки и сказочные персонажи.
СИБЛИНГОВЫЙ БЛОК
Появление нового ребенка.
1) ассоциативный или метафорический образ;
2) пять прилагательных, отражающих отношения пациента (несовершеннолетнего) с ними.
2) Латентный период (7-12 лет):
- проблемы со здоровьем;
- социальные проблемы;
- проблемы в учебе;
- проблемы в поведении;
- семейные стрессы этого периода;
- любимые художественные произведения (сказки, мультфильмы и пр.) и их персонажи;
-хобби
3) Период полового созревания:
- физические, социальные и психологические проблемы, связанные с созреванием;
-разговоры родителей с детьми об изменениях в себе (появление менструации);
- успеваемость и социализация в этот период;
- самодеструктивные паттерны (нарушения питания, использование лекарств, алкоголя, наркотиков, суицидальные импульсы, антисоциальное поведение);
- семейные стрессы этого периода;
- любимые художественные произведения (книги, кино, спектакли и пр.) и их персонажи;
- хобби.
4) Взрослая жизнь: про родителей или беседа по поводу взрослого сына или дочери
- с чем был связан выбор работы, учебного заведения (специальность);
- как строились и строятся межличностные отношения;
- сексуальные отношения;
- отношения с родителями, братьями, сестрами;
- текущие проблемы;
- любимые художественные произведения и их персонажи;
- интересы, хобби.
ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК (пациент в данном случае несовершеннолетний)
1) как взаимоотношения с родителями повлияли на становление личности пациента;
2) тормозилось ли развитие пациента какими-либо аспектами раннего опыта?
3) чего пациент в первую очередь желает своим детям (ребенку) в их дальнейшей жизни?
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ БЛОК:
1) как взаимоотношения менялись по ходу интервью?
2) какой важный, по мнению пациента, вопрос вы ему не задали?
3) спросите, было ли ему комфортно и не хочет ли он что-либо сказать по поводу интервью.
А сейчас психотерапевт/психолог может подумать о родителе, который был у него на консультации и ответить себе:
1) первое впечатление;
2) изменение впечатления в процессе интервью;
3) общее впечатление;
4) оценка открытости пациента;
5) насколько можно доверять полученной информации.
МОЖЕТ БЫТЬ ВЫВОДЫ
1) главные текущие темы;
2) области фиксаций и конфликтов;
3) основные защиты;
4) бессознательные фантазии, желания и страхи;
5) центральные идентификации и контридентификации;
7) неоплаканные потери;
8) связанность собственного «Я» и самооценка.
Психоаналитическая модель консультирования предполагает рассмотрение и понимание внутренней динамики психической жизни пациента: борьбы между его различными осознанными и неосознанными потребностями и мотивами поведения, требованиями реальности, анализ его психологических защит, типичных проявлений и характера сопротивления и др.
Цели психологической помощи:
1. осознавание неосознаваемого материала (мотивов, фиксаций, защитных механизмов, способов поведения) и принятие адекватной и реалистической интерпретации;
2. усиление Эго для построения более реалистичного поведения.
Вопросы для родителей, которые помогут выявить сильные стороны семьи
Что члены семьи (включая детей) делают хорошо?
Чем они гордятся?
Что порождает в них чувство собственного достоинства и удовлетворения?
С какими трудными ситуациями родители успешно справлялись в прошлом?
Какие ресурсы и адаптивные стратегии использовали?
Как имеющиеся сильные стороны могут быть использованы для решения текущих проблем?
Какие дополнительные обучающие, поддерживающие и другие интервенции могут содействовать укреплению и дальнейшему развитию имеющихся у членов семьи сторон и ресурсов?
Какие побудительные мотивы движут членами семьи?
Чего родители хотят для себя и для своего ребенка?
Как они могут направить свою энергию на достижение избранных ими целей?