Лука
И для Луки Смерть Христова – важнейший элемент служения Иисуса.
Смысл Смерти Иисуса по Евангелисту Луке:
1. Смерть Иисуса была необходима, поскольку так задумал Бог, она – элемент Замысла Божия.
2. Смерть Иисуса ведет к Его Прославлению, ибо Прославление после Смерти мы находим и у Исаии, в пророчестве о Страдающем Рабе: На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством… Посему Я дам Ему часть между великими… (Ис. 53, 11-12).
3. Крестная Смерть, по таинственному Замыслу Божию, явилась средством оправдания многих: оправдает многих и грехи их на Себе понесет… Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем(Ис. 53, 11-12).
4. Лука имеет особое понимание того, что такое путь Спасения.
Для Луки это путь верности Богу.
Иисус, по Евангелию от Луки, также хранил верность и доверие Отцу.
И Крестная Смерть явилась для Него не поражением, но торжеством, путем к Славе. Вот так и все христиане должны смиренно ежедневно (!) брать крест свой и следовать за Иисусом с верностью и доверием Богу.
Лука приводит немало высказываний Иисуса о важности верности и доверия христиан Богу:
Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им (Лк. 12, 37).
Всякий ученик Христа, если будет стремиться стать таким же, как Иисус, – будет прославлен и спасен для Вечной Жизни.
5. Наконец, интересно, что Лука разрабатывает (немного по-другому, чем Ап. Павел), учение о том, что Иисус пришел для спасения не только евреев, но и всех людей земли.
Только Лука подметил, что Раб Господень у Исаии несет Спасение не только евреям, но и язычникам:
И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли (Ис. 49, 6).
То есть, по евангелисту Луке, Страдания и Смерть Иисуса – способ Спасения для людей всего мира.
Иоанн
Какое значение имеет Смерть Иисуса у Иоанна?
1. Как и Лука, Иоанн большое значение придает Смерти Иисуса как пути к Прославлению.
Можно даже сказать, что Евангелист Иоанн Крестную Смерть понимает в первую очередь как способ Прославления.
В чем логика этой связки: Смерть – Прославление?
В том, что Иисус есть Тот, Кто сошел с Небес, чтобы спасти нас и опять подняться на Небеса.
Вновь и вновь Иоанн возвращается к этой теме, приводя разные высказывания Иисуса об этом:
- Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах ( Ин. 3, 13 );
- Приходящий с небес есть выше всех ( Ин. 3, 31 );
- Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира ( Ин. 8, 23 ).
Рассказывая о вступлении Иисуса на Крестный путь, Иоанн подряд дважды повторяет, что путь Иисуса – есть путь от мира сего на Небеса:
- Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу… Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит ( Ин. 13, 1-3 ).
Не было бы Распятия – не было бы торжественного ухода на Небеса, в Царство Бога Отца.
2. Иоанн понимает Страдания и Смерть Христа как Жертву Агнца (такое именование Христа встречается только в Евангелии от Иоанна).
При внимательном чтении Евангелия от Иоанна становится очевидно, что Иоанн связывает Смерть Иисуса с иудейской Пасхой.
Иоанн все время подчеркивает эти параллели:
- Распятие совпадает по времени с пасхальным жертвоприношением – Тогда была пятница перед Пасхою (Ин. 19, 14);
- Распятому предлагается уксус и иссоп, что является параллелью к рассказу о установлении ветхозаветной Пасхи (см. Исх. 12, 22);
- кровь, истекшая из пронзенного бока Иисуса, тоже намекает на установление Пасхи (см. Исх. 12, 23);
- воины не перебили Иисусу голени – да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится (Ин. 19, 36), что тоже имеет отношение не к чему иному, как к пасхальному агнцу: см. Исх. 12, 46; Числ. 9, 12.
Таким образом, несомненно, что Иисус для Ап. Иоанна – не только агнец из Исаии, но и иудейский пасхальный агнец.
А что это был за агнец? Каков его смысл?
Пасхальный агнец – это агнец, которого приносили в жертву в иудейских пасхальных торжествах и который напоминал о истории, произошедшей во время установления ветхозаветной Пасхи.
Агнец в пасхальном обряде символизировал:
а) жертву;
б) подкрепление пищей в перспективе далекого пути и
в) источник крови, которою бы нанесли охранный знак на косяк и притолоку.
И вот Евангелист Иоанн настойчиво проводит параллель между Иисусом и этим пасхальным иудейским агнцем.
Иисус, таким образом, по мысли Иоанна, – это:
а) Жертва;
б) пища жизни, которой мы подкрепляемся в нашем христианском странствии, и
в) источник спасения от погибели.