ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «ЗЕБРЕНОК и СВЕТОФОРЫЧ»




ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПДД

«Зебренок и Светофорыч»

 

 

Рассчитана на обучающихся: 4-5 лет

Срок реализации: 5 месяцев

Год разработки: 2021

Старший воспитатель: Слободян Татьяна Николаевна

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ«ЗЕБРЕНОК и СВЕТОФОРЫЧ»

Разработчик Программы Старший воспитатель МАДОУ № 34 «Золотой ключик» Слободян Т. Н.
Наименование программы Программа по реализации дополнительных образовательных услуг по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Зебренок и Светофорыч».
Особенности модели Программы Интеграция игровых, здоровьесберегающих, информационно-коммуникационных, личностно-ориентированных технологий.
Цель и задачи Программы Цель. Формирование у обучающихся, как участников дорожного движения, навыков безопасного поведения на улицах, дорогах; у родителей воспитанников чувства ответственности за жизнь и здоровье детей. Задачи. Образовательные: - сформировать у обучающихся среднего дошкольного возраста знания о культуре поведения на дороге; - продолжать знакомить с различными видами транспорта, с особенностями их внешнего вида и назначения; - продолжать знакомить с понятиями улица, проезжая часть, тротуар; - помочь обучающимся освоить практические навыки поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих упражнений, занятий, игр, досугов. Воспитательные: - воспитать ответственность за безопасность своей жизни и жизни других людей; - воспитать потребность в соблюдении правил дорожного движения. Развивающие: - развить мотивацию к безопасному поведению; - развивать умение ориентироваться на участке детского сада и прилегающей к детскому саду местности.
Нормативно-правовое обеспечение для разработки программы Программа «Зебренок и Светофорыч» отвечает актуальным запросам времени. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации", нормативными документами, регламентирующими деятельность по профилактике, предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и ООП МАДОУ № 34 «Золотой ключик». Федеральные акты: - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". - Концепция федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах" от 27 октября 2012 г. № 1995-р. - Федеральный закон о безопасности дорожного движения. Принят Государственной Думой Письмо Минобрнауки № ИК 174/06 и ДОБДД от 16.03.2009г. №13/8-50. «О взаимодействии по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма» 15 ноября 1995 года. - Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.11.2020 г. № 35 "О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 г. № 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)" Региональные акты: - положение о проведении областных предупредительно-профилактических мероприятий согласно плану. Муниципальные акты: - положение о проведении территориальных предупредительно-профилактических мероприятий согласно плану.  
Программно-методическое обеспечение - Программа «Зебренок и Светофорыч». - Методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения «Азбука дорожного движения» А. Б. Баряевой, В. Л. Жевнерова, Е. В. Загребаевой; Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р.В. Стёркиной «Безопасность» Санкт - Петербург «Детство-Пресс» 2002г. - Парциальная образовательная программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения Т. И. Данилова, Санкт - Петербург «Детство-Пресс» 2009г. - Методическая и детская художественная литература для тематических выставок книг «Изучайте правила дорожного движения» для обзора новинок литературы с детьми и родителями - Книги про Зебренка
Сроки реализации Программы Программа рассчитана на 5 месяцев. Работа охватывает период с января по май. Программа рассчитана на 18 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю по 15-20 минут. Количество детей – до 25 человек.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Обучающийся, умеющий ориентироваться на участке детского сада и прилегающей к детскому саду местности; имеющий представление о понятиях: пешеход, пассажир, улица, дорога, светофор; владеющий культурой поведения на дороге
Основные аспекты системы работы по изучению ПДД Ребенок – пешеход.  

 

 

I. Пояснительная записка.

Направленность программы «Зебренок и Светофорыч»:

- по содержанию - социально-педагогическая (создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта);

- по функциональному предназначению – учебно-познавательная;

- по форме организации – кружковая.

Программа разработана с учетом ООП ДОО МАДОУ и методических рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения «Азбука дорожного движения» А. Б. Баряевой, В. Л. Жевнерова, Е. В. Загребаевой, Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. В. Стёркиной, парциальной образовательной программы «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения Т. И. Данилова, Санкт - Петербург «Детство-Пресс» 2009г.

 

Новизна Программы:

- заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса участие детей и их родителей в решении проблемы;

- в интеграции решения задач в ходе освоения образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие.

Актуальность. Программа по реализации дополнительных образовательных услуг «Зебренок и Светофорыч», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.

Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников Правилам дорожного движения направляет работу педагога на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Опасные ситуации, связанные с транспортными средствами, возникают и во дворах, внутри микрорайонов, где дети играют, на улицах, а так же во время передвижения детей в самих транспортных средствах. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения. Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно–транспортных происшествий с участием детей.

Актуальность проблемы связана ещё и с тем, что дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Дети по своим физиологическим особенностям не могут самостоятельно определить всю меру опасности. У них отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Нужно формировать у детей навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представления наиболее типичных, часто встречающих ситуациях.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что для дошкольников о правилах дорожного движения, дорожных знаках и прочих тонкостях, мероприятия целесообразно проводить в различных формах. Причём большая часть из них должна быть иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой. Ведь в органике ребёнка уже от природы заложена игра, у детей очень хорошо развито воображение, и именно только яркие моменты оставляют в сознании детей нужный пласт знаний, так необходимых ему. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, рассказанные не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре. А также детям очень близки подвижные формы игр, и тут, в буквальном смысле, палочкой - выручалочкой могут стать эстафеты, посвящённые безопасности движения. Здесь ребёнок не только хорошо запомнит и усвоит ПДД, но и поймёт, где и когда можно безопасно и весело играть, к тому же здесь имеют место физическое воспитание и разрядка детей.

Важным в обучении дошкольников навыкам безопасного общения со сложным миром пешехода и пассажира являются совместные усилия воспитателей и родителей. С этой целью в перспективный план Программы «Зебренок и Светофорыч» включены различные формы взаимодействия с родителями: консультации, совместные выставки и т.д.

Формы и режим занятий:

В специально организованной деятельности с детьми:

беседы: комплексная беседа, беседа с использованием иллюстраций конкретной опасной ситуации, нравственные беседы;

разучивание стихов, песен, загадок;

развлечения, праздники, досуги;

изо деятельность;

игры: дидактические, настольные.

В совместной деятельности с детьми:

рассматривание иллюстраций;

чтение художественной литературы;

беседы, рассказы из личного опыта, викторины;

изготовление знаков, атрибутов;

выставки рисунков;

решение проблемных ситуаций;

праздники, развлечения, досуги;

игры с макетом улицы, схемами и планами;

решение логических задач;

ИЗО деятельность.

При организации самостоятельной деятельности детей:

дидактические игры;

подвижные игры;

сюжетно-ролевые игры;

настольно-печатные игры;

рассматривание книг, иллюстраций, тематических альбомов;

самостоятельная игровая деятельность.

• Общее количество часов – 18

• Количество часов в неделю – 1 час

• Периодичность занятий - 1 раз в неделю по 15-20 минут

Цель:

- формирование у обучающихся, как участников дорожного движения, устойчивых навыков безопасного поведения на улицах, дорогах;

Задачи.

Образовательные:

- сформировать у обучающихся среднего дошкольного возраста знания о культуре поведения на дороге;

- продолжать знакомить с различными видами транспорта, с особенностями их внешнего вида и назначения;

- продолжать знакомить с понятиями улица, проезжая часть, тротуар;

- помочь обучающимся освоить практические навыки поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих упражнений, занятий, игр, досугов.

Воспитательные:

- воспитать ответственность за безопасность своей жизни и жизни других людей;

- воспитать потребность в соблюдении правил дорожного движения.

Развивающие:

- развить мотивацию к безопасному поведению;

- развивать умение ориентироваться на участке детского сада и прилегающей к детскому саду местности.

Практическая ценность: представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов.

Принципы обучения.

Процесс формирования навыков безопасного поведения ребенка на улицах города строится с учётом общедидактических принципов обучения:

Принцип систематичности и последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.

Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.

Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.

Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Принцип наглядности.

Принцип доступности обучения.

Принцип индивидуализации обучения.

Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.

Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда» учитывает закономерности: чем меньше возраст ребенка, тем легче сформировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия – дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие опасности могут подстерегать их на улицах и дорогах, если они не будут соблюдать правила дорожного движения.

Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, так как неправильные действия опасны для жизни и здоровья всех окружающих.

Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного право послушного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение и замечают нарушения правил дорожного движения сверстниками и взрослыми. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.

Технологии обучения.

Личностно – ориентированная ставит в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.

Игровая - подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальных норм.

Проблемного обучения - организация занятий, предполагающая создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего происходит овладение навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Ситуационного обучения заключается в систематизации и анализе типичных дорожно- транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП, приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадание ребенка в ДТП.

Интегрированного подхода в воспитании навыков безопасного поведения – совокупность деятельностей и их методов, направленных на эффективный процесс организации познавательной деятельности, создающих условия для формирования безопасного поведения.

Формы и методы проведения образовательной деятельности (в том числе и НОД) по изучению правил дорожного движения.

Программа предполагает систематическую и разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме.

Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск позволяют: ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Работа в ходе реализации программы специально организованна.

К рассказу педагог обращается, когда нужно сообщить воспитанникам новые знания, факты, события, т.е. то, что они не могут наблюдать непосредственно. Содержание рассказа должно опираться на имеющийся личный опыт детей, который педагог расширяет и обогащает новыми элементами. В рассказе используются логические приемы сравнения, сопоставления, обобщения. Рассказ, как правило, сопровождается показом иллюстраций, рисунков в учебной книжке-тетради, записью новых слов, понятий, определений.

Рассказ-объяснение необходимо применять, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить зависимость между изучаемым объектом и явлениями в дорожной среде (например, между переходом дороги и зеленым сигналом светофора и т.д.). В рассказе-объяснении педагог постоянно дает установку на необходимость больше видеть вокруг, быть внимательными и осторожными.

Игра.

Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом - способ выполнения.

Тематические игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасно вести себя на улицах и дорогах. Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми.

Тренировочные упражнения имеют целью повторить усвоенные действия для поддержания уже сформировавшихся умений и навыков.

Ролевая игра. Она всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий.

В старшей группе в игру вводятся моделирование дорожных ситуаций для самостоятельного поиска выхода из опасных ситуаций, анализа и оценки ошибочных, неправильных и, наоборот, правильных и безопасных действий.

Чтение художественной литературы.

Продуктивные виды деятельности.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Обучающийся, умеющий ориентироваться на участке детского сада и прилегающей к детскому саду местности; имеющий представление о понятиях: пешеход, пассажир, улица, дорога, светофор; владеющий культурой поведения на дороге.

Способы проверки результатов освоения программы: диагностика, развлечение «Веселые правила движения».

Учебно-тематический план

Тема Всего часов Теорет-е занятия Прак-е занятия
  диагностика      
  «Познакомьтесь, Зебренок + чтение «Письмо Деду Морозу».      
  «Знакомство с уголком ПДД».      
4-5 «Познакомим Зебренка с нашим детским садом (участок, улица, на которой стоит д/с)».      
6-7 «Уроки Светофорыча».      
  «Нам на улице не страшно» (с/р игра).      
  «Профессия водитель».      
10-11 «Машины на нашей улице».      
  Чтение художественных произведений.      
13-14 Практические игры по правилам ДД.      
  диагностика      
  Развлечение «Веселые правила движения».      

Содержание курса

1. Диагностическое занятие

2. Чтение книги «Письмо Деду Морозу». (смотрим (в разделе файлы) комиксы по ПДД) Беседа по прочитанному.

3. Зебренок знакомит детей с уголком ПДД, функциями.

4. «Познакомим Зебренка с нашим детским садом». Чтение стихотворения «Законы улиц и дорог» (И. Серяков). Видео путешествие по территории детского сада, улице Полярной (Южной).

5. «Познакомим Зебренка с нашим детским садом». Рассматривание картины «Улица города». Уточнить представления детей об улице (на улице есть широкие и узкие дорожки), по широкой дороге, которая называется проезжая часть, ездит транспорт, а по узкой дороге (тротуар) ходят люди; закреплять знания о видах транспорта, знакомить с правилами поведения на улице о светофоре и значении его цветов. Дидактическая игра: «Знакомство с улицей города». Закрепить у детей знания о том, что на улице есть тротуары, по которым ходят люди, и, дороги, по которым движется транспорт. Практическое упражнение: «Правила поведения на тротуаре и передвижение по дороге".

6. «Уроки Светофорыча». (мы пешеходы). Дидактическая игра «Пешеход». Знакомить детей с понятием «Пешеход». Чтение стихотворения В. Головко «Правила движения». «Пешеходный переход». Учить находить пешеходный переход; познакомить с правилами перехода проезжей части по пешеходному переходу, воспитывать внимательное отношение к переходу улицы.

7. «Уроки Светофорыча». Просмотр мультфильма https://www.youtube.com/watch?v=Hhmz7LFrHE8. Беседа «Найди пешеходов-нарушителей». Дети рассматривают плакаты (например, «Нарушения правил дорожного движения»). Педагог задает им вопросы: «О чем забыли герои? Кто является нарушителем? Почему?»

8. С/р игра «Нам на улице не страшно». Путешествие на автобусе с заданиями.

9. Знакомить детей с профессией водителя, показать ее общественную значимость.. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать внимание и уважение к взрослым.

10-11. Закреплять знания о грузовом, пассажирском, легковом транспорте и машинах специального назначения. Развивать мышление, память. Загадки о транспорте. Сравнение автобуса и троллейбуса. Дидактическая игра «Чего не стало?», «Без чего машина не бывает?». Дидактическая игра: «Как транспорт людям помогает». Цель: знакомить детей с видами специализированных машин (снегоуборочная машина, скорая, пожарная); формировать у детей представления о том, как машины людям помогают, закрепить с детьми знания о правилах передвижения на дороге для пешехода и для шофера. Чтение художественных произведений: Я. Пишумов «Машины». Через художественные произведения уточнять представления детей о работе милиционера, о жизни улицы.

12. Чтение произведений. М. Дружиной «Умный светофор». Побуждать детей к активному участию в пересказе произведения. В. Берестов «Это еду я бегом». С. Михалков «Если свет зажегся красный». С. Яковлев «Нужно слушаться без спора», С. Маршак «Мяч», Б. Житков «Что я видел», «Светофор», «Какое такси». Через художественные произведения уточнять представления детей о жизни улицы.

13-14. Дидактическая игра «Зеленый огонек», «Берегись автомобиля». Цель: расширять знание детей о названиях улиц. Расширять представления о правилах поведения на улице. Д/и «Виды транспорта», «Собери картинку». «Слушай команду». Дети двигаются согласно командам педагога: руль поворачивается; стекло автомобиля поднимается и опускается; щетки-дворники движутся вправо-влево и т. п. «Где мы были, мы не скажем, на чём ехали, покажем» (малой подвижности).

15. Диагностика.

16. Развлечение «Веселые правила движения». Формировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения ПДД. Уточнить представления о сигналах светофора, закрепить знания правил перехода проезжей части. Дать элементарные знания о правилах поведения на улице. Закрепить умения применять полученные знания на занятиях.

- «Вопрос-ответ», детям - участникам предлагаю отгадать загадки по дорожной тематике.

- «Весёлый мяч». Тот, кому в руки дадут мяч, должен будет назвать одно из правил поведения пешехода на улице.

- Песня «По улице». Из модулей строят улицу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-08-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: