Самостоятельная изобразительная деятельность детей




Консультация для воспитателей

«Организация самостоятельной изобразительной

Деятельности детей»

Самостоятельная изобразительная деятельность - это такая практика детей, которая возникает по их инициативе, мо­тивируется их художественными запросами, интересами, их стремлением выразить свои жизненные впечатления, свою потребность в художественных переживаниях, и протекает без ви­димого руководства взрослого.

Основные педагогические условия, способст­вующие развитию самостоятельной изобразительной дея­тельности, следующие:

· целенаправленное обучение на занятиях изобразитель­ной деятельности, рассматривание репродукций картин, беседы;

· обогащение детей жизненными впечатлениями, создание зон по изобразительной деятельности в помещениях групп;

· тесный контакт воспитателей и родителей в становлении и развитии творческих наклонностей ребенка в детском саду и дома.

Руководство самостоятельной изобразительной деятельно­стью детей основано, главным образом, на использовании кос­венных методов, важнейшими из которых являются:

· творческие задания, способствующие развитию детских замыслов (например: «Придумай и нарисуй декоративный узор для ткани»);

· поисковые ситуации, побуждающие детей к творчеству и самостоятельным действиям (например: «Подумай, как нари­совать дремучий лес»);

· приемы, направленные на самообучение детей (напри­мер: «Научись рисовать котенка, а потом научишь Лену рисо­вать его» и т. п.);

· анализ детьми самостоятельной деятельности.

Основная задача воспитателей - содействовать развитию инициативы, выдумки, проявлению художественных наклонностей, интересов, вкусов детей.

Все материалы, используемые для изобразительной деятель­ности, вносятся в зону по мере прохождения программы, посто­янно обновляются, варьируются.

Оборудование зоны по изобразительной деятель­ности.

Средняя группа

1. Листы бумаги разного размера.

2. Цветные карандаши (12 цветов) - 4-5 коробок.

3. Пластилин - 3-4 набора.

4. Доски для лепки - 3-5 штук.

5. Коробка с природным материалом.

Краски и глина не предлагаются детям, так как работа с ни­ми сложна, требует постоянного контроля со стороны воспита­теля.

 

Старшая и подготовительная группы

Материалы для рисования:

1. Мольберт или стол

2. Листы бумаги разного цвета, величины и формы.

3. Цветные карандаши - 2-3 коробки (24 цвета).

4. Краски акварельные - 2-3 набора.

5. Краски гуашь- 1 набор.

6. Кисти щетинные - 2-3 штуки.

7. Кисти беличьи или пони - № 2, 3, 5, 6, 8 - 5 штук.

8. Цветные восковые мелки - 1 набор.

9. Сангина - 1 набор.

10. Угольный карандаш - 1 коробка.

11. Пастель - 1 набор.

12. Палитры - 3-4 штуки.

13. Доска для рисования мелом.

14. Салфетки для высушивания кисточек.

15. Банки для воды - 2-3 штуки.

Материалы для лепки:

1. Пластилин - 2-3 набора (12 цветов).

2. Стеки - 2-3 штуки.

3. Доски - 2-3 штуки.

4. Коробка с природным материалом.

Материал для аппликации:

1. Ножницы с тупыми концами 4-5 штук.

2. Клей 1-2 флакона (можно клеящий карандаш).

3. Глянцевая бумага (нарезанная) 1-2 набора.

4. Листы цветной бумаги большие и маленькие.

5. Кисточки для клея 2-3 штуки.

6. Салфетки для придерживания.

7. Клеенки для намазывания бумаги клеем.

В зону по изобразительной деятельности периодически вно­сят репродукции картин, произведения декоративно-приклад­ного искусства (наборы художественных открыток, альбомы, изделия из стекла, керамики, дерева и т. д.).

Организуются просмотры диафильмов, кинофильмов. В зоне определяется место пособиям, с которыми дети будут действо­вать самостоятельно.

Самостоятельная изобразительная деятельность детей

Начальные художественные проявления детей облечены в доступные для них формы выражения - детский рисунок, лепка, первые вырезки и игры с мозаикой. Воспитателю следует учи­тывать то, что становление самостоятельной изобразительной деятельности происходит в том случае, когда у ребенка нако­пился запас эстетических впечатлений и практический опыт ри­сования, лепки, аппликации. Одним из мотивов ее возникнове­ния является желание ребенка нарисовать, слепить или сделать игрушки для определенного лица (в подарок маме, товарищу) или группы лиц (например, для детей младшей группы).

Хорошо если во время работы ребенок комбинирует не­сколько видов работ. Например, делая игрушку для елки, он со­четает конструирование с рисованием или аппликацией.

Рисунки, лепка, аппликация, выполняемые детьми в свобод­ное время, не обязательно используются в играх. Самостоятель­ная изобразительная деятельность дошкольников проходит большей частью в помещении. Однако воспитатель должен за­ботиться о том, чтобы такая деятельность развертывалась и на свежем воздухе. Это может быть выкладывание узоров из ли­стьев на земле, выкладывание мозаики из керамической плитки, рисование на асфальте цветными мелками, лепка из глины, вы­кладывание изображений из шишек, камешков на песке (сол­нышко, животные, люди), изготовление изделий из папье-маше, плетение из соломки, поделки из сучьев и веток растений, зи­мой - создание поделок из снега с использованием цветного льда для украшения.

Методы педагогического руководства зависят от этапов становления детского творчества.

На I этапе воспитатель учит детей ориентироваться в са­мостоятельных направлениях. В этом случае он направляющими вопросами помогает детям понять цель работы и варианты ее исполнения (Что ты задумал? Как будешь делать? Что хочешь изменить? Что нравится?).

На II этапе воспитатель учит детей более полно осмысли­вать творческий характер деятельности. Методы руководства несколько меняются. Здесь уместна совместная деятельность воспитателя и детей, их «сотворчество». Тему работы предлага­ет воспитатель или задумывает ее совместно с детьми. Обсуж­дают нужные изобразительные материалы, которые помогут бо­лее полно выразить задуманное. Одновременно обсуждают, что следует изобразить, где разместить, какой цвет использовать и т. д. Направляющими вопросами воспитатель помогает детям ос­мыслить связь замыслов и выразительных средств, последова­тельность выполнения работы.

На III этапе дети могут полностью проявить свои умения и навыки. Воспитатель может использовать деятельность для ин­дивидуального подхода к ребенку, которого решили приобщить к художественной деятельности, предложить что-нибудь нари­совать, вылепить для игры (предложить, но не настаивать). Пла­нируя изобразительную деятельность, воспитатель должен учи­тывать разнообразие видов изобразительной деятельности, ко­торые дети предпочитают вне занятий, по возможности дозировать нагрузку, предупреждая переутомление дошкольников. Он может предложить выполнить не всю работу, а какую-то ее часть, завершить начатое на следующий день. При таком руко­водстве у детей создается заинтересованность любимым делом, возникает желание его продолжить.

Время от времени воспитатель предлагает рассмотреть рабо­ты, выполненные в свободное время, вместе отобрать удачные, более выразительные и вместе сделать выставку.

Следовательно, заботясь о становлении самостоятельной изобразительной деятельности детей вне занятий, воспитатель использует самые разнообразные средства и косвенные методы руководства. Выполнение всех педагогических условий органи­зации самостоятельной художественной деятельности детей, правильное использование воспитателем методов руководства, несомненно, окажут положительное влияние на становление ху­дожественных интересов и способностей дошкольников.

 

Подготовила воспитатель по изодеятельности Ибрагимова И.Х.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: