Основы устройства трюмных и балластных систем и требования к ним




Назначение и состав

Трюмные системы предназначены для удаления за борт воды, скапливающейся в трюмах, и из затопленных отсеков. В группу трюмных систем входят осушительная, водоотливная и перепу­скная.

Балластные системы предназначены для перемещения водя­ного балласта с целью изменения осадки, крена и дифферента судна. В группу балластных систем входят балластная, креновая, дифферентная и система замещения израсходованного топлива. Во время плавания судна в его корпусе постоянно скапли­вается вода, называемая трюмной. Она появляется в результате протечек через соединения трубопроводов, поступления за­бортной воды через дейдвудные подшипники гребного вала, по­падания брызг волн через люки и вентиляционные отверстия, а также вследствие конденсации влаги воздуха на поверхности корпуса судна, механизмов и трубопроводов. Скапливание трюмной воды в машинных и насосных отделениях приводит к нарушению нормальных условий обслуживания главных ма­шин и механизмов. В грузовых отсеках эта вода вызывает порчу груза, оборудования и покрытий корпуса судна. Для периоди­ческого удаления воды из трюмов судна служит осушительная система. В тех помещениях, которые невозможно или не­удобно оборудовать осушительной системой (радиорубки, пог­реба, станции пожаротушения и др.), применяют спускные тру­бы, по которым вода отводится в нижерасположенные отсеки, обслуживаемые осушительной системой.

При повреждении корпуса судна через пробоину может про­изойти затопление отсека. Для откачивания воды из затоплен­ного отсека служит водоотливная система, снабженная насоса­ми большой производительности. Однако аварийный водоотлив возможен только в том случае, если предварительно на пробои­ну будет наложен специальный пластырь. В отличие от осуши­тельной системы, предусматривающейся по Правилам Регист­ра на любом судне, самостоятельная водоотливная система при­меняется обязательно только на морских пассажирских судах. Аварийный водоотлив на малых судах (катерах, буксирах и т. п.) осуществляется осушительной системой, а на транспорт­ных судах – с помощью балластной системы. Из МКО морских судов аварийный водоотлив также производится охлаждающи­ми насосами главных двигателей, производительность которых должна быть достаточной для этого.

Креновая и дифферентная системы предназначены соответ­ственно для устранения крена и дифферента судна, а в неко­торых случаях, наоборот, для искусственного их создания. Это осуществляется перекачиванием водяного балласта из специ­альных цистерн. Креновая и дифферентная системы предусмат­риваются обязательно на ледоколах, буксирах и большинстве типов судов. На ледоколах данные системы имеют специ­альное назначение. Так, креновая система служит для предотв­ращения вмерзания корпуса ледокола при его дрейфе в ле­дяном поле. В этом случае с помощью системы создается бортовая качка ледокола с определенной амплитудой. Ввиду продолжительности режима раскачивания управление кренованием обычно автоматизируют. Дифферентную систему исполь­зуют при прохождении ледоколом тяжелых ледовых полей. Для этого вначале ледоколу создают дифферент на корму путем при­ема балласта в кормовую цистерну, а после того как форштевень поднимется на кромку льда, балласт перекачивают из кормо­вой цистерны в носовую, обеспечивая тем самым проламывание льда.

Малая осадка порожнего или недогруженного судна отри­цательно сказывается на его остойчивости и мореходности (увеличивается качка на волне, оголяются лопасти гребного винта), что приводит к потере скорости хода. Для устранения этого на грузовых, пассажирских и промысловых судах приме­няют балластные системы, которые поддерживают требуемую осадку облегченного судна путем приема забортной воды в спе­циальные цистерны. Если на судне имеется балластная систе­ма, то она обычно выполняет функции креповой и дифферентной систем.

Как правило, на всех морских танкерах имеется отдельная балластная система в МКО, ахтерпике и форпике. Балласти­ровку грузовых танков обычно производят посредством грузо­вой системы танкера.

Разновидностью балластной системы является система за­мещения израсходованного топлива, предназначенная для под­держания нормальной осадки путем заполнения освободив­шихся объемов в топливных цистернах забортной водой.

Основы устройства трюмных и балластных систем и требования к ним

В трюмных и балластных системах вода перемещается в основ­ном с помощью насосов и только в отдельных случаях самоте­ком. Водяной балласт, используемый в системах, находится в специальных цистернах, размещаемых в корпусе судна и имеющих воздушные и измерительные трубы. Посредством воз­душной трубы цистерна сообщается с окружающей средой. Че­рез нее выпускается воздух при заполнении цистерны водой и, наоборот, входит воздух при опорожнении цистерны. Верхний конец воздушной трубы во избежание засорения загнут на 180° и в нем устроена воздушная головка с поплавковым кла­паном (резиновым шариком), предотвращающим попадание в цистерну забортной воды. Воздушные трубы выводят на па­лубу. Измерительная труба (рис. 40) с помещенной в ней рей­кой 5 с делениями (футштоком) является простейшим и надежным устройством для контроля уровня воды в цистернах и трю­мах. Измерительные трубы выводят на палубу или настил двойного дна. Сверху трубу закрывают завинчивающейся втул­кой 1. Рейка 5, соединенная цепью 4 с втулкой 1, достигает днища цистерны. Уровень воды в цистерне определяется по смоченной поверхности рейки (для этого втулку вывертывают и приподнимают вверх вместе с рейкой). Часто воздушные тру­бы совмещают с измерительными. В этом случае на верхнем загнутом конце трубы устанавливают съемную пробку для опу­скания футштока. Ввиду трудоемкости производства замеров с помощью измерительных труб на новых судах одновременно с ними применяют дистанционные уровнемеры или датчики уровня, показывающие приборы которых выведены в пост уп­равления.

Трюмные и балластные системы сообщаются с забортным пространством через специальные отверстия в корпусе судна, защищенные решеткой, которая препятствует попаданию в тру­бопровод различных предметов, льда и рыб. Насосы систем сое­динены с забортными отверстиями трубопроводами, которые в зависимости от их назначения называют приемными, отлив­ными или приемно-отливными. Около забортного отверстия де­лают выгородку, на которой устанавливают кингстон. Такие вы­городки называют кингстонными ящиками (рис. 41). По тру­бе 4 из верхней части кингстонного ящика 5 отводится скапли­вающийся воздух. К решетке 7 по трубе 8 подводится пар или сжатый воздух, которые выпускаются через перфорированную трубу 5. Для предотвращения обмерзания решетка обогревает­ся паром, а в случае засорения отверстий продувается возду­хом. На отливном трубопроводе перед кингстоном устанавлива­ют невозвратно-запорный клапан 10, предотвращающий попада­ние забортной воды в систему. Управление трюмными и бал­ластными системами осуществляется вручную, дистанционно или автоматически. Трубопроводы трюмных и балластных си­стем изготовляют в основном из оцинкованных или бакелизованных стальных труб и только в отдельных случаях приме­няют медные трубы. Воздушные и измерительные трубы обыч­но выполняют стальными. На трубопроводах устанавливают стальную, бронзовую или латунную арматуру.

Основные требования, предъявляемые к трюмным и бал­ластным системам:

1. Осушительная система должна обеспечивать удаление трюмной воды из любого отсека при допустимых крене и диф­ференте судна.

2. В каждый осушаемый отсек должно быть введено не ме­нее двух приемных отростков, расположенных на разных бор­тах.

3. На каждом самоходном судне должно быть не менее двух осушительных насосов с механическим приводом, В качестве одного из них может быть использован насос балластный, са­нитарный или обслуживающий главный двигатель.

4. Системы должны быть устроены так, чтобы исключалась возможность поступления забортной воды по их трубопроводам внутрь судна, а также перетекание воды из одного отсека в дру­гой. Для этого на них следует устанавливать невозвратные кла­паны.

5. Количество водоотливных насосов следует принимать в зависимости от водоизмещения и типа судна. В качестве од­ного из водоотливных насосов допускается использование бал­ластного или дифферентного насоса.

6. Водяные трубопроводы, как правило, не должны прохо­дить через балластные и топливные цистерны.

7. Креповая система должна обеспечивать перекачивание воды при крене до 30°, а дифферентная – при дифференте до 15°.

8. На ледоколах время перекачивания балласта с одного борта на другой должно быть не более 3 мин, а изменение диф­ферента – не более 5 мин.

9. Время заполнения всех балластных цистерн судна не должно превышать 6 ч.

10. Внутренние диаметры трубопроводов следует опреде­лять гидравлическим расчетом. При этом независимо от полу­ченного расчетом значения диаметр приемного отростка следу­ет принимать не менее DУ 40.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: