Существенные свойства истинной Церкви Христовой




Оглашение

Катехизис

Православно – догматическое и нравственное Богословие

Урок 1-й

Мировые религии

Термин "религия" происходит от латинского religare — связывать, либо religio — Богопочитание. Таким образом, религия — это связь человека с Богом, мира материального и идеального, профанного (светского, мирского) и сакрального (священного). То есть религия основывается на вере в мир духовный (нематериальный), Божественную сферу, сверхъестественные силы и возможность соединения человека с этим миром.

Христианство

Одна из крупнейших мировых религий (насчитывает около 2,3 млрд. приверженцев по всей планете). В ее основе лежит жизнь и учение Исуса Христа. Наиболее популярные течения в христианстве на данный момент:

—православие;

—католицизм;

—протестантизм.

Христианство строится на нескольких догматах (положениях вероучения):

—вера в воскресение Христа и всеобщее воскресение людей;

—единство Всевышнего в трех лицах (Отец, Сын, Святой Дух);

—воплощение Божьего Сына в представителя человеческого рода с целью избавить человеческий род от грехов.

Ислам

Вторая по численности приверженцев религия после христианства (более 1,8 млрд человек). Основателем ислама считается Мухаммед — человек незнатного происхождения из Мекки, которому было даровано божественное откровение. Последователи считают его пророком.

Выделяют две основные ветви в мусульманской религии:

—суннизм;

—шиизм.

Исламское вероучение основано на шести положениях (столпах):

—вера в Единого Бога;

—вера в Божьих пророков;

—вера в священные писания, раскрытые пророкам;

—вера в ангелов;

—вера в Судный день и будущую жизнь;

—вера в судьбу и предопределение.

Буддизм

Религия, возникшая на северо-востоке Индии и названная в честь своего основателя Будды (Будда Шакьямуни), прежнее имя которого Сиддхартха Гаутама. По преданию, он рос в богатой семье, не зная многих бед, и однажды, уже, будучи взрослым, вышел за пределы своего дворца. Увидев, сколько страданий испытывают люди, он решил скитаться вплоть до самоотречения. В течение жизни он искал истину, изучал различные техники самопознания и, в конце концов, стал проповедником, именуемым Буддой (просветленным).

Основные понятия буддийской религии:

—сансара — перерождения и перевоплощения человека в другом теле;

—карма — понимание связи плохих и хороших поступков, которые имеют свое отражение в будущем;

—нирвана — освобождение от страданий путем духовного роста и медитаций.

Религию Будды исповедуют свыше 520 млн. человек по всему миру.

Иудаизм

Иудейская религия — это, прежде всего, религия еврейского народа, потому она по праву считается национальным вероисповеданием. Название религии пошло от наименования племени Иуды. Сегодня иудаизм, который исповедуют примерно 14 млн человек, состоит из трех основных направлений:

—ортодоксальное (классическая форма вероисповедания);

—реформистское (полностью отказывается от ритуалов, но сохраняет предписания);

—консервативное (отказывается от части ритуалов).

Главные заповеди иудаизма:

—Бог — один и он реален;

—Бог есть дух — он существо абсолютное;

—Бог — творец всего сущего, это сила, которая действует постоянно и везде, правит всем миром.

Контрольные вопросы:

1.Что означает термин: религия?

2.Какие основные религии мира?

3.На какие течения делится христианство?

Задание: найти ответ на вопрос: почему человеку свойственно верить во что-то или в кого-то?

 

Урок 2-й

Существенные свойства истинной Церкви Христовой

Существенные свойства того или иного предмета — это те свойства, без которых предмет перестает быть самим собой. Существенные свойства Церкви — это те свойства, без которых Церковь не могла бы быть Церковью. Никео-Цареградский Символ веры перечисляет четыре таких свойства: «верую во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь». Именно эти четыре свойства определяют существо Церкви со стороны ее свойств и признаков, отличающих истинную Церковь, как от всех прочих человеческих сообществ, так и от неправославных Церквей.

Конечно, можно говорить и о других свойствах Церкви, но они, даже если действительно Церкви принадлежат, являются производными от этих четырех.

1) Внутреннее единство имеет и внешние проявления:

а) единство православной веры, исповедание Символа веры;

б) единство таинств и Богослужений,

в) единство иерархического преемства епископата;

г) единство церковного устройства, единство церковных канонов.

2) Святость — одно из свойств Божеского естества. Когда речь идет о святости тварных вещей, то под ней понимают причастность святости Божией. По отношению к тварным существам это свойство означает свободу от зла и греха вплоть до невозможности согрешить, с одной стороны, и причастность к полноте нравственного добра, присущего Богу, с другой.

Церковь свята прежде всего потому, что свят ее Глава, Господь Исус Христос.

Все члены Церкви призваны к святости, «…плод ваш есть святость…» (Рим. 6, 22). Церковь называется святой не только потому, что обладает всей полнотой благодатных даров, которые освящают верующих, но и потому, что в ней есть люди различной степени святости. При этом во все времена были и есть такие члены, которые достигли полноты святости, т. е. святые. В то же время Церковь никогда не была заповедником святых, даже в апостольский период своей истории. Церковь — это собрание не святых, но освящаемых, поэтому она своими членами признает не только праведников, но и грешников.

Однако существует некоторый предел, преступив который, грешники становятся мертвыми членами церковного тела, приносящими только зловредные плоды. Такие члены отсекаются от тела Церкви через анафематствование, или невидимым действием суда Божия. Поэтому Церковь никоим образом не затемняется греховностью людей; все греховное, вторгающееся в церковную сферу, остается чуждым Церкви и предназначается к отсечению и уничтожению.

3) В Катехизисе говорится: «Церковь именуется соборной и кафолической потому, что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов».

Церковь называется кафолической, или соборной:

— по пространству, поскольку она не ограничивается никаким местом;

— по времени, поскольку она будет существовать до скончания века;

— по своему устройству, так как:

а) церковь не связана ни с каким гражданским устройством, потому что, по словам Спасителя, «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36);

б) Богослужение не связано с определенным местом, как это было в ветхозаветной церкви, а также во многих языческих религиях:

в) церковная иерархия не связана с определенным родом или коленом, что имело место в Ветхом Завете, где священниками были только потомки Аарона, а также в других религиях, например, в индуизме, где священнослужителями могут быть только люди, принадлежащие к особой касте.

Таким образом, соборность означает, во-первых, целостность и неповрежденность хранимой Церковью истины и, во-вторых, полноту благодатных даров, которой обладает Церковь, причем эта целостность и полнота относятся как к Церкви в целом, так и к каждой из ее частей в отдельности. Важные решения в Церкви принимаются на соборах.

4) Чтобы выполнить свое апостольское назначение Церковь и по самому своему существу должна быть именно таковою, какою она была при апостолах. Все существенное, чем обладала Церковь при апостолах должно сохраняться в ней до скончания века.

Во-первых, это учение, переданное апостолами от Христа. В апостольских Посланиях много говорится о необходимости держаться учения апостолов. Например: «…братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Феc. 2, 15), или «держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня…» (2 Тим. 1, 13).

Но необходимо не только отвращаться от лжеучителей, но и полемизировать с ними с позиций апостольского учения: «…есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста…» (Тит. 1,10-11).

Помимо учения, которое было предано Церкви апостолами, в Церкви должны сохраняться благодатные дары Духа Святого, которые Церковь в лице апостолов получила в день Пятидесятницы. Это преемство даров Святого Духа передается через священное рукоположение, поэтому вторая сторона апостольской Церкви — это непрерывное преемство от апостолов Богоучрежденной иерархии, которая верна апостольскому Преданию в учении, в священнодействии и в основах церковного устройства.

Контрольные вопросы:

1.Какие свойства Церкви по Символу веры?

2.Каковы признаки истинной Церкви?

Задание: найти другие критерии истинной Церкви.

Урок 3-й

О хрис­ти­ан­ских дог­ма­тах

Хрис­ти­ан­ские дог­ма­ты – это от­кро­вен­ные ис­ти­ны, пре­пода­ва­емые лю­дям Цер­ковью, как неп­ре­река­емые и не­из­менные пра­вила спа­ситель­ной ве­ры.

Догмат –

1) есть ис­ти­на от­кро­вен­ная и, зна­чит, со­дер­жа­ща­яся в Свя­щен­ном Пи­сании, или Свя­щен­ном Пре­дании, или в обо­их вмес­те: по­тому что дру­гих ис­точни­ков для хрис­ти­ан­ской Ре­лигии нет, и уче­ние, не зак­лю­ча­юще­еся в этих ис­точни­ках, ни­ког­да не мо­жет быть хрис­ти­ан­ским дог­ма­том. В этом-то смыс­ле ис­ти­ны – при­несен­ные на зем­лю Хрис­том Спа­сите­лем, в са­мом Сло­ве Бо­жи­ем на­зы­ва­ют­ся дог­ма­тами; да­же все хрис­ти­ан­ское уче­ние на­зы­ва­ет­ся во­об­ще дог­ма­том.

Этой пер­вой чер­той хрис­ти­ан­ский дог­мат от­ли­ча­ет­ся: а) от всех дог­ма­тов и во­об­ще ис­тин нех­ристи­ан­ских, как-то: от дог­ма­тов и ис­тин вся­кой дру­гой ре­лигии, от дог­ма­тов в смыс­ле фи­лосо­фичес­ком, по­лити­чес­ком и под.; б) от ис­тин и хрис­ти­ан­ских, но не зак­лю­ча­ющих­ся в Бо­жес­твен­ном От­кро­вении, ка­ковы: боль­шая часть ис­тин ис­то­ричес­ких, нап­ри­мер, ка­сатель­но жиз­ни и тво­рений то­го или дру­гого От­ца Цер­кви, ис­тин об­ря­довых и ка­нони­чес­ких, т.е. оп­ре­деля­ющих цер­ковное Бо­гос­лу­жение и бла­гочи­ние.

2) – есть ис­ти­на, пре­пода­ва­емая Цер­ковью.

Цер­ковь на то и уч­режде­на Гос­по­дом, что­бы быть ей хра­нитель­ни­цей и ис­толко­ватель­ни­цей Его От­кро­вения для всех лю­дей, быть стол­пом и ут­вер­жде­ни­ем ис­ти­ны (1Тим. 3:14), и с этой целью соб­лю­да­ет­ся Ду­хом Свя­тым так, что не мо­жет пог­ре­шать, ни об­ма­нывать, ни об­ма­нывать­ся. Сле­дова­тель­но, для то­го, да­бы нам впол­не убе­дить­ся, что из­вес­тные от­кро­вен­ные ис­ти­ны на­доб­но приз­на­вать за дог­ма­ты, и что их на­доб­но по­нимать так, а не ина­че, нам не­об­хо­димо ус­лы­шать эти ис­ти­ны и точ­ное оп­ре­деле­ние их из уст Хрис­то­вой Цер­кви, – ра­зуме­ет­ся. Цер­кви истинной, пра­вос­лавной.

3) – есть ис­ти­на, пре­пода­ва­емая Цер­ковью, как неп­ре­река­емое и не­из­менное пра­вило спа­ситель­ной ве­ры.

Ис­ти­ны хрис­ти­ан­ско­го От­кро­вения, зак­лю­ча­юще­гося пре­иму­щес­твен­но в кни­гах Свя­щен­но­го Пи­сания, раз­де­ля­ют­ся на два ро­да:

1) на ис­ти­ны ве­ры, ко­торые дол­жно ус­во­ять умом ве­ру­ющим,

2) и на ис­ти­ны де­ятель­нос­ти, ко­торые дол­жно ус­во­ять во­лей и осу­щест­влять в жиз­ни.

 

Ис­ти­ны ве­ры под­разде­ля­ют­ся еще на два клас­са:

Од­ни от­но­сят­ся к са­мо­му су­щес­тву хрис­ти­ан­ской Ре­лигии, как вос­ста­нов­ленно­го со­юза меж­ду Бо­гом и че­лове­ком, и со­дер­жат уче­ние о Бо­ге и Его от­но­шении к ми­ру и в осо­бен­ности к че­лове­ку, оп­ре­деляя, во что имен­но и как дол­жен ве­ровать че­ловек, что­бы спас­тись: они-то и пре­пода­ют­ся Цер­ковью, как неп­ре­река­емые и не­из­менные пра­вила спа­ситель­ной ве­ры.

Дру­гие к су­щес­тву хрис­ти­ан­ской Ре­лигии не­пос­редс­твен­но не от­но­сят­ся, и со­дер­жат в се­бе или ис­то­ричес­кие ска­зания о Цер­кви Бо­жи­ей вет­хо­завет­ной и от­части но­воза­вет­ной, о су­ди­ях, ца­рях, пра­вите­лях, пер­восвя­щен­ни­ках на­рода Бо­жия, о свя­тых Про­роках, Апос­то­лах и мно­гих дру­гих ли­цах; или час­тные из­ре­чения раз­ных лиц, Про­роков, Апос­то­лов, са­мого да­же Хрис­та Спа­сите­ля, не от­но­сящи­еся к су­щес­тву хрис­ти­ан­ской Ре­лигии;

Ис­ти­ны де­ятель­нос­ти под­разде­ля­ют­ся так­же на два клас­са:

1) на та­кие, ко­торые оп­ре­деля­ют, что имен­но дол­жен де­лать че­ловек, как су­щес­тво нравс­твен­ное, приз­ванное в но­вый бла­годат­ный со­юз с Бо­гом: это собс­твен­но нравс­твен­ные хрис­ти­ан­ские за­пове­ди;

2) и на та­кие, ко­торые по­казы­ва­ют, как хрис­ти­анин дол­жен вы­ражать свое от­но­шение к Бо­гу во внеш­нем Бо­гос­лу­жении, и как хрис­ти­ани­ну дол­жно пос­ту­пать в до­ме Бо­жи­ем (1Тим. 3:15), – ис­ти­ны об­ря­довые и ка­нони­чес­кие.

Дог­ма­тами, в стро­гом смыс­ле, на язы­ке цер­ковном на­зы­ва­ют­ся толь­ко ис­ти­ны ве­ры, в от­ли­чие от всех ис­тин дея­тель­нос­ти хрис­ти­ан­ской, нравс­твен­ных, об­ря­довых и ка­нони­чес­ких.

Дог­ма­тик (δογματικόν) в цер­ковно-бо­гос­лу­жеб­ных кни­гах, где под име­нем дог­ма­тиков из­вес­тны Бо­город­ичные пес­ни, зак­лю­ча­ющие в се­бе уче­ние ве­ры о прис­но­девс­тве Бо­гома­тери, воп­ло­щении Гос­по­да и со­еди­нении в Нем двух ес­теств.

Дог­ма­тами на­зыва­ют­ся толь­ко те из ис­тин ве­ры, из­ло­жен­ных в Бо­жес­твен­ном От­кро­вении, ко­торые, от­но­сясь к са­мому су­щес­тву хрис­ти­ан­ской Ре­лигии, как вос­ста­нов­ленно­го со­юза меж­ду Бо­гом и че­лове­ком, со­дер­жат в се­бе собс­твен­но уче­ние о Бо­ге и Его от­но­шении к ми­ру и в осо­бен­ности к че­лове­ку, и ко­то­рые пре­пода­ют­ся Цер­ковью, как пра­вила спа­ситель­ной ве­ры, неп­ре­река­емые и не­из­менные.

Контрольные вопросы:

1.Что означает термин: христианские догматы?

2.На какие 2 класса разделяются истины христианского Откровения?

Задание: назвать книгу, в которой собраны догматы и правила Церкви.

Урок 4-й

О Боге в Самом Себе

Верую … 1-й догмат: Бог не­пос­ти­жим для че­лове­чес­ко­го ра­зума; лю­ди мо­гут поз­на­вать Его лишь от­части, – нас­толь­ко, нас­коль­ко Он сам бла­гово­лил от­крыть Се­бя для их ве­ры и бла­гочес­тия.

Свя­щен­ные кни­ги про­пове­ду­ют с од­ной сто­роны:

а) что Бог оби­та­ет в неп­риступ­ном све­те, Ко­торо­го ник­то из че­лове­ков не ви­дел и ви­деть не мо­жет.

б) что не толь­ко для лю­дей, но и для всех су­ществ сот­во­рен­ных не­ве­домо су­щес­тво Его,

в) что Бо­га впол­не зна­ет толь­ко один Бог.

Но с дру­гой сто­роны Не­ви­ди­мый и Не­пос­ти­жимый Сам бла­гово­лил явить Се­бя лю­дям – а) в тво­рении, а еще бо­лее –

б) в сверхъ­ес­тес­твен­ном от­кро­вении через пророков, через Сына Божия, через Апостолов.

Но и ны­не мы ви­дим не­види­мого толь­ко как бы сквозь тус­клое стек­ло, га­датель­но, мы ра­зуме­ем Не­пос­ти­жимо­го толь­ко от­части.

До­казательства не­пос­ти­жимости для нас су­щес­тва Бо­жия:

а) дух наш ог­ра­ничен, а Бог безко­нечен, и что без­ко­неч­ное пе­рес­та­ло бы быть без­ко­неч­ным, ес­ли бы бы­ло со­вер­шенно пос­тигну­то су­щес­твом ко­неч­ным;

б) ог­ра­ничен­ный дух наш со­еди­нен еще с ве­щес­твен­ным те­лом, ко­торое, как ту­ман, ле­жит меж­ду на­ми и чис­то не­вещес­твен­ным Бо­жес­твом, и пре­пятс­тву­ет ду­хов­но­му оку в пол­ной яс­ности при­нимать лу­чи Бо­жес­твен­но­го све­та;

в) дух наш ом­ра­чен гре­хом,

г) мы не пос­ти­га­ем со­вер­шенно да­же су­ществ и пред­ме­тов ог­ра­ничен­ных, ко­торые всег­да пе­ред гла­зами на­шими, не пос­ти­га­ем сущ­ности ма­терии и сти­хий, дей­ству­ющих в при­роде, сущ­ности на­шей ду­ши и об­ра­за со­еди­нения ее с те­лом, ес­тес­тва Ан­ге­лов,

д) не­совер­шенс­тво поз­на­вай о Бо­ге да­же тех лю­дей, ко­торые удос­та­ива­лись от Не­го осо­бен­ных от­кро­вений,

е) су­щес­тва Бо­жия не пос­ти­га­ют не толь­ко лю­ди, но и Ангелы,

ж) Бог со­вер­шенно пос­ти­жи­мый пе­рес­тал бы быть для нас Бо­гом.

Бог вмес­те и не­име­ну­емый, не­из­гла­голан­ный, не­из­ре­чен­ный, не­опи­су­емый.

Все на­име­нова­ния, ка­кие при­писы­ва­ют­ся Ему в Свя­щен­ном Пи­сании, ка­ковы: И­его­ва (Сыи), Ело­гим (множ. от Ело­аг – силь­ный), Адо­наи (Вла­дыка), Шад­даи (креп­кий, все­могу­щий), Бог, Гос­подь и дру­гие, – вы­ража­ют не са­мую сущ­ность Его, а толь­ко то, что ка­са­ет­ся Его сущ­ности и ес­тес­тва, или по­казы­ва­ют Его от­но­шение к ми­ру и че­лове­ку, и суть име­на бо­лее от­ри­цатель­ные, не­жели ут­верди­тель­ные, что мы ни­ког­да не в сос­то­янии най­ти для Бо­га та­кое имя, ко­торое бы со­от­ветс­тво­вало са­мому ес­тес­тву Его, и что эта-то безъ­имян­ность Бо­га и слу­жит при­чиной Его мно­го­имен­ности, ка­кую мы Ему при­писы­ва­ем.

Некоторые из еретиков учили, что Бо­г со­вер­шенно для нас пос­ти­жим, а дру­гие, что Бог вов­се не­дос­ту­пен для на­шего поз­на­ния и есть Бог со­вер­шенно не­ведо­мый.

Ник­то не мо­жет поз­нать Бо­га без во­ли на то Бо­жи­ей, без на­уче­ния от Бо­га, без Его от­кро­вения.

а) Не по­сти­гая Бо­га в су­щес­тве, мы, тем не ме­нее, мо­жем поз­на­вать Его в Его де­лах: в тво­рении и про­мыш­ле­нии, в при­роде ви­ди­мой и на­шей со­вес­ти, а осо­бен­но в Его сверхъ­ес­тес­твен­ном от­кро­вении;

б) хо­тя в чис­ле имен Бо­жи­их нет ни од­но­го, ко­торое бы вы­ража­ло са­мую Его сущ­ность, од­на­ко, взя­тые все вмес­те и да­же каж­дое по­рознь, они да­ют нам до­воль­но яс­ное и дос­та­точ­ное по­нятие о Бо­ге, – и это дол­жно ска­зать не толь­ко об име­нах ут­верди­тель­ных, но и от­ри­цатель­ных,

в) ес­ли ­бы поз­на­ние Бо­га бы­ло для нас со­вер­шенно не­воз­можно, то су­ет­на бы­ла бы и Еван­гель­ская про­поведь, су­ет­на ве­ра на­ша, и этим от­кры­вал­ся бы пря­мой по­вод к без­бо­жию.

Толь­ко на­ше те­переш­нее поз­на­ние о Бо­ге, срав­ни­тель­но с тем, ка­кого удос­то­им­ся мы в жиз­ни бу­дущей, есть поз­на­ние мла­ден­ца срав­ни­тель­но с зна­ни­ем зре­лого му­жа, зна­ние не пол­ное, не яс­ное, га­датель­ное, об­разное или сим­во­личес­кое, – зна­ние, и ос­но­выва­юще­еся на ве­ре, и за­вер­ша­юще­еся ве­рою. По­этому все, пре­дан­ное нам за­коном. Про­рока­ми, Апос­то­лами и Еван­ге­лис­та­ми, мы при­нима­ем, приз­на­ем и по­чита­ем, и бо­лее ни­чего не до­ис­ки­ва­ем­ся. Бог, как все­веду­щий и про­мыш­ля­ющий о поль­зе каж­до­го, от­крыл все, что знать нам по­лез­но, и умол­чал о том, че­го не мо­жем вмес­тить.

«Ве­ра ка­фоли­чес­кая сия есть: да еди­ного Бо­га в Тро­ице, и Тро­ицу в еди­нице по­чита­ем, ни­же сли­ва­юще ипос­та­си, ни­же су­щес­тво раз­де­ля­юще»; или еще ко­роче – в сло­вах Пра­вос­лавно­го Ис­по­веда­ния: «Бог есть един в су­щес­тве и тро­ичен в Ли­цах». Та­ким об­ра­зом все пра­вос­лавное уче­ние о Бо­ге в са­мом Се­бе раз­де­ля­ет­ся на две час­ти: I) на уче­ние о Бо­ге, еди­ном в су­щес­тве, и – II) на уче­ние о Бо­ге, тро­ич­ном в Ли­цах.

Контрольный вопрос: 1.Постижим ли Бог для человеческого разума?

Урок 5-й

О Бо­ге, еди­ном в су­щес­тве.

О Бо­ге, еди­ном в су­щес­тве, оче­виден: нуж­но, во-пер­вых, по­казать, что Бог есть един по су­щес­тву, и, во-в­то­рых, рас­крыть по­нятие о са­мом су­щес­тве Бо­жи­ем.

Вслед за сло­вом: «ве­рую», ука­зыва­ющим на дог­мат о не­пос­ти­жимос­ти Бо­жи­ей, мы про­из­но­сим в сим­во­ле ве­ры сло­ва: «во еди­ного Бо­га», и та­ким об­ра­зом ис­по­веду­ем дру­гой дог­мат Цер­кви, – дог­мат о единс­тве Бо­жи­ем.

Бог един не так, как еди­на каж­дая вещь в ря­ду про­чих ве­щей од­но­го с ней ро­да или ви­да, и в ка­ком смыс­ле мог бы наз­вать­ся еди­ным каж­дый бог язы­чес­кий, взя­тый от­дель­но в сон­ме про­чих бо­гов, – но един в том смыс­ле, что не было, нет и не будет дру­гого Бо­га, ни рав­но­го Ему, ни выс­ше­го, ни низ­ше­го, а Он один толь­ко есть Бог единс­твен­ный.

Са­мый ко­рен­ный дог­мат от­кро­вения вет­хо­завет­но­го: Я Гос­подь, Бог твой, Ко­торый вы­вел те­бя из зем­ли Еги­пет­ской, из до­ма рабс­тва; да не бу­дет у те­бя дру­гих бо­гов пред ли­цем Мо­им (Исх. 20:2,3), – та­кова пер­вая за­поведь де­сятос­ло­вия (Декало́га), дан­но­го Бо­гом на­роду и­удей­ско­му на Си­нае и пос­лу­жив­ше­го как бы ос­но­вой для все­го Вет­хо­го за­вета. Про­роки вну­шали Из­ра­иль­тя­нам ис­ти­ну един­ства Бо­жия и от собс­твен­но­го ли­ца, или ис­по­ведо­вали ее тор­же­ствен­но, вы­ража­ясь од­новре­мен­но, что язы­чес­кие бо­ги не суть бо­ги.

Когда Бог и име­ну­ет­ся во мно­жес­твен­ном чис­ле, но вну­ша­ет­ся мысль о мно­жес­твен­ности не бо­гов, а Бо­жес­ких лиц в од­ном и том же Бо­ге, т.е. де­ла­ет­ся на­мек на та­инс­тво Прес­вя­той Тро­ицы.

Бог из­брал иудеев для вы­сокой це­ли – для сох­ра­нения ис­тинной ве­ры пос­ре­ди все­об­ще­го не­чес­тия на зем­ле.

В кни­гах Но­вого за­вета, на­ходим, что и здесь ис­ти­на единс­тва Бо­жия пред­став­ля­ет­ся в том же вы­соком зна­чении, ка­кое име­ла она в Вет­хом. Сам Спа­ситель, на воп­рос не­ко­его за­кон­ни­ка: ка­кая пер­вая из всех за­пове­дей, от­ве­чал: слу­ши Из­ра­илю! Гос­подь Бог ваш, Гос­подь еди­н есть; (Марк. 12:28–29)

О су­щес­тве Бо­жи­ем

В древ­ние вре­мена учи­тели ве­ры, оп­ро­вер­гая заб­лужде­ние лже­учи­те­лей, ут­вер­ждав­ших, яко­бы они зна­ют впол­не са­мую сущ­ность Бо­жию, ста­рались рас­кры­вать пре­иму­щес­твен­но ту мысль, что сущ­ность Бо­жия для нас не­пос­ти­жима, что мы не толь­ко не зна­ем, но и не мо­жем поз­нать ее в нас­то­ящей жиз­ни. А по­тому на­рочи­то и не за­боти­лись отыс­ки­вать ка­кое-ли­бо од­но оп­ре­делен­ное по­нятие о Бо­ге, ко­торое бы мож­но бы­ло приз­нать в точ­ности со­от­ветс­тву­ющим Его сущ­ности, нап­ро­тив, оп­ре­деля­ли Его и так и ина­че, смот­ря по удоб­ности, и поль­зу­ясь раз­личны­ми чер­та­ми, под ка­кими толь­ко изоб­ра­жа­ет­ся Он в от­кро­вении: то го­вори­ли, что Бог по ес­тес­тву есть чис­тый дух; то на­зыва­ли Его сущ­ностью тво­ритель­ной, про­из­ведшей все ви­димое и не­види­мое; то ви­дели в Нем вер­ховное ве­личие, или со­вер­шен­ней­шее и вы­сочай­шее бла­го, или су­щес­тво, всег­да пре­быва­ющее. И ес­ли иног­да не­кото­рые пы­тались ука­зывать од­но из­вес­тное имя, как обоз­на­ча­ющее са­мую сущ­ность Бо­жию, то выс­ка­зыва­ли это толь­ко или в ви­де сво­его час­тно­го мне­ния, или на ос­но­вании од­но­го сло­воп­ро­из­водс­тва, за­мечая вмес­те, что все во­об­ще име­на, при­писы­ва­емые Бо­гу и пред­став­ля­ющияся да­же на­ибо­лее Ему при­лич­ны­ми, не вы­ража­ют впол­не Его сущ­нос­ти. Сло­вом, на­зывая Бо­га по су­щес­тву не­пос­ти­жимым и неиме­ну­емым, пас­ты­ри древ­ней Цер­кви на­зыва­ли Его и не­оп­ре­дели­мым.

Пра­вос­лавная Цер­ковь всег­да дер­жа­лась и дер­жится лишь то­го, что сам Бог бла­гово­лил со­об­щить ей о Се­бе в сво­ем от­кро­вении, и вов­се не имея в ви­ду оп­ре­делить су­щес­тво Бо­жие, ко­торое приз­на­ет она не­пос­ти­жимым, а след., в стро­гом смыс­ле, и не­оп­ре­дели­мым, но, же­лая толь­ко пре­подать сво­им ча­дам воз­можно-близ­кое, точ­ное и об­ще­дос­тупное по­нятие о Бо­ге, она го­ворит о Нем сле­ду­ющее: “Бог есть Дух веч­ный, всеб­ла­гий, все­веду­щий, всеп­ра­вед­ный, все­могу­щий, вез­де­сущий, не­из­ме­ня­емый, все­доволь­ный, всеб­ла­жен­ный.” Здесь ука­зыва­ет она нам, во-пер­вых, на не­пос­ти­жимое су­щес­тво Бо­жие (ина­че, при­роду, ес­тес­тво), сколь­ко оно мо­жет быть по­нят­но ны­не для на­шего смыс­ла, и, во-вто­рых, на су­щес­твен­ные свой­ства, ко­торы­ми от­ли­ча­ет­ся это су­щес­тво, или точ­нее, от­ли­ча­ет­ся сам Бог от всех про­чих су­ществ.

Контрольные вопросы:

1.Каким образом Бог един?

2.Каково определение понятия о Боге?

3.Для какой цели Бог избрал иудеев?

4.Почему неправомерно считать Бога полностью непостижимым или наоборот полностью постижимым?

Задание: Дать короткое объяснение каждого свойства Божия из определения.

 

Урок 6-й

По­нятие о су­щес­тве Бо­жи­ем: Бог есть Дух.

Сло­во «Дух» по­нят­нее все­го обоз­на­ча­ет для нас не­пос­ти­жимое су­щес­тво или ес­тес­тво Бо­жие. Мы зна­ем толь­ко дво­яко­го ро­да ес­тес­тва: ве­щес­твен­ные, слож­ные, не име­ющие соз­на­ния и ра­зум­ности, и не­вещес­твен­ные, прос­тые, ду­хов­ные, бо­лее или ме­нее ода­рен­ные соз­на­ни­ем и ра­зум­ностью. До­пус­тить, что­бы Бог имел в Се­бе ес­тес­тво пер­во­го ро­да, ни­как не мо­жем, ви­дя во всех де­лах Его, как тво­рения, так и про­мыш­ле­ния, сле­ды вы­сочай­ше­го ра­зума. Пред­по­ложить, нап­ро­тив, в Бо­ге ес­тес­тво пос­ледне­го ро­да вы­нуж­да­ем­ся не­об­хо­димо пос­то­ян­ным со­зер­ца­ни­ем этих сле­дов. И ес­ли, точ­но, са­мо от­кро­вение изоб­ра­жа­ет нам Бо­га, как су­щес­тво ду­хов­ное, – в та­ком слу­чае на­ше пред­по­ложе­ние дол­жно уже пе­рей­ти на сте­пень не­сом­ненной ис­ти­ны. А от­кро­вение, точ­но, учит нас, что Бог есть чис­тей­ший Дух, не со­еди­нен­ный ни с ка­ким те­лом, и что, след., при­рода Его – со­вер­шенно не­вещес­твен­ная, неп­ри­час­тная ни ма­лей­шей слож­ности, прос­тая. Это вид­но:

1) Из тех мест Свя­щен­но­го Пи­сания, ко­торы­ми от­ри­ца­ют­ся в Бо­ге все свой­ства, не­об­хо­димо при­над­ле­жащие ве­щес­тву или те­лу:

а) вся­кое те­ло ог­ра­ниче­но прос­транс­твом, – Бог ни­чем не­ог­ра­ничен и вез­де­сущ.

б) вся­кое те­ло име­ет оп­ре­делен­ный об­раз, и по­тому мо­жет быть изоб­ра­зимо, – Бог не име­ет ни­како­го чувс­твен­но­го об­ра­за, и по­тому в Вет­хом За­вете стро­го бы­ло зап­ре­щено изоб­ра­жать Его.

в) вся­кое те­ло, по то­му са­мому, мо­жет быть ви­димо, – Бог на­зы­ва­ет­ся Бо­гом не­види­мыми.

г) вся­кое те­ло мо­жет под­ле­жать пе­реме­нам, а Бог – нет.

д) вся­кое те­ло, как слож­ное из час­тей, раз­ру­шимо и тлен­но, – Бог есть царь ве­ком нет­ленныи.

2) Из тех мест, где, нап­ро­тив, Бо­гу при­писы­ва­ют­ся свой­ства, су­щес­твен­но при­над­ле­жащие толь­ко ду­ху, как-то: а) са­мосоз­на­ние и лич­ность.

б) paзум.

в) сво­бод­ная во­ля.

г) пос­то­ян­ная жизнь и неп­реста­ющая де­ятель­ность.

Ис­тинный Бог на­зыва­ет­ся Бо­гом жи­вым, в от­ли­чие от всех бо­гов лож­ных.

 

3) Из тех мест, где Бог пря­мо на­зыва­ет­ся Ду­хом. Их толь­ко два; но оба рав­но яс­ны и оп­ре­делен­ны. Пер­вое на­ходит­ся в бе­седе Спа­сите­ля с же­ной – Са­марян­кой: же­лая нас­та­вить ее, что не на Хо­рази­не толь­ко, как ду­мали Са­маря­не, или во И­еро­сали­ме, как ве­рова­ли И­удеи, где дол­жно пок­ло­нять­ся Бо­гу, а что гря­дет час, ког­да ис­тинные пок­лонни­ки пок­ло­нять­ся Ему во вся­ком мес­те, Хрис­тос ска­зал: Бог есть дух, и пок­ло­ня­ющи­еся Ему дол­жны пок­ло­нять­ся в ду­хе и ис­ти­не (И­оан. 4:20–24), и след., упот­ре­бил сло­во “дух” в зна­чении су­щес­тва, не при­вязан­но­го ни к ка­кому мес­ту, су­щес­тва не­вещес­твен­но­го, вез­де­суще­го, ра­зум­но-нравс­твен­но­го. Дру­гое ме­сто чи­та­ем в пос­ла­нии Апос­то­ла Пав­ла к Ко­рин­фя­нам: Гос­подь есть Дух; а где Дух Гос­по­день, там сво­бода (2Кор. 3:17), где, оче­вид­но, наз­ва­ние “дух” упот­ребле­но так­же в са­мом стро­гом, под­линном, а не пе­ренос­ном смыс­ле. Дос­той­но за­меча­ния и то, что Апос­тол Па­вел на­зыва­ет Бо­га От­цом ду­хам в про­тиво­полож­ность от­цам на­шим по пло­ти (Евр. 12:9).

«Ког­да в Бо­жес­твен­ном Пи­сании мы на­ходим весь­ма мно­го та­ких мест, в ко­торых сим­во­личес­ки при­писы­ва­ет­ся Бо­гу неч­то те­лес­ное, то дол­жны знать, что нам лю­дям, об­ле­чен­ным в гру­бую плоть, не­воз­можно по­нимать и вы­ражать Бо­жес­твен­ных, вы­соких и не­вещес­твен­ных дей­ствий Бо­жес­тва, ес­ли не бу­дем упот­реблять об­ра­зов, ти­пов и сим­во­лов. Итак, ес­ли при­писы­ва­ет­ся Бо­гу что ни­будь те­лес­ное, то это го­ворит­ся сим­во­личес­ки, и име­ет выс­ший смысл; ибо Бо­жес­тво прос­то и без­видно. Так, в Бо­ге под оча­ми, веж­да­ми и зре­ни­ем дол­жно ра­зуметь Его все­созер­ца­ющую си­лу, Его все­объ­ем­лю­щее ве­дение; по­тому что и мы че­рез чувс­тво зре­ния при­об­ре­та­ем се­бе бо­лее со­вер­шенное и вер­ное поз­на­ние. Под уша­ми и слу­хом дол­жно ра­зуметь Его ми­лос­ти­вое вни­мание и при­нятие на­шей мо­лит­вы; ибо и мы, ког­да нас про­сят, ми­лос­ти­во скло­няя ухо к про­сящим, че­рез это чувс­тво ока­зыва­ем им на­шу бла­гос­клон­ность. Под ус­та­ми и гла­гола­ни­ем мы дол­жны ра­зуметь об­на­руже­ние во­ли Бо­жи­ей; так как и мы свои сер­дечные мыс­ли об­на­ружи­ва­ем ус­та­ми и речью. Под пи­щей и пи­ти­ем – на­ше сог­ла­сие с во­лей Бо­жи­ей; ибо пос­редс­твом вку­са мы удов­летво­ря­ем не­об­хо­димо­му тре­бова­нию ес­тес­тва. Под обо­няни­ем – при­нятие на­ших мыс­лей, к Бо­гу ус­трем­ленных, и сер­дечно­го рас­по­ложе­ния; так как мы пос­редс­твом обо­няния ощу­ща­ем бла­гово­ние. Под ли­цом дол­жно ра­зуметь про­яв­ле­ние и об­на­руже­ние Его в де­лах; так как и на­ше ли­цо об­на­ружи­ва­ет нас. Под ру­ками – де­ятель­ную Его си­лу; по­тому что и мы все по­лез­ное и осо­бен­но то, что до­роже, де­ла­ем сво­ими ру­ками. Под дес­ни­цей – Его по­мощь в пра­вых де­лах; так как и мы, при со­вер­ше­нии дел бо­лее бла­город­ных, важ­ных и тре­бу­ющих боль­шей си­лы, ча­ще дей­ству­ем пра­вой ру­кой. Под ося­зани­ем – Его точ­ное поз­на­ние и ус­мотре­ние да­же са­мого ма­лого и сок­ро­вен­на­го, по­тому что и на­ми ося­за­емые ни­чего не мо­гут скрыть при се­бе. Под но­гами и хож­де­ни­ем – при­шес­твие и яв­ле­ние Его или для по­мощи нуж­да­ющим­ся, или для за­щиты их от вра­гов, или для дру­гого ка­кого-ни­будь дей­ствия; так как и мы при­ходим ку­да-ли­бо но­гами. Под клят­вой – неп­ре­лож­ность Его со­вета, по­тому что и меж­ду на­ми вза­им­ные до­гово­ры ут­верж­да­ют­ся клят­вой. Под гне­вом и яростью – Его от­вра­щение и не­на­висть к злу; ибо и мы при­ходим в гнев, не­нави­дя то, что про­тив­но на­шей во­ле. Под заб­ве­ни­ем, сном и дре­мани­ем – Его мед­ленность в от­мще­нии вра­гам, и от­ло­жение до вре­мени обыч­ной по­мощи сво­им. Крат­ко ска­зать – все, что го­ворит­ся о Бо­ге те­ло­об­разно (σωματικώς), зак­лю­ча­ет в се­бе ка­кую ни­будь сок­ро­вен­ную мысль, и че­рез свой­ствен­ное нам на­уча­ет то­му, что вы­ше нас».

От­сю­да оче­вид­но, как с хрис­ти­ан­ской точ­ки зре­ния дол­жно смот­реть на пан­те­ис­тов, древ­них и но­вых, по­яв­лявших­ся в нед­рах са­мого хрис­ти­анс­тва, ко­торые приз­на­ют за Бо­га или за раз­ви­тие Бо­жес­тва все су­щес­тву­ющее, и следовательно, и мир ве­щес­твен­ный. Ес­ли, по су­ду Цер­кви, про­тив­но от­кро­вен­но при­писы­вать Бо­гу толь­ко ве­щес­твен­ную обо­лоч­ку – те­ло: тем про­тив­нее, зна­чит, счи­тать Бо­га са­мым те­лом или ве­щес­твом.

 

Контрольные вопросы:

1.Что означает: Бог есть Дух?

2.В каких местах Священного Писания Бог прямо называется Духом?

3.Как понимать то, что в Божественном Писании Богу приписывается нечто телесное?

Задание: Привести подтверждения из Священного Писания о чисто духовной природе Бога.

 

Урок 7-й

По­нятие о су­щес­твен­ных свой­ствах Бо­жи­их,

их чис­ло и раз­де­ление.

Су­щес­твен­ны­ми свой­ства­ми в Бо­ге (τά ούσιώδη ιδιώματα, proprietates essentiales, или од­ним сло­вом – άξιώματα, νοήματα, έπι­τηδεύματα, attributa, perfectiones) на­зыва­ют­ся та­кие, ко­торые при­над­ле­жат са­мому Бо­жес­твен­но­му су­щес­тву и от­ли­ча­ют его от всех про­чих су­ществ, и след., это суть свой­ства, рав­но при­лич­ные всем Ли­цам Прес­вя­тые Тро­ицы, сос­тавля­ющим еди­но по су­щес­тву, – от че­го и на­зыва­ют­ся еще свой­ства­ми Бо­жи­ими Об­щи­ми (ιδιώματά κοινά), в от­ли­чие от осо­бен­ных или лич­ных свой­ств (τά προσωπικά ιδιώματα, proprietates personales), ко­торые при­над­ле­жат каж­до­му Ли­цу Бо­жес­тва по­рознь и раз­ли­ча­ют их меж­ду со­бою.

Оп­ре­делить чис­ло су­щес­твен­ных или об­щих свой­ств Бо­жи­их не­воз­можно. И Цер­ковь, хо­тя, со­об­щая нам здра­вое по­нятие о Бо­ге, име­ну­ет не­кото­рые из них (“Бог есть Дух веч­ный, всеб­ла­гий, все­веду­щий, всеп­ра­вед­ный, все­могу­щий, вез­де­сущий, не­из­ме­ня­емый, все­доволь­ный, всеб­ла­жен­ный”), но вмес­те за­меча­ет, что об­щие свой­ства Бо­жии безчислен­ны: ибо все, что толь­ко го­во­рит­ся в от­кро­вении о Бо­ге, еди­ном по су­щес­тву, все это сос­тавля­ет, в не­кото­ром смыс­ле, и свой­ства Бо­жес­твен­но­го су­щес­тва. А по­тому и мы, пос­ле­дуя при­меру Цер­кви, ог­ра­ничим­ся рас­смот­ре­ни­ем толь­ко не­кото­рых из них – глав­ней­ших, ко­то­рые на­ибо­лее ха­рак­те­ризу­ют су­щес­тво Бо­жие, объ­ем­лют со­бою или объ­яс­ня­ют и дру­гие, ме­нее за­мет­ные, свой­ства, и о ко­торых яс­нее го­ворит­ся в Бо­жес­твен­ном от­кро­вении.

Что­бы иметь о су­щес­твен­ных свой­ствах Бо­жи­их по­нятия раз­дель­ные и из­ла­гать уче­ние об них в не­кото­рой сис­те­ме, еще из­древ­ле бо­гос­ло­вы ста­рались раз­де­лять их на клас­сы, и та­ких де­лений, осо­бен­но в пе­ри­од сред­не­веко­вый и но­вей­ший, при­дума­но весь­ма мно­го, ко­торые все, хо­тя не в оди­нако­вой сте­пе­ни, име­ют свои дос­то­инс­тва и не­дос­татки. При­чина глав­ная пос­ледних очень по­нят­на: свой­ства су­щес­тва Бо­жия, как и са­мое су­щес­тво, впол­не для нас не­пос­ти­жимы. По­сему, не уси­ли­ва­ясь нап­расно най­ти ка­кое-ли­бо со­вер­шенней­шее раз­де­ление их, из­бе­рем то, ко­торое пред­став­ля­ет­ся нам на­ибо­лее пра­виль­ным и прос­тей­шим.

Бог, по су­щес­тву сво­ему, есть Дух; а в каж­дом ду­хе, кро­ме собс­твен­но ду­хов­ной при­роды (суб­стан­ции), мы в час­тнос­ти раз­ли­ча­ем две глав­ные си­лы или спо­соб­ности: ум и во­лю. При­ме­нитель­но к это­му, су­щес­твен­ные свой­ства Бо­жии мож­но раз­де­лить на три клас­са:

I) на свой­ства су­щес­тва Бо­жия во­об­ще, т.е. та­кие, ко­торые при­над­ле­жат рав­но и са­мой при­роде (суб­стан­ции) Бо­жи­ей – ду­хов­ной, и обе­им си­лам ее: уму и во­ле, и от­ли­ча­ют Бо­га, как ду­ха во­об­ще, от всех про­чих су­ществ;

II) на свой­ства ума Бо­жия, т.е. та­кие, ко­торые при­над­ле­жат толь­ко од­но­му уму Бо­жию; и на­конец –

III) на свой­ства во­ли Бо­жи­ей, т.е. при­над­ле­жащая толь­ко од­ной Бо­жи­ей во­ле.

Контрольные вопросы:

1.Что называется существенными свойствами в Боге?

2.Каково чис­ло су­щес­твен­ных или об­щих свой­ств Бо­жи­их?

3.Какие две глав­ные си­лы или спо­соб­ности мы различаем в Боге?

Задание: Назвать три класса, на которые можно разделить существенные свойства Божии.

 

Урок 8-й

Свой­ства су­щес­тва Бо­жия во­об­ще.

Бог, как Дух, от­ли­ча­ет­ся от всех про­чих су­ществ во­об­ще тем, что они все ог­ра­ниче­ны и по бы­тию и по си­лам и, следовательно, бо­лее или ме­нее не­совер­шенны, а Он есть Дух не­ог­ра­ни­чен­ный или бе з пре­дель­ный во всех от­но­шени­ях, ина­че – все­совер­шенный. В час­тнос­ти, все про­чие су­щес­тва: а) ог­ра­ниче­ны по на­чалу сво­его бы­тия и про­дол­же­нию: все они по­лучи­ли бы­тие свое от Бо­га и на­ходят­ся в пос­то­ян­ной за­виси­мос­ти от Не­го и частью друг от дру­га, – а Бог ни от ко­го не по­лучал бы­тия сво­его и ни от ко­го ни в чем не за­висит: Он са­



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-08-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: