Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2 глава




Система условий должна содержать:

описание имеющихся условий: кадровых, финансовых, материально-технических (включая учебно-методическое и информационное обеспечение);

контроль за состоянием системы условий.

2.10. Разработанная организацией АООП НОО должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения АООП НОО в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.

Реализация АООП НОО осуществляется самой организацией. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта.

В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе организаций и организаций дополнительного образования.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ в АООП НОО предусматриваются:

учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

внеурочная деятельность.

2.11. АООП НОО должна учитывать тип образовательной организации, а также образовательные потребности и запросы обучающихся с ОВЗ.

2.12. Организация временного режима обучения обучающихся с ОВЗ по АООП НОО должна соответствовать их особым образовательным потребностям и учитывать их индивидуальные возможности.

Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане должны быть предусмотрены равномерно распределенные периоды учебного времени и каникул.

Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения обучающихся с ОВЗ.

2.13. Определение варианта АООП НОО для обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности - с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей).

В процессе освоения АООП НОО сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП НОО на другой. Перевод обучающегося с ОВЗ с одного варианта программы на другой осуществляется организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП НОО, по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

III. Требования к условиям реализации АООП НОО

3.1. Стандарт определяет требования к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям <1> получения образования обучающимися с ОВЗ.

_____________________
<1> Пункт 2 части 3 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4257, ст. 4263).

3.2. Требования к условиям получения образования обучающимися с ОВЗ представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации АООП НОО, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное (нравственное) развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.

3.3. Организация создает условия для реализации АООП НОО, обеспечивающие возможность <1>:

_____________________
<1> Пункт 22 ФГОС НОО.

достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;

выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе с использованием возможностей организаций дополнительного образования;

учета особых образовательных потребностей - общих для всех обучающихся с ОВЗ и специфических для отдельных групп;

расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья;

участия педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся и общественности в разработке АООП НОО, проектировании и развитии социальной среды внутри организации, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

поддержки родителей (законных представителей) в воспитании обучающихся, охране и укреплении их здоровья, в вовлечении семей непосредственно в образовательную деятельность;

эффективного использования времени, отведенного на реализацию обязательной части АООП НОО и части, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой деятельности организации и с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;

использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных технологий;

обновления содержания АООП НОО, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования с учетом запросов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также особенностей субъекта Российской Федерации;

эффективного управления организацией с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования.

3.4. Требования к кадровым условиям.

3.4.1. В реализации АООП НОО участвуют руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся, указанных в приложениях № № 1 - 8 к настоящему Стандарту. При необходимости в процессе реализации АООП НОО для обучающихся с ОВЗ возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника).

В процессе психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ принимают участие медицинские работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации.

3.4.2. В реализации АООП НОО могут также участвовать научные работники организации, иные работники организации, в том числе осуществляющие финансовую, хозяйственную деятельность, охрану жизни и здоровья обучающихся и информационную поддержку АООП НОО.

3.4.3. Организация обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации, ведения методической работы, применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучения и воспитания.

3.5. Требования к финансовым условиям.

3.5.1. Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение обучающимися с ОВЗ общедоступного и бесплатного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных образовательных организациях осуществляется на основе нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию АООП НОО в соответствии со Стандартом.

Финансовые условия реализации АООП НОО должны <1>:

_____________________
<1> Пункт 24 ФГОС НОО.

1) обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре АООП НОО;

2) обеспечивать реализацию обязательной части АООП НОО и части, формируемой участниками образовательной деятельности, учитывая вариативность особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей развития обучающихся;

3) отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации АООП НОО, а также механизм их формирования.

3.5.2. Финансирование реализации АООП НОО должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего образования. Указанные нормативы определяются в соответствии со Стандартом:

специальными условиями получения образования (кадровыми, материально-техническими);

расходами на оплату труда работников, реализующих АООП НОО;

расходами на средства обучения и воспитания, коррекцию (компенсацию) нарушений развития, включающими расходные и дидактические материалы, оборудование, инвентарь, электронные ресурсы, оплату услуг связи, в том числе расходами, связанными с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

расходами, связанными с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности;

иными расходами, связанными с реализацией и обеспечением реализации АООП НОО, в том числе с круглосуточным пребыванием обучающихся с ОВЗ в организации.

3.5.3. Финансовое обеспечение должно соответствовать специфике кадровых и материально-технических условий, определенных для каждого варианта АООП НОО для разных групп обучающихся с ОВЗ.

3.6. Требования к материально-техническим условиям.

3.6.1. Материально-техническое обеспечение реализации АООП НОО должно соответствовать особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ.

Структура требований к материально-техническим условиям включает требования к:

организации пространства, в котором осуществляется реализация АООП НОО, включая его архитектурную доступность и универсальный дизайн;

организации временного режима обучения;

техническим средствам обучения;

специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся и позволяющим реализовывать выбранный вариант программы.

Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы на всех участников процесса образования. Все вовлеченные в процесс образования должны иметь доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в организации.

Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлеченных в процесс образования, родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ. В случае необходимости организации удаленной работы специалисты обеспечиваются полным комплектом компьютерного и периферийного оборудования.

Должны быть созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств (в том числе флеш-тренажеров, инструментов wiki, цифровых видеоматериалов и других), обеспечивающих достижение каждым обучающимся максимально возможных для него результатов освоения АООП НОО.

Организации вправе применять дистанционные образовательные технологии.

3.6.2. Пространство, в котором осуществляется образование обучающихся с ОВЗ, должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, в области:

соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса;

обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;

соблюдения пожарной и электробезопасности;

соблюдения требований охраны труда;

соблюдения своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и другого.

3.6.3. Организация обеспечивает выделение отдельных специально оборудованных помещений для реализации курсов коррекционно-развивающей области и психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

3.6.4. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, которые необходимы для реализации АООП НОО.

4. Требования к результатам освоения АООП НОО

4.1. Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися с ОВЗ разных вариантов АООП НОО, указанных в приложениях № № 1 - 8 к настоящему Стандарту.

В зависимости от варианта АООП НОО Стандарт может устанавливать требования только к личностным и предметным результатам в соответствии с приложениями № № 1 - 8 к настоящему Стандарту.

4.2. Личностные результаты включают овладение обучающимися компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.

4.3. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта познания и осуществление разных видов деятельности.

4.4. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной и коррекционно-развивающей области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области, характеризуют опыт специфической для предметной области деятельности по получению нового знания, достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни. Предметные результаты овладения содержанием коррекционно-развивающей области обеспечивают обучающимся с ОВЗ эффективное освоение АООП НОО, коррекцию и профилактику нарушений развития, социализацию и социальную адаптацию.

4.5. Стандарт устанавливает дифференцированные требования к результатам освоения АООП НОО в соответствии с особыми образовательными потребностями разных групп обучающихся с ОВЗ.

4.6. Итоговая оценка качества освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО осуществляется организацией.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО должно быть достижение предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП НОО - предметных результатов) и достижение результатов освоения программы коррекционной работы в соответствии с приложениями № № 1 - 8 к настоящему Стандарту.

Приложение № 1

Требования к АООП НОО для глухих обучающихся <1>

_____________________
<1> Здесь и далее представлены уточнения и дополнения к общим положениям Стандарта с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2. Требования к структуре АООП НОО для глухих обучающихся
1.1 1.2 1.3 1.4
2.1. АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО
Вариант 1.1 предполагает, что глухой обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию слышащих сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением слуха; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие слухозрительного и слухового восприятия и произносительной стороны речи; развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми. Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании полноценных социальных (жизненных) компетенций, развитие адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки; создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью предупреждения негативного отношения обучающегося к ситуации школьного обучения в целом. В структуру АООП НОО обязательно включается Программа коррекционной работы, направленная на обеспечение слухоречевого развития, преодоление коммуникативных барьеров и поддержку в освоении АООП. Вариант 1.2 предполагает, что глухой обучающийся получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием слышащих сверстников в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 - 5 классы) - для детей, получивших дошкольное образование; шесть лет (1 - 6 классы) - для детей, не получивших дошкольное образование, способствующее освоению НОО на основе АООП. Данный вариант предполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, поэтапное формирование разных видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения), речевого поведения, расширение жизненного опыта, социальных контактов, в том числе со слышащими детьми и взрослыми на основе словесной речи. Обязательной является организация и создание слухоречевой среды (при пользовании детьми звукоусиливающей аппаратурой разных типов, включая индивидуальные слуховые аппараты, беспроводную аппаратуру, например, на радиопринципе, стационарную аппаратуру коллективного и индивидуального пользования, при необходимости с дополнительной комплектацией вибротактильными устройствами и другими), включение специальных предметов коррекционно-развивающего направления, особое структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к целенаправленному развитию словесной речи, формированию жизненной компетенции, а также применение как общих, так и специальных методов и приемов обучения. Вариант 1.3 предполагает, что глухой обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями глухих сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1 - 6 классы). Данный вариант предполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов обучающихся в доступных для них пределах, в том числе со слышащими детьми и взрослыми, поэтапное формирование разных видов речевой деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение). Обязательной является постоянное пользование обучающимися звукоусиливающей аппаратурой разных типов, включая индивидуальные слуховые аппараты, беспроводную аппаратуру, например, на радиопринципе, стационарную аппаратуру коллективного и индивидуального пользования, при необходимости с дополнительной комплектацией вибротактильными устройствами и другими. Вариант 1.4 предполагает, что глухой обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями глухих сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1 - 6 классы). На основе данного варианта организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося. Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов детей с глухими и нормально слышащими детьми, а также взрослыми. Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других). Специальные условия обучения и воспитания включают пользование с учетом медицинских показаний звукоусиливающей аппаратурой разных типов: индивидуальных слуховых аппаратов, стационарной аппаратуры коллективного и индивидуального пользования или беспроводной аппаратуры, например, использующей радиопринцип или инфракрасное излучение и другие; при необходимости применяются вибротактильные устройства, в случае наличия тяжелых нарушений зрения, опорно-двигательного аппарата необходимы дополнительные ассистивные средства и средства альтернативной коммуникации.
2.3. На основе стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей глухих обучающихся.
Вариант 1.1 предназначен для образования глухих детей (со слуховыми аппаратами или имплантами, которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе и речевого), близкого возрастной норме, имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками: понимают обращенную к ним устную речь; их собственная речь должна быть внятной, т.е. понятной для окружающих. Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе. Возможная неуспеваемость глухих обучающихся при освоении содержания по учебным предметам "Иностранный язык" и "Музыка" обусловлена особенностями здоровья ребенка с нарушением слуха и не является основанием для неаттестации обучающегося. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по другому варианту АООП в соответствии с рекомендациями ПМПК либо на обучение по индивидуальному учебному плану <1>. В спорных случаях (вариант 1.1 или 1.2) на момент поступления ребенка в школу следует рекомендовать более сложную образовательную среду (вариант 1.1). В случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов в течение года, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) организация может перевести обучающегося на обучение по варианту 1.2. Выбор оптимальных условий получения образования обучающимися с кохлеарными имплантами и варианта АООП НОО на момент поступления в школу зависит от их уровня общего и речевого развития, индивидуальных особенностей; в дальнейшем условия получения образования и вариант АООП НОО изменяются с учетом достижений обучающегося в области слухоречевого развития, сформированности личностных, метапредметных и предметных компетенций (вариант 1.1). Вариант 1.2 предназначен для образования глухих детей, которые не достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе и речевого), близкого возрастной норме, не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению НОО в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные потребности, связанные в том числе с овладением словесной речью (в устной и письменной формах), жизненными компетенциями. Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе. В спорных случаях (вариант 1.2 или 1.3) на момент поступления ребенка в школу следует рекомендовать более сложную образовательную среду (вариант 1.2). В случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов в течение года, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) организация может перевести обучающегося на обучение по варианту 1.3. Выбор оптимальных условий получения образования обучающимися с кохлеарными имплантами и варианта АООП НОО на момент поступления в школу зависит от их уровня общего и речевого развития, индивидуальных особенностей; в дальнейшем, условия получения образования и вариант АООП НОО изменяются с учетом достижений обучающегося в области слухоречевого развития, сформированности личностных, метапредметных и предметных компетенций (вариант 1.2). Вариант 1.3 предназначен для образования глухих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На основе данного варианта создается АООП НОО, которая при необходимости индивидуализируется (СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных глухих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе. Процедуры итоговой и промежуточной оценки результатов освоения АООП НОО обучающимися требуют учета особых образовательных потребностей и личностных особенностей обучающихся и предполагает: учет текущего психического и соматического состояния ребенка, адаптацию предлагаемого ребенку материала; упрощение инструкций и формы предъявления (использование доступных ребенку форм вербальной и невербальной коммуникации); оказание необходимой дозированной помощи. При оценке результативности обучения особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов и даже областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. При наличии значительных продвижений в освоении АООП НОО может быть поставлен вопрос о переводе глухого обучающегося на обучение по варианту 1.2. Выбор оптимальных условий получения образования обучающимися с кохлеарными имплантами и варианта АООП НОО на момент поступления в школу зависит от их уровня общего и речевого развития, индивидуальных особенностей; в дальнейшем, условия получения образования и вариант АООП НОО изменяются с учетом достижений обучающегося в области слухоречевого развития, сформированности личностных и предметных компетенций (вариант 1.3). Вариант 1.4 предназначен для образования детей, имеющих помимо глухоты другие тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР): умственную отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы и быть различной степени тяжести, быть осложнена текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами. Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения по СИПР. Система оценки результатов включает целостную характеристику выполнения обучающимся СИПР, отражающую взаимодействие следующих компонентов образования: знания и умения на конец учебного периода, применения их на практике в жизненных и учебных ситуациях, активность и самостоятельность их применения. Процедуры итоговой и промежуточной оценки результатов усвоения обучающимися требуют: учет текущего психического и соматического состояния ребенка, адаптацию предлагаемого ребенку материала; упрощение инструкций и формы предъявления (использование доступных ребенку форм вербальной и невербальной (альтернативной) коммуникации); оказание необходимой дозированной помощи. При оценке результативности обучения особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов и даже областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. При наличии значительных продвижений в освоении СИПР может быть поставлен вопрос о переводе глухого обучающегося на обучение по варианту 1.3. Выбор оптимальных условий получения образования обучающимися с кохлеарными имплантами и варианта АООП НОО на момент поступления в школу зависит от их уровня общего и речевого развития, индивидуальных особенностей; в дальнейшем, условия получения образования и вариант АООП НОО изменяются с учетом достижений обучающегося в области слухоречевого развития, сформированности личностных и предметных компетенций (вариант 1.4)
2.6. АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Обязательная часть АООП НОО составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема <2>. Обязательная часть АООП НОО составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 30% от общего объема. Обязательная часть СИПР составляет 60%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 40% от общего объема. В отдельных случаях соотношение объема обязательной части СИПР и части, формируемой участниками образовательного процесса, определяется индивидуальными образовательными возможностями обучающегося.
2.9.3. Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область.
Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО <3>. Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей Предметная область: Филология. Основные задачи реализации содержания: Русский язык и литературное чтение <4>: Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться письменной и устной речью для решения задач, связанных с реализацией социально-бытовых, общих и особых образовательных потребностей. Развитие практических речевых навыков построения и грамматического оформления речевых единиц. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка. Формирование умений работать с текстом, понимать его содержание. Формирование умения выражать свои мысли. Развитие у обучающихся слухозрительного и слухового восприятия устной речи, ее произносительной стороны, использование сформированных умений в процессе устной коммуникации. Предметно-практическое обучение <5>: Формирование у обучающихся житейских понятий, развитие их мышления, развитие устной и письменной речи, совершенствование предметно-практической деятельности, формирование трудовых умений и навыков, включая умение работать в коллективе. Реализация содержания предмета способствует созданию основы для развития речевой деятельности обучающихся, для дальнейшего освоения системы основополагающих элементов научного знания и деятельности по получению, преобразованию и применению новых знаний. Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей Предметная область: Язык и речевая практика. Основные задачи реализации содержания: Русский язык и литературное чтение: Овладение грамотой, формирование речевых умений и навыков (устно-дактильная, устная, письменная речь). Развитие умений читать, понимать доступные по содержанию тексты, отвечающие уровню общего и речевого развития обучающихся, использовать полученную информацию для решения жизненных задач. Развитие умений вступать и поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками в знакомых ситуациях общения, используя доступные вербальные и невербальные средства. Предметно-практическое обучение: Овладение представлениями и их словесными обозначениями в условиях предметно-практической деятельности. Формирование умения работать по образцу, инструкции, плану, выполнять и осуществлять элементарное планирование и контроль простых технологических операций. Реализация приобретенных предметно-практических умений при решении повседневных социально-бытовых задач. Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей Предметная область: Речь и альтернативная коммуникация. Основные задачи реализации содержания: Овладение жестовой речью как средством межличностного взаимодействия. Развитие способности использовать доступные вербальные и невербальные средства коммуникации для решения соответствующих возрасту житейских задач. Развитие речи как средства общения в тесной связи с личным опытом ребенка. Формирование навыка эффективного использования речи в зависимости от социального контекста, умение участвовать в диалоге. Обучение письменной речи: чтению (глобальному и аналитическому) и письму в доступных ребенку пределах, развитие способности к осмысленному чтению, формирование навыка понимания прочитанного. Формирование интереса к чтению, работе с книгой.
  Предметная область: Математика и информатика. Основные задачи реализации содержания: Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением простых арифметических задач и другим). Приобретение опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту задач, связанных с реализацией социально-бытовых, общих и особых образовательных потребностей (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и другое, в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться "карманными" деньгами и т.д.). Развитие у обучающихся пространственных и количественных представлений, усвоение "житейских понятий" в тесной связи с предметно-практической деятельностью. Выполнение математических действий и решение текстовых задач, распознавание и изображение геометрических фигур. Развитие слухозрительного восприятия и достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексикой, используемой при изучении данного предмета Предметная область: Математика. Основные задачи реализации содержания: Формирование элементарных математических представлений о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах, пространственных отношениях, необходимых для решения доступных учебно-практических задач. Развитие умения понимать простую арифметическую задачу и решать ее, выполнять элементарные арифметические действия с числами и числовыми выражениями, узнавать, изображать и называть основные геометрические фигуры, проводить элементарные измерения. Реализация при<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: