Коррекционная программа представлена на слайде




Слайд 1

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)
на тему:
«ОСОБЕННОСТИ МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Слайд 2

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что количество детей с задержкой психического развития, у которых страдает моторно-двигательное развитие растет, и следовательно, возникает необходимость изучения, коррекции и развития психомоторики у младших школьников с задержкой психического развития.

Слайд 3

Ученые, занимавшиеся изучением особенностей моторно-двигательного развития у детей с задержкой психического развитияА также - Дудьев В.П., Семенович А.В., Н. А. Лобанова, А. Г. Соловьёв и другие.

Слайд 4

Целью исследования являетсяизучение особенностей психомоторного развития младших школьников с задержкой психического развития и на основе результатов диагностического исследования разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие психомоторики младших школьников с задержкой психического развития.

Объект: психомоторное развитие.

Предмет: особенности моторно-двигательного развития у младших школьников с задержкой психического развития.

Слайд 5

Гипотезасостоит в предположении о том, что ряд особенностей моторного развития младших школьников с задержкой психического развития, при которых наблюдается, в основном, низкий уровень развития психомоторики может стабилизироваться посредством физических упражнений.

Слайд 6

Задачи исследования:

1) Провести теоретический анализ психолого–педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;

2) Сформировать и реализовать диагностическую программу, направленную на изучение моторно-двигательного развития младших школьников с задержкой психического развития;

3) Разработать и апробировать коррекционно–развивающую программу, направленную на моторно-двигательное развитие младших школьников с задержкой психического развития;

4) Провести качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.

Слайд 7

Методы исследования:

1) Теоретические: изучение и анализ психолого–педагогической и специальной литературы по проблеме изучения моторно-двигательного развития у младших школьников с задержкой психического развития.

2) Эмпирические: формирующий эксперимент в единстве его этапов (констатирующий, формирующий, контрольный). На констатирующем и контрольном этапах эксперимента применялась диагностическая программа, включающая в себя следующие методики:«Графический диктант »(Д.Б.Эльконин), «Тест на скорость движения правой и левой рук» (Н.О.Озерецкий), «Обследование тонких движений пальцев рук» (Н.О.Озерецкий и Н.И.Гуревич), «Обводим кисти рук» (Н.О.Озерецкий и Н.И.Гуревич), «Ребро, кулак, ладонь» (Н.О.Озерецкий и Н.И.Гуревич), Комплекс методик «Обследование общей произвольной моторики.» (Н.О.Озерецкий)

Слайд 8

На формирующем этапе реализовалась авторская коррекционно–развивающая программа по развитию моторно-двигательной сферы младших школьников с задержкой психического развития.

3) Количественный и качественный анализ экспериментальных результатов.

Слайд 9

Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе ГОУ ТО "Тульская школа для обучающихся с ОВЗ № 4". В исследовании приняли участие 5 учащихся 1 класса, в возрасте 8 – 10 лет, из них трое девочек и двое мальчиков.

Слайд 10

Экспериментальная выборка исследования

Слайд 11

В ходе анализа литературы были выделены следующие определения:

«Психомоторика - не только целостная, возрастная картина двигательной структуры, отражающей врожденные телесные особенности, приобретенные привычки, навыки, но и совокупность анатомо-физиологических и психологических механизмов, обеспечивающих осуществление простых и сложных двигательных реакций и действий». ». (Если сказать кратко, то психомоторика – это связь движения с психическими процессами (познавательными, речевыми, эмоционально-волевыми). Психомоторика относится к высшим психическим функциям)

Общая моторика - совокупность двигательных возможностей человека, обеспечиваемых работой крупных мышц и проявляющихся в движениях тела и его частей: конечностей, головы и др.

Общая координация движений - управление работой отдельных мышечных групп, выполняемое при решении определенной задачи в реальном времени и пространстве.

Слайд 12

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой.

Заде́ржкапсихи́ческогоразви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Слайд 13

Характеристика диагностической программы, применяемой в ходе исследования моторно-двигательного развития у младших школьников с задержкой психического развития

Методика «Обследование тонких движений пальцев рук»Методика «Тест на скорость движения правой и левой рук» Методика «Обследование общей произвольной моторики» Методика «Ребро, кулак, ладонь» Методика «Обводим кисти рук» Методика «Графический диктант»

Слайд 14

Результаты и анализ результатов, полученных на констатирующем этапе исследования моторно-двигательного развития младших школьников с задержкой психического развития

Слайд 15

Результаты исследования развития пространственных представлений и графомоторных навыков

Слайд 16

Результаты исследования моторного развития, полученных на констатирующем этапе с помощью методики

Слайд 17

Результаты исследования уровня развития мелкой моторики

Слайд 18

Результаты исследования уровня развития графомоторных навыков

Слайд 19

Результаты исследования уровня моторного развития

Слайд 20

Результаты исследования уровня общей произвольной моторики

Слайд 21

выводы

Данная диагностическая программа была разработана с учетом индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Подбирая данный методический материал был максимально адаптирован для проведения с детьми младшего школьного возраста, а именно: оценка данных методик проводилась в соответствии с возрастными возможностями, требовалось неоднократное повторение инструкции с более четким проговариванием заданий. Так же, данная работа должна проводиться с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Слайд 22

выводы

На основании результатов констатирующего этапа исследования, сделаны выводы, что отличительными чертами у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития является своеобразная моторная недостаточность, неуклюжесть, неловкость мелкой моторики и двигательное беспокойство. Младшим школьникам с задержкой психического развития присущ своеобразный двигательный облик, который проявляется у нормально развивающихся детей, но на более раннем этапе развития.

Слайд 23

Характеристика коррекционно-развивающей программы, направленной на коррекцию и моторно-двигательное развитие младших школьников с задержкой психического развития

Цель –повысить уровень моторно-двигательного развития у младших школьников.

Задачи:

— 1. Совершенствовать общую и ручную моторику.

— 2. Развитие координации движений и ориентировки в частях тела.

— 3. Развитие личности ребёнка через двигательную, эмоциональную, познавательную и волевую сферы.

Слайд 24

– Программа реализуется поэтапно:

– 1) Вводный этап: упражнения, способствующие созданию доброжелательной атмосферы и климата психологической безопасности, созданию настроя на предстоящие занятие.

– 2) Основной этап: игры и упражнения (психогимнастика, психологическая разминка и т.д.), способствующие моторно-двигательному развитию.

– 3) Заключительный этап: рефлексия занятия.

Слайд 25-30

Коррекционная программа представлена на слайде

Слайд 31

Сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах исследования моторно-двигательного развития младших школьников с задержкой психического развития

Слайд 32

Сравнительный анализ результатов, полученных с помощью методики «Графический диктант» Д.Б.Эльконина

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что на констатирующем этапе показатели ниже среднего и средние находятся на одинаковом уровне – 40%. На контрольном этапе эти показатели перетерпели некоторые изменения. Детей с высоким уровнем развития пространственных представлений и графомоторных навыков выросло на 20%, а детей с показателями ниже среднего, напротив, уменьшилось на 20%.

Слайд 33

 

Сравнительный анализ результатов, полученных с помощью методики «Тест на скорость движения правой и левой рук» Н.О. Озерецкого

На констатирующем этапе преобладают средний и низкий уровни моторного развития; средний – 60%, низкий – 40%.

На контрольном этапе высокий – 20%, средний – 80%.

Слайд 34

Сравнительный анализ результатов, полученных с помощью методики «Обследование тонких движений пальцев рук» Н.О.Озерецкого и Н.И.Гуревича

На констатирующем этапе преобладал низкий уровень – 60%, выше среднего – 20%, средний – 20%.

На контрольном этапе показатели выше среднего и средний находятся на одной ступени – 40%, низкий уровень – 20%.

Слайд 35

Сравнительный анализ результатов, полученных с помощью методики «Обводим кисти рук» Н.О.Озерецкого и Н.И.Гуревича

На констатирующем этапе преобладал низкий уровень – 60%, выше средний – 40%.

На контрольном этапе высокий уровень – 20%, средний – 40%,низкий – 40%.

Слайд 36

Сравнительный анализ результатов, полученных с помощью методики «Ребро, кулак, ладонь» Н.О.Озерецкого и Н.И.Гуревича

На констатирующем этапе преобладал низкий уровень – 60%, средний уровень – 40%.

На контрольном этапе преобладает средний уровень – 80%, высокий уровень – 20%.

Слайд 37

Сравнительный анализ результатов, полученных с помощью комплекса методик «Обследование общей произвольной моторики» Н.О.Озерецкого

На констатирующем этапе преобладал средний уровень – 40% и уровень ниже среднего– 40%, низкий уровень – 20%.

На контрольном этапе показатели немного изменились: средний уровень и ниже среднего по-прежнему остались по 40%, высокий уровень составил 20%.

Слайд 38

выводы

С помощью проведённой диагностической программы, было выделено основное направление примерной коррекционно-развивающей программы –моторно – двигательное развитие. После проведения коррекционно-развивающей программы была проведена повторная диагностика, которая показала изменение количественных и качественных показателей.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования моторно-двигательного развития у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, позволил сделать следующие выводы:

Слайд 39

Выводы

Методика «Графический диктант» показала, что на констатирующем этапе показатели ниже среднего и средние находятся на одинаковом уровне – 40%; низкий уровень – 20%. На контрольном этапе эти показатели перетерпели некоторые изменения. Детей с высоким уровнем развития пространственных представлений и графомоторных навыков выросло на 20%, а детей с показателями ниже среднего, напротив, уменьшилось на 20%.

Слайд 40

2) Методика «Тест на скорость движения правой и левой рук» показала, что на констатирующем этапе преобладают средний и низкий уровни моторного развития; средний – 60%, низкий – 40%.

На контрольном этапе высокий – 20%, средний – 80%.

3) Методика «Обследование тонких движений пальцев рук» позволила нам увидеть, что на констатирующем этапе преобладал низкий уровень – 60%, выше среднего – 20%, средний – 20%.

На контрольном этапе показатели выше среднего и средний находятся на одной ступени – 40%, низкий уровень – 20%.

4) Методика «Обводим кисти рук» продемонстрировала следующие результаты: на констатирующем этапе преобладал низкий уровень – 60%, выше средний – 40%.

На контрольном этапе показатели поменялись: высокий уровень – 20%, средний – 40%, низкий – 40%.

Слайд 41

5) Методика «Ребро, кулак, ладонь» показала нам, что на констатирующем этапе преобладал низкий уровень – 60%, средний уровень – 40%.

На контрольном этапе преобладает средний уровень – 80%, высокий уровень – 20%.

6) Комплекс методик «Обследование общей произвольной моторики» продемонстрировал следующие результаты: На констатирующем этапе преобладал средний уровень – 40% и уровень ниже среднего– 40%, низкий уровень – 20%.

На контрольном этапе показатели немного изменились: средний уровень и ниже среднего по-прежнему остались по 40%, высокий уровень составил 20%.

Полученные результаты подтверждают эффективность проведенной коррекционно-развивающей программы.

Слайд 42



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: