Основные цели, задачи и понятия, особенности содержания учебной дисциплины. Связь с другими учебными дисциплинами




Литература

 

1. Алексеева, М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000.

2. Алексеева, М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева. В.И. Яшина. – М., 1999.

3. Белянин, В.П. Введение в психолингвистику / В.П. Белянин. – М., 1999.

4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. М., 1981.

5. Выготский, Л. Мышление и речь // Л.С. Выготский. Собр. соч.: В 6 т. – М.. 1982. – Т. 2.

6. Журова, Л. Обучение грамоте в детском саду / Л.Е. Журова. – М., 1978.

7. Леонтьев, А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев – М., 1969.

8. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И.Лисиной. – М., 1985.

9. Сохин, Ф. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников /Ф.А. Сохин. – М., 2002.

10. Старжынская. Н. Уводзіны ў методыку развіцця маўлення / Н.С. Старжынская. – Мінск, 1994.

11. Старжынская, Н. Тэорыя і методыка развіцця беларускага маўлення дашкольнікаў / Н.С. Старжынская. – Мінск, 2000

12. Старжынская, Н. Методыка развіцця роднай мовы / Н.С. Старжынская, Дз.М. Дубініна. – Мінск, 2008.

13. Стародубова, Н. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Н.В. Стародубова. – М., 2007.

14. Тихеева, Е. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – М., 1981.

15. Ушакова, О. Методика развития речи дошкольников / О.С. Ушакова, Е.М.Струнина. – М,. 2005.

16. Федоренко Л. Закономерности усвоения родной речи / Л.П. Федоренко. – М., 1984.

17. Цейтлин, С. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. М. – 2000.

18. Ушакова, О. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / О.С. Ушакова. – М., 2002

19. Ушакова. О. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М, 2001

 

 

Основные цели, задачи и понятия, особенности содержания учебной дисциплины. Связь с другими учебными дисциплинами

Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей.

Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Она изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста.

Можно выделить фундаментальные и прикладные задачи методики как науки. К числу фундаментальных задач относятся: а) исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, речевым общением; б) изучение закономерностей обучения родной речи; в) определение принципов и методов обучения.

Прикладные задачи традиционно определяются следующими вопросами:

чему учить (какие речевые умения и языковые формы должны усвоить дети в процессе обучения);

как учить (какие условия, формы, средства, методы и приемы использовать для развития речи);

почему так, а не иначе (обоснование методики развития речи).

«Чему учить» – означает создание программ, дидактических пособий; «как учить» – разработку путей и методов развития речи, систем занятий и упражнений, методических рекомендаций для дошкольных учреждений и семьи. Третий вопрос предполагает обоснование выбираемой методики, а также проверку программ и методических рекомендаций на практике

Изучение закономерностей процесса обучения дает материал, который используется в двух направлениях:

1. Методика создает свои теоретические основы, теоретическую базу.

2. Использует эти основы для практической разработки системы обучения родной речи и речевому общению: задач, принципов, содержания, организации, методов, средств и приемов.

Методика развития речи детей дошкольного возраста сложилась в самостоятельную педагогическую дисциплину, отделившись от дошкольной педагогики сравнительно недавно, в тридцатые годы этого столетия, под влиянием общественной потребности: обеспечить теоретически обоснованное решение задач речевого развития детей в условиях общественного дошкольного воспитания.

Методика развития речи складывалась сначала как эмпирическая дисциплина, основывающаяся на практической работе с детьми. В обобщении и осмыслении опыта работы с детьми большую роль сыграли исследования в области психологии речи. Анализируя путь развития методики, можно отметить тесную взаимосвязь методической теории и практики. Потребности практики явились движущей силой развития методики как науки.

С другой стороны, методическая теория помогает педагогической практике. Воспитатель, не знающий методической теории, не гарантирован от ошибочных решений и действий, не может быть уверен в правильности выбора содержания, методических приемов работы с детьми. Без знания объективных закономерностей развития речи, пользуясь лишь готовыми рецептами, педагог не сможет обеспечить должный уровень развития каждого воспитанника.

Научные исследования внедряются в практику, обогащая ее новым содержанием, разработанными на научной основе методами и приемами речевого развития детей. Практика в то же время помогает теории проверить правильность сделанных выводов. Таким образом, взаимосвязь методической теории и практики является обязательным условием развития методики.

Методика развития речи как учебная дисциплина стоит в кругу тех дисциплин, которые составляют основу профессионально-образовательной программы подготовки специалиста дошкольного профиля. Это объясняется социальной значимостью речи, ее ролью в системе высших психических функций, в становлении и развитии личности.

Профессиональная подготовка специалистов включает усвоение теории развития детской речи и овладение умениями управлять процессом развития речи и речевого общения. Оперирование основными понятиями курса, понимание особенностей развития ребенка, реальных педагогических ситуаций, применение теоретических знаний на практике составляют основу формирования педагогического мышления специалиста. Содержание дисциплины определяется квалификацией будущих специалистов и уровнем подготовки выпускников. В настоящее время различают такие уровни профессиональной подготовки, как фактологический (практический), теоретический и рефлективный. Первый уровень предполагает овладение определенным запасом знаний и умением ориентироваться во всей эмпирической базе своей профессии. Второй уровень связан с усвоением знаний о принципах функционирования объектов, третий требует знаний о происхождении этих принципов, осознания проблем, которые стоят перед изучаемой дисциплиной.

Применительно к подготовке дошкольных специалистов по методике развития речи это значит, что основное внимание уделяется практической подготовке (первый уровень).

Усиливается внимание к изучению теоретических основ методики, к обоснованию форм, средств, методов и приемов работы с детьми. Слушатель должен:

знать основные принципы речевой коммуникации;

владеть способами речевого общения с детьми и взрослыми;

располагать знаниями об организации работы по развитию речи во взаимосвязи с работой, направленной на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребенка;

уметь осуществлять деятельность по отбору и использованию дидактического материала;

уметь выявлять, анализировать и оценивать результаты педагогического воздействия (второй уровень).

Основные задачи преподавания дисциплины в вузе:

вооружить слушателей научно-методическими знаниями о процессе развития речи и речевого общения детей;

сформировать умение видеть и понимать возрастные и индивидуальные особенности развития речи и речевого общения дошкольников на разных возрастных этапах;

научить определять содержание речевой работы с группой детей и отдельными детьми, правильно выбирать наиболее эффективный путь воздействия на их речь, анализировать полученный результат;

обеспечить усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения родному языку, а также знаний конкретных способов речевого развития детей и умений применять их в изменяющихся условиях;

сформировать умение анализировать и критически оценивать опыт работы других, проводить экспертизу программ развития детей;

стимулировать изучение инновационного опыта работы по развитию речи и стремление создавать свои оригинальные способы воздействия на речь детей (третий уровень).

Практическая готовность имеет много общего на всех ступенях образования и включает в себя комплекс профессиональных умений организовывать дидактическое общение, применяя разнообразные и эффективные способы педагогического воздействия и взаимодействия с детьми с целью добиться позитивных результатов в обучении речи и воспитании детей. Условно все умения можно объединить в пять блоков.

В первый блок умений, направленных на изучение речи ребенка и ориентировку в условиях общения, входят три группы: умения обследовать речь детей, составлять характеристики речевого развития, выделять необходимые для предстоящего общения с детьми особенности среды их развития.

Второй блок составляют умения моделировать процесс дидактического речевого общения: составлять перспективный план, план-конспект конкретного мероприятия по развитию речи, планировать отдельный коммуникативный акт.

В третий и четвертый блоки входят умения организовывать процесс дидактического общения и управлять им: умения привлекать внимание детей, устанавливать эмоциональный контакт с ними, обеспечивать мотивацию речевой деятельности; социально-перцептивные умения, умения владеть речью и использовать невербальные средства общения, создавать атмосферу сотворчества в процессе общения с детьми.

Пятый блок составляют умения анализировать коммуникативный акт с точки зрения его эффективности для речевого развития ребенка и обобщать полученные результаты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: