Использование перфокарт и карточек с выборочным ответом при повторении орфографии




В последние годы в школе стали применяться элементы программированного обучения. Используются они и в младших классах. Один из элементов программированного обучения при повторении правописания безударных гласных в корне – выборочный ответ.

Младшие школьники знают: чтобы научиться писать без ошибок, надо подкреплять знание правил упражнениями. Повторяя правописание безударных гласных в корне, они неоднократно встречаются с такими видами работ, как ведение словариков, объяснение трудных написаний, составление со словами с такими написаниями словосочетаний, предложений и связных текстов, диктанты и т.д. Задания с выборочным ответом – новый для учащихся вид работы, который тоже поможет им практически усвоить правописание безударных гласных в корне. Смысл его применительно к указанной орфограмме в следующем. Учащимся предлагается несколько слов (например, с пропущенными буквами в корне). Следует указать, какие буквы надо вставлять, чтобы слово было написано правильно; выделить корень; проверить выделенную безударную гласную в корне и т.д. К заданиям предлагаются 3-4 ответа, из которых правильным является только один. Нужно выбрать именно этот ответ. Например, в приводимой таблице записаны слова с пропущенными буквами и даются ответы.

Слова Ответы
       
зад…ржаться е е и е
к…лючий а о о о
щ…ка е е е и

 

Требуется:

вставить пропущенные буквы сначала мысленно (в уме);

объяснить, почему в данном слове надо вставить ту, а не иную букву;

выбрать правильный ответ и обосновать свой выбор (отсюда и его название – «выборочный ответ»).

Ответы лучше всего читать сверху вниз: так легче обнаружить ошибки. Мысленно вставив предлагаемые в таблице буквы, учащиеся делают вывод, что первый ответ неверен, так как в слове колючий в таблице дается буква а, а следует писать о (колется); в третьем и четвертом ответах также допущены ошибки: третий «подсказывает» написание слова задержаться через и, а надо е (задержится), в четвертом – слово щека таблица «предлагает» писать с и, а надо с буквой е (щёки). Остальные слова в этих ответах таблица «рекомендует» писать так, как этого требует правило. Из разбора таблицы можно сделать вывод, что правильным является второй ответ. Его и следует «выбрать» и выписать: задержаться, колючий, щека.

Приведем примеры заданий с выборочным ответом.

Задание 1. Проверьте написание безударных гласных в корне в данных словах. Запишите правильный ответ вместе с проверочными словами. Объясните (устно), почему вы считаете неправильными и другие ответы.

 

Слова Ответы
     
вареный маслёнка отпилить варенье маслить пилить варит масло пилка сварить намаслить пила

Образец (для учителя). В первом и третьем ответах допущены ошибки: в них не во всех словах безударная гласная стоит под ударением и слышится неясно. Во втором ответе безударные гласные в корнях всех слов находятся под ударением и слышатся чётко. Этот ответ правильный: варит, масло, пилка.

Задание №3. Выпишите слова с непроверяемыми безударными гласными в корне. Безударные гласные подчеркните. Составьте и запишите с этими словами предложения.

Слова Ответы
     
барометр доказать иллюстрация капель мизинец спешить тетрадь барометр иллюстрация мизинец тетрадь доказать капель мизинец спешить барометр барометр доказать иллюстрация мизинец тетрадь

Образец: Правильным является первый ответ. В этих словах безударные гласные в корне написаны верно, но проверить их нельзя. Правописание этих слов нужно запомнить.

Приведём примеры предложений с этими словами: Барометр предсказывает сегодня дождливую погоду. В иллюстрации к сказке художник использовал яркие краски. Мизинец – самый маленький палец на нашей руке. В моей тетради всегда чистота и порядок.

Дети относятся к этим заданиям с большим интересом, выполняют их охотно и успешно. [33, 25-27].

В своей работе многие учителя используют перфокарты. Работа с перфокартами развивает орфографическую зоркость, воспитывает внимание, развивает наблюдательность, умение анализировать, самостоятельно разбираться в поставленных целях. И, главное, дает возможность осуществлять на уроке обратную связь

Приведем примеры работы с перфокартами.

Дети получают задание определить склонение имён существительных. Учитель рисует на доске кружочки с цифрами склонений: 1, 2, 3.

У каждого ученика перфокарта, внутрь которой он вставляет половинку листа: Крестиком в кружочке отмечает нужное склонение.

I вариант II вариант
I м…дведь II м…тель III праз…ник IV д…ревня V ж…знь VI р…бина I п…ртфель II л…нейка III пл…щадка IV площ…дь V оз…ро VI ноч…

Например, работая над существительным медведь, дети определяют, что он 2-го скл., ставят крестик во втором кружочке вертикального ряда 1-й строки и т.д. После того как листочки собраны, ученики получают задание списать данные существительные в тетради, вставить пропущенные орфограммы.

Титов I вариант
I II III IV V VI VII VIII IX X

Выполняя эту работу, дети за короткое время успевают определить склонение имён существительных, повторить правописание безударных гласных и гласных после шипящих (жизнь, площадь).

Следующий вид работы с перфокартами: определить падеж имён существительных. На доске обозначены падежи:

1 2 3 4 5

р д в т п

приведены следующие слова:

I на полян…

II у дедушк…

III в магазин…

IV к постел…

V из маши…

VI под яблон…

В первом ряду под цифрой 5 предложный падеж4 во 2-м ряду под цифрой 1 – родительный падеж и т.д. Пока учитель проверяет, дети списывают слова в тетради, вставляют пропущенные окончания, подбирают к существительным имена прилагательные. При выполнении данной работы учащиеся повторяют правописание падежных окончаний имен существительных и прилагательных.

Титов I вариант
I II III IV V VI VII VIII IX X

Таким же образом можно работать с безударными гласными, звонкими, глухими и непроизносимыми согласными [23, 23-24].

Данные перфокарты не единственные, существует большое количество разнообразных как по форме, так и по содержанию, перфокарт. Каждый учитель должен творчески подойти к их изготовлению Главное, что они помогают проводить интересную работу по предупреждению орфографических ошибок.

Заключение

Значение русского языка как учебного предмета определяется социальной функцией языка в жизни общества: он является важнейшим средством человеческого общения.

В нашем обществе при широком письменном общении между людьми знание правил русской орфографии и умение их применять приобретает огромное значение. Поэтому становится понятным, почему одним из центральных вопросов школьного преподавания русского языка считается вопрос об орфографической грамотности учащихся. В связи с этим возникает необходимость совершенствовать нашу методическую науку. усиливать поиск новых, более эффективных средств и направлений для решения задач в области обучения орфографии.

В процессе работы мы познакомились с рядом новых источников методической и научной литературы, систематизировали и углубили знания о лингвистических основах орфографических навыков. Этот материал можно рекомендовать для ознакомления как начинающим педагогам, так и опытным учителям.

При работе над второй главой мы уяснили, что такое навык, и как он может формироваться. Определили ряд упражнений для формирования навыка. Считаем это главным, так как навыки, заложенные в начальной школе, являются базисом грамотности ребят. Эта основа поможет школьникам в среднем и старшем звене совершенствовать свои знания, развивать интеллект.

На основе анализа и обобщения нашего опыта и опыта учителей, успешно работающих над формированием орфографических навыков у младших школьников и изучения лингвистических и психолого-педагогических основ изучения орфографии в школе, можно сделать следующие выводы:

1. В работе над формированием орфографических навыков у младших школьников необходимо опираться на знание основных принципов орфографии в школе, а так же учитывать возрастные и психологические особенности детей, особенности изучаемой темы и т.д.

2. Приёмы, методы, формы, используемые в ходе этой работы, самые разнообразные: это выработка фонематического слуха в результате проведения звуко-буквенного анализа, решение орфографических задач методом запоминания и другие; систематическая и целенаправленная работа над орфографическими ошибками.

3. Как показывает практика, учебный материал по орфографии усваивается лучше, прочнее детьми тогда, когда он подается не в «сухой» форме правила из учебника, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, наглядности. Такие приёмы имеют успех и достигают своей цели – сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий.

 

Библиография

1.Арямова О.С. Обучение решению орфографических задач // Начальная школа. –1988 №4

2. Арутюнов А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка. –М.: Русский язык, 1987

3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. –М.: Педагогика, 1989

4. Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне// Начальная школа. –1997 №2

5. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. –М., 1966

6. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии// Начальная школа. –1976 №4

7. Бондаренко А.А. Парные звонкие и глухие согласные// Начальная школа. –1986. №9

8. Бондаренко С.М. Беседы о грамотности. –Изд.»Знание» –М., 1977

9. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся//Начальная школа. –1991 №1

10. Буркова Т.В. К.Д.Ушинский об упражнениях при обучении грамматике и правописанию// Начальная школа.-1991. №11

11. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В.Гошезо –М.: Просвещение, 1991

12. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. –М.: Просвещение, 1991

13. Гальперин П.Я. и др. Проблемы формирования знаний знаний и умений у школьников// Вопросы психологии, 1963 №5

14. Грабчикова Е.С. Работа над безударными гласными на уроках русского языка// Начальная школа. –1988. №3

15. Двухжилова Л.В. Обучение правописанию безударных гласных в корне слов//Начальная школа. –1988. №2

16. Ераткина В.В. Работа над непроверяемыми написаниями//Начальная школа. –1989. №6

17. Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С.Соловейчик. –М.: Просвещение. 1992

18. Жедек П.С., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию// Начальная школа. –1989. №8

19. Журжина Ш.В., Козлова В.П. Изучение темы. Правописание безударных гласных в корне слов во 2 классе. –М., 1977

20. Захарова И.В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями//Начальная школа. –1993. -№11

21. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. –М., 1991

22. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. –М., 1982

23. Клопова А.И. Развитие интереса к изучению русского языка//Начальная школа. –1988. №11

24. Кузьменко А.С. С чего начинать орфографическую работу в 1 классе?//Начальная школа. –1992. №9-10

25. Купров В.Д. Словарная работа на уроке русского языка//Начальная школа. –1990. №3

26. Кустарева В.А., Рождественский Н.С. Методика русского языка. –М.: Просвещение, 1982.

27. Кустарева В.А. Активизация учебной деятельности школьников и их речевая культура//Начльная школа. 1993. №5

28. Лаптева Л.С. Как легче запомнить слова с непроверяемым написанием//Начальная школа. –1994. -№8

29. Леонтьев А.Н. К теории развития психологии ребенка. –М., 1974.

30. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г. Светловская Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. –М.: Просвещение, 1987.

31. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах//Начальная школа. –1984. №12

32. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. –М.: Просвещение, 1990

33. Мишина Т.И. Упражнения с выборочным ответом при повторении орфографии//Начальная школа. -1996. №9

34. Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. –М.: Просвещение. 1980.

35. Никитина Л.А. Правописание непроизносимых согласных в корне слова//Начальная школа. –1987. -№5.

36. Одегова В.Д. Развитие орфографической зоркости//Начальник школа. –1989. №6

37. Поль Е.С. Приём списывания как средство формирования орфографического навыка//Начальная школа. –1997. -№1

38. Работу учащихся I-III классов по русскому языку.

39. Разумовская Л.И. Обучение орфографии в восьмилетней школе. –М., 1974.

40. Разумовская Л.И. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя 2-е изд., доп. –М.: Просвещение, 1996.

41. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. –М., 1960.

42. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. –М.: Высш.шк. 1991.

43. Рубенштейн С.А. Основы общей психологии. –М., 1978.

44. Русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-та/Под ред. Л.Ю.Максимова. –М.: Просвещение, 1989.

45. Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости//Начальная школа. –1996. №1

46. Селезнёва М.С. Работа по развитию орфографической зоркости//Начальная школа. –1997. №1

47. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. –М., 1993.

48. Тарасова Л.Е. Правописание безударных гласных в корне слова//Начальная школа. –1988. №2

49. Трубицына Г.Д. Орфографическая пропедевтика на уроках обучения грамоте//Начальная школа. –1990. №3

50. Тутаришева М.К. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. _Майкоп, 1996.

51. Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением. –Екатеринбург, 1997.

52. Уткина Т.И. Работа со словами с непроверяемыми написаниями//Начальная школа. –1989. №6

53. Ушакова В.С. Школьные психологи советуют//Начальная школа. –1996. №8

54. Ушинский К.Д. Собр.соч. М.-Л., 1949 Т.7

55. Фролова Л.А. Об орфографической работе в период обучения грамоте шестилетних детей//Начальная школа. –1990. №7

56. Цейтлинг С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. –М.,1982.

57. Чернева Л.Г. Работа над предлогами// Начальная школа. –1994. -№8

58. Чистякова Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок//Начальная школа. –1997. №2

59. Ясова А. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками//Начальная школа. –1991. №4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: