Изобразительный материал




Занимаясь вопросом hmww njswt, мы, естественно, не мог­ли не обратиться к богатому иконографическому материалу, который дошел до нас от этой эпохи в гробницах, на стелах и жертвенниках. Первоначально нас интересовало установле­ние правил для, так сказать «прочтения» тех изображений, которые почему бы то ни было были лишены пояснений, что существенно дополнило бы письменный материал и потому заслуживало внимания. Однако вскоре мы убедились, что иконография челяди в целом уже дает нам в руки ценный источник, свидетельство которого и подтверждают и допол­няют данные, полученные при изучении письменных памятни­ков.

В самом деле, если при изучении документов мы клали в основу исследования термины, в данном случае мы распола­гаем новым совершенно формальным критерием, а именно от­ношением изображенных на памятниках к труду. Собрав все изображения людей труда, мы убедимся в том, что такая коллекция уполномочивает сделать ряд совершенно опреде­ленных выводов.

Прежде всего родня хозяина памятника, какое бы скром­ное положение в обществе он ни занимал, показывается в картинах свободной как от домашних, так и тем более от по­левых работ. Обыкновенно родственники хозяина изображают­ся как бы присутствующими у него на торжественном приеме. Они либо стоят чинными вереницами перед ним, либо сидят рядами, не утруждая себя ничем, кроме вдыхания аромата цветов. Они могли заниматься спортом (охота, битье рыбы острогой, промысел птицы), могли выполнять необходимые в гробнице обряды, но работой не заняты.

Разумеется, в данном случае мы имеем дело с очевидной фикцией. Родственники небогатого и незнатного человека, если они жили в его доме, почти несомненно выполняли в этом доме определенные обязанности. На некоторых памят­никах мы, возможно, сталкиваемся с более реалистичным изо­бражением действительности. Так, на стеле Napoli 1018



(XIII дин.), принадлежавшей w'bw (жрец низшей категории); nj-sw-mntw, его сыновья увековечены за приготовлением пищи.

Значительно более преуспевший в жизни mtj nj z; (направ­ляющий жреческой череды) ]mnjj-snbw, ведавший реставра­ционными работами в храме Усире в Эботе по приказу i;tj (верховный сановник) 'nt}w и удостоившийся за их выполнение похвалы и наград от царя hndr (Louvre С 11,12), на недавно опубликованной стеле LIv. Е 30 показан пашущим вместе со> своими братьями, жрецами-уэбами бога Анхуре. Это тем более странно, что jmnjj-snbw располагал челядью, однако, если верить этой стеле, употреблял ее больше для работ по дому (см. Т., CCIII). Только один из принадлежавших ему ';mw помогает хозяину и его братьям в поле, и то таким образом, что тяжелую работу выполняют хозяева, а са-мую легкую» (бросание семян в борозду) —он.

Но и неаполитанская, и ливерпульская стелы — единичные исключения из общего правила, требовавшего, чтобы и сам хозяин памятника и его родные и близкие изображались празд­ными. Это правило предполагало, что все люди, показанные за какой-нибудь работой, не являются родственниками хозяина и, следовательно, составляют его челядь. Таким образом, и лишенные пояснений картины не могли быть поняты непра­вильно. Занятие трудом представляет в египетском искусстве совершенно определенный знак.

Если же дело обстоит так, то люди, занятые трудом, должны составлять ndt хозяев памятников. В свою очередь-люди ndt, как мы видели, складываются из mrjjt (должност­ное ndt), b'kww и управляющего хозяйством персонала. Эта вторая группа является микроскопической по сравнению с пер­вой, и, следовательно, в массе своей люди труда, изображен­ные на интересующих нас картинах,— mrjjt, а коль скоро» mrjjt — это rjmww njswt и hmwt, попросту hmww, придется признать, что картины увековечивают именно эту категорию» людей.

В самом деле, управляющий персонал нетрудно отделить от челяди уже хотя бы потому, что работой они не зани­маются, а только наблюдают за ней. И одеты они иначе, чем челядинцы: не в набедренные повязки, плотно облегающие бедра, а в свободные юбки. Конечно, их можно подчас сме­шать с sdiwtjw (казначеи), достоверно входившими в число-mrjjt (СМ 20025) и несомненными hmww njswt (Hamm. G 84), но в конце концов дело идет о каких-нибудь одном-двух слу­чаях, противостоящих сотням бесспорных примеров.

Что касается b;kww, то в ненадписанных изображениях их можно не искать вовсе. Чрезвычайно маловероятно, чтобы владелец b'kww не отметил того обстоятельства, что он рас­полагает ими. Ведь b;kww — это живые деньги, и хозяин их несомненный богач.


Так же легко отделяются от основной массы челяди и *;mw. Часть их, видимо, была на положении b;kww и потому заслуживала всегда четкого пояснения в картинах. Другая (большая) часть, хотя и использовалась как hmww, никогда с египетской челядью не смешивалась. На всех памятниках, которые изображают ';mw, они непременно указываются как таковые. Не по занятиям своим, а по этнониму они называют­ся и в документах, в тех случаях, когда нет особой необхо­димости соединять этноним с названием профессии.

В гробницах челядинцы ';mw не изображаются вовсе, а на стелах они появляются только со времени царствования -Сенвосре II.

Некоторую трудность представляет до сих пор вопрос о положении ремесленников (за исключением ткачей). Согласно innj (Urk. IV, 1006), они определенно были отделены от hmww njswt. Между тем ремесленники довольно часто изображаются на памятниках частных лиц как их бесспорная собственность. Стало быть, ремесленники могли входить в ndt. Более того, источники позволяют включать их даже в mrjjt, хотя mrjjt —это совокупность hmww. Ив самом деле, P. Brookl., vs. 46 объявляет hmw njswt башмачника, a LDT IV, 54 —каме­нотеса. Пока трудно дать объяснение этому противоречию, и мы вопрос о соотношении hmww и ремесленников должны -оставить открытым. Зато все остальные люди труда — несом­ненные hmww.

В картинах, снабженных социальными пояснениями, мы находим все те термины, характеризующие занятия и поло­жение hmww, которые мы встречаем и в.письменном материа­ле: перед нами те же земледельцы, пастухи, люди, занимаю­щиеся промыслами, садовники и огородники, тот же огромный ^обслуживающий персонал: кравчие, чашники, сопровождающие, работники sn'w и пр.

Таким образом, изобразительный материал со своей сто­роны свидетельствует о том, что hmww njswt представляют основу социальной структуры Египта эпохи Среднего цар­ства.

Картины отметают всякие предположения насчет сраста­ния челяди с семьей хозяина, когда бы отдельные предста­вители этой семьи могли быть включены в его челядь, или насчет включения в челядь чиновных лиц.

Конечно, собранные нами картины очень важны для из­учения постоянных занятий hmww njswt и позволяют выявить определенные трафареты, по которым принято было изобра­жать людей той или иной профессии. Однако в настоящей работе мы, будучи ограничены объемом, не могли рассматри­вать детально профессии hmww njswt, откладывая это дс возможной публикации в будущем той части нашего исследо-шания о людях этой категории, в которой изучаются посто-


 




янные и временные занятия hmww njswt. Для этого исследо­вания публикуемая таблица будет столь же полезной, как и для настоящего, но будет рассмотрена в ином аспекте.

В таблицу собраны почти все исключительно те изображе­ния, которые касаются приготовления лищи и доставки ее к хозяйскому столу. Изображения производственных процессов, напротив, оставлены пока без внимания. Дело в том, что последние встречаются, как правило, только в не столь уж многочисленных больших гробницах и более или менее полно систематизированы в работе L. Klebs, Die Reliefs und Ma-lereien des Mittleren Reiches, Heidelberg, 1922. Более того, они редко бывают снабжены интересующими нас пояснениями, так как и без них египтянам было ясно, что за люди изобра­жены и в каких отношениях они находятся с хозяином-, гроб­ницы. Эти люди были гораздо слабее связаны с хозяином, чем домашняя челядь, и привычкой и личной приязнью, по­этому владелец челяди, никого не выделяя среди ник, ни с кем особенно не желал встретиться в новой жизни.

Иначе обстояло дело с домашней челядью, изображения которой собраны в таблице. Они попадаются даже на самых мелких заупокойных памятниках; количество их велико, и до сих пор они не были систематизированы. У Клебс (стр. 182— 185) учтена только малая их часть. Эти изображения очень часто снабжаются пояснениями как из-за того, что сами ш> себе не столь красноречивы, как картины производственные, так по той причине, что домашние челядинцы были близки хозяину и он увековечивал поименно тех, с кем надеялся жить после смерти.

Не попали в таблицу и те памятники, на которых челя­динцы изображены праздными, так как нашей целью был сбор изображений людей труда. По этой же причине мы не учи­тывали и собственных памятников челядинцев.

В таблицу вошли все обнаруженные нами в изданиях изо­бражения домашней челяди, занятой кормлением господ. К сожалению, некоторые из них, и притом чрезвычайно цен­ные (такие, как СМ 20473, например), остались неизданными и известны нам только по описаниям. Такие описания мы включили в текст пояснения к таблице наряду с изданными изображениями, снабжая порядковый (в нашем тексте) номер памятника звездочкой. Звездочкой отмечаются и номера тех памятников, которые по каким-либо причинам не могли быть воспроизведены в таблице.

Первоначально мы сгруппировали материал таким образом,. что он распадался на четыре раздела: 1) процессии челяди, несущей яства хозяину, 2) изображения челяди, разбросанной по всему полю памятника вокруг фигуры хозяина, 3) изобра­жения одиночек-челядинцев, 4) sn'w,— располагая в каждом памятники в алфавитном порядке по их условным обозначе-


нням. К сожалению, ко всем четырем разделам пришлось в дальнейшем сделать общее добавление неучтенного во время составления таблиц материала. Поэтому при работе с табли­цей придется пользоваться указателем, в котором все памят­ники расположены в алфавитном порядке (по принятым сокра­щениям) со ссылкой на номер, под которым они помещены в таблице.

На таблицах материал располагается в ряде полос. Каж­дый номер отделен от предыдущего сплошной вертикальной чертой. Если на памятнике люди изображены в нескольких полосах, на таблицах каждая полоса отделяется от предше­ствующей пунктиром.

Отсчет фигурок ведется внутри каждого номера слева направо.

Описание, когда оно только сопровождает изображение, максимально кратко и передает прежде всего те пояснения к изображениям, которые имеются на памятнике. Для облег­чения печатания книги пришлось повсюду ограничиваться лишь транслитерацией и переводом надписи или даже только переводом.

Звания челядинцев даются в переводе в соответствии со следующей шкалой:

 

'ft] — «пивовар» 'b'Jt — «дрислуга»
wdpw — «чашник» hmt — «коме»
hmw —- «ком» wb:t/wb:jt — «прислужница»
sd;wtj — «казначей» fkjt — «служительница»
wb;w — «кравчий» btt-prw — «служанка».

Сравнительно редко встречающиеся титулы даются как в переводе, так и в транслитерации. Об условности переводов ме приходится говорить. Собственное значение терминов по­ясняется по ходу работы.

Следует иметь в виду, что среднеегипетский материал в целом издан неудовлетворительно. Даже роскошные издания гробниц Бени Хасана и Эль-Берше полны неточностей, стелы же публиковались особенно небрежно. Зачастую памятники доступны нам лишь в изданиях полувековой или столетней давности, в нелепых рисунках. За отсутствием лучших изда­ний их приходилось копировать со всей возможной точностью в наших таблицах; другого пути не было.

Зачастую и фотографические воспроизведения памятника неудовлетворительны:- нечетки, мелки. В особенности это за­трудняет изучение челяди на памятниках. Ведь,как правило, •челядь изображали в меньшем масштабе, чем членов семьи господина, иной раз и очень небрежно, поэтому детали изо­браженного было порой очень трудно отразить в наших таб­лицах. Поэтому мы не рекомендуем их как заменитель основ-


 




ных изданий в любом случае. Вместе с тем они составленье со всей точностью, которая была в наших силах, чтобы дать. читателю надежный в общем и целом рабочий каталог.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-08-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: