Государство пока в стороне




Легкая промышленность в Поволжье: миф или реальность

До полного вступлении России в ВТО остается 2 года, по большому счету это временной отрезок определит, останется ли легкая промышленность как отрасль или нет, в том числе и в Поволжье. Совсем недавно, в высших эшелонах власти, ответ по этому вопросу был ясен, во времена начала переходного периода Е.Т. Гайдар вообще заявлял, что своя легкая промышленность России не нужна, а предметы ширпотреба купим за рубежом в обмен на нефть и газ. Поэтому неудивительно, что доля продукции легкой промышленности в ВВП страны неуклонно уменьшается: 1980 год - около 25%, 1990 год - 10%, 2003 год - 1,3%, 2005 год - 1,0%. Однако, авторы статьи, полагают, что отдавать на откуп иностранным производителям огромный рынок потребления, а в 2005г. оборот розничной торговли одеждой, обувью, тканями в 2005 году составил 1,2 трлн. руб. (более 44 млрд. долларов) было бы просто неразумно. По уровню потребления продукция легкой промышленности намного опережает рынки бытовой электроники, легковых автомобилей и многих других товаров. По прогнозу, к 2008 году рынок товаров легкой промышленности должен возрасти в 2,7 раза и составить 3,4 триллиона рублей. Кстати заблуждаются эксперты утверждающие, что развитая легкая промышленность это удел развивающих стран(Китай, Турция, Индия, Пакистан). Статистика показывает, что в Германии, Италии, Франции и США доля легкой промышленности в объеме производства составляет от 6 до 12 %.

Авторы статьи, считают, что для изменения ситуации необходима государственная поддержка и координаций деятельности предприятий легкой промышленности.

 

Как сегодня

В настоящее время более 80% товаров на рынке легкой промышленности занимают иностранные компании. Да, на первый взгляд, внешний вид продукции более привлекателен, чем российский. Но если детально посмотреть изделие с точки зрения профессионала, можно заметить, что качество низкое. Да, дизайн, обработка великолепные. А вспомнить прошлое: мужской костюм российского производителя, в то время советского, носился минимум три года, не теряя при этом своих свойств по качеству, дизайну и привлекательности, а в настоящее время костюм иностранного производителя больше года носить нельзя или не рекомендуется, а тем более нельзя сдать в чистку – он сразу теряет свои свойства. И это примерно при одинаковых индексах цен. Получается, что иностранная одежда рассчитана на меньший срок эксплуатации, следовательно у них больше цена. За три года придется платить три раза. Кроме этого применяется не сертифицированное сырье и прикладные материалы.

Но главное не это. Посетив в октябре 2006г. Китай авторы статьи пришли к выводу, что китайские производители переходят уже в средний класс продукции. Данные предприятия выпускают продукцию под маркой известных итальянских фирм. Сырье, рабочая сила, технология, даже размерная группа – китайские, а бренд итальянский. Точки реализации данных фабрик находятся по всему миру. Реализацией занимается итальянская фирма.

Конечно, если купить бренд, технологии на продукцию, использовать соответствующее сырье, затем получить сертификацию в стране реализации и указать на этикетке «Made in Cina», то может быть это и неплохо для продавца продукции, но сможет ли он продавать затем продукцию по существующим ценам? Это говорит о том, что практически в 80% импорта полностью сырые, а то и черные схемы. Да и таможню с помощью «кэмэлов» (несунов) можно обойти стороной. Схема примерно такая. Представитель фирмы, которая будет заниматься продажей изделий в России, сдает товар в китайскую фирму карго-перевозчиков. Карго-перевозчик привозит товар на китайско-российскую границу, сгружает ее в фирму, которая с помощью «кэмэлов» переносит ее как личные вещи на российскую сторону, а в России снова комплектуют груз.

Недавний опрос директоров предприятий отрасли показал(какое исследование): 84% считают, что легкая промышленность «задышит», если перекроют контрабандные каналы.

В настоящее время отечественная легкая промышленность в тревоге: после вступления России в ВТО, которое уже не за горами, отрасль может оказаться одной из первых жертв этого процесса, а именно: выдержать конкуренцию в условиях, когда 80% товаров на внутреннем рынке являются дешевой контрабандой из азиатских стран, становится все сложнее. Вступление России в ВТО предусматривает снижение ввозных пошлин и увеличение импорта. По мнению А. Курского, члена президиума Комитета РСПП по техническому регулированию, конкурировать со странами Юго-Восточной Азии в области легкой промышленности не может ни одна страна мира. Там дешевая рабочая сила (до 100 долларов в месяц на конец 2006г.), а продукция не требует какого-то хай-тека и ее производство будет стоить копейки. Кроме этого, в России упадок текстильного производства и нет своего хлопка. А. Курский считает, что внутренний российский рынок может защитить только введение технических регламентов. Они должны установить обязательные требования к продукции и ее производству и помогут закрыть ввоз в Россию низкокачественного товара. Действительно, в условиях вступления в ВТО, когда запрещено квотирование и повышение пошлины, это ограничит легальный ввоз в Россию низкокачественного товара, а 80% нелегального импорта? И срок окончания этой работы – весна 2008 года.

За 2005-2006г.г. в России прекратили существование через банкротство 15 крупных текстильных и швейных предприятий и находятся в стадии банкротства 17 крупных предприятий легкой промышленности («Вестник Высшего Арбитражного суда»). Численность работающих в отрасли с 1,5 млн. человек (1990г.) сократилась до 500 тыс. (2006г.) Доля отечественной продукции на рынке составляет менее 20% (По данным ОАО «Рослегпром»).

 

Государство пока в стороне

По публикации «ФК-Новости» от 20 июля 2006г. Президент ОАО «Рослегпром» Александр Бирюков уверен, что вступление России в ВТО открывает перед легкой промышленностью страны большие перспективы. Руководитель ОАО «Рослегпром» во время дискуссии о последствиях вхождения России в ВТО сделал неожиданное заявление, тем более, что практически все текстильщики, швейники, легковики в один голос утверждали, что вступление в ВТО – это последняя стадия функционирования легкой промышленности. Что это: популистское высказывание, незнание дел в отрасли, оторванность от реальной действительности? Нет. Ничего экстраординарного в высказывании А. Бирюкова нет. Просто в свете последней информации на правительственном уровне стало ясно, что Россия вступит в ВТО, а это накладывает жесткие обязательства на своих членов. Кроме этого: у политического руководства страны позиция непреклонна. И не следует рассчитывать на какие-либо послабления. Да, таможенные пошлины останутся на прежнем уровне. Да, останется отмена пошлины на оборудование, ввозимое в Россию, аналоги которого не производятся. Да, остаются субсидии в размере 100-200 млн. рублей в год на погашение кредитных ставок. И это пока все.

Поэтому руководство Рослегпрома призывает легкую промышленность адаптироваться к текущим переменам и подготовиться к новым условиям хозяйствования. Именно исходя из этого А. Бирюков на круглом столе, проведенном с участием ТПП РФ и правлением РСП текстильной легкой промышленности призвал «перестать жаловаться и вырабатывать новые корпоративные стандарты поведения на рынке». И с точки зрения социалистического хозяйствования сказал предпринимателям текстильной и легкой промышленности: «Давайте по-настоящему хозяйствовать на предприятиях, серьезно заниматься выставочно-ярмарочной деятельностью, привлекать торговлю, создавая центры продвижения продукции, эффективно использовать имеющиеся производственные мощности». Исходя из этого заявления можно сказать, что реально плана вывода легкой промышленности из кризиса у Рослегпрома нет, как нет и конкретных предложений. А между тем позиция правильная. Положение в отрасли более чем серьезное. Даже по официальным данным Госкомстата на российском рынке текстильной и легкой промышленности доля отечественных товаров составляет менее 20%, а емкость рынка к 2010 году составит 30-40 млрд. рублей. Если не изменить государственную политику, не создать преференций, в том числе и на государственном уровне, для отечественных производителей, эти деньги перетекут за рубеж. Кроме этого, увеличение доли потребления отечественных товаров – это вопрос не только экономики, но и безопасности страны. Общеизвестно, что импорт какой-либо продукции (жизненно важной) в размере 50% потребности, составляют предел безопасности государства.

Так есть ли все-таки экономический путь стабилизации дел в легкой промышленности? По мнению ведущих производителей России в области легкой промышленности, да и из курса вузовской экономики известно, что спрос всегда определяет предложение. Рынку необходима качественная продукция в требуемых объемах и ассортименте. Могут ли имеющиеся предприятия легкой промышленности России по ассортименту и объему насытить рынок? Да, могут. Практически в каждом субъекте федерации имеется от 20 до 150 предприятий текстильной и легкой промышленности, в т.ч. и обувной, меховой и т.д. Мало того: можно реанимировать, а не строить новые предприятия, которые свернули производство продукции легкой промышленности и сдают площади в аренду. Можно даже вернуть уровень зарплаты кадры на предприятия легкой промышленности или набрать новые группы для обучения, платя им стипендию от предприятия с последующей обязательной отработкой. Эти вопросы решаемы.

А вот вопрос качества продукции, дизайна, новых технологий и оборудования – это требует больших затрат. Но опять же каких? Если в средних регионах России основные фонды швейных фабрик стоят примерно 20-50 млн. рублей, то оснастить их новым оборудованием обойдется примерно в 20% стоимости. Так может быть производителям стоит пойти на это? А здесь выходят на первый план обеспеченность предприятий заказами и сбыт продукции. И решить этот вопрос может только запрет на «серый» и «черный» импорт. Полный запрет. Полумеры не помогут. И конечно, для выравнивания цен импорта и местной продукции нужны льготы для российских производителей и сбытовиков. А эти две задачи решаются на уровне государства. При сегодняшних действующих государственных законах качество товара, ассортимент, объемы, дизайн, т.е. все то, что решается на уровне экономики, уровне промышленности можно довести до международного, но стоимость – нет. Стоимость продукции зависит только от государства. Мы не сможем быть конкурентоспособными в условиях ВТО. Есть соответствующие инновационные концепции выхода легкой промышленности на уровень конкурентоспособности, которые на первый взгляд вроде бы и помогут России, но при детальной их проработке опять на первое место выходит цена продукции. Для примера можно привести вариант:

 

 

Стратегия легкой промышленности России в условиях ВТО

 

 


Организация и оснащение производства   Организация дизайнерско-сбытового комплекса   Организация службы заказов и сбыта   Создание собственного бренда   Создание собственной торговой сети

 

Р и с. Стратегия развития легкой промышленности России в условиях ВТО.

 

Отрицательные стороны этого проекта:

- длительность цикла;

- дорогостоящий проект;

- зависимость от импортного сырья;

- сложность структуры;

- отсутствие квалифицированных кадров.

Хотя, конечно, с точки зрения специалистов проект правильный и своевременный. Реанимировать промышленность можно только создавая свой бренд, свои точки реализации. А еще один минус этого варианта: какова вероятность того, что ваш бренд не будет выпускать кто-то подпольно?

Да, в настоящее время отечественным производителям нужны больше стимулы, а не льготы.

Еще один пример: в 2005 году доля наловых поступлений отрасли легкой промышленности в бюджет Российской Федерации составила 0,41%. Если бы промышленность была бы освобождена от налогов и сборов, то бюджет недополучил бы 32,9 млрд. рублей. При освобождении от налогов легкая промышленность могла бы развиваться, а именно становиться более конкурентной в ценовой сфере.

При целевых инвестициях в легкую промышленность со стороны государства и бизнеса, в т.ч. и зарубежного, возможна ее реанимация. По этому пути пошел Китай. Китай в ВТО. Но какая там политика? Да, там тоже таможенные пошлины оставили на уровне существовавших. Но импортный продавец продукции имеет право торговать только в магазинах. А это государственная собственность. С помощью аренды государство регулирует цены. Торгующий рядом китайский производитель становится конкурентоспособным. В Китай идут инвестиции, но следующим образом: создаются СП, где контрольный пакет акций у Китая. Земля и имущество СП – государственные. Предприятия легкой промышленности работают под иностранным брендом, что увеличивает объем реализации. В течение трех лет СП освобождено от налогов. Китайцы хорошо обучаемы. Научившись работать у иностранцев, они открывают такое производство сами. Могут открыть даже в другой стране.

В качестве вывода можно сказать следующее: без государственной поддержки, после вступления в ВТО легкая промышленность России может стать сырьевым придатком какой-либо развитой страны или поставщиком дешевого труда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: