Коррекция обоняния и вкуса




Коррекция осязания

Познавательные возможности осязания: характеристика формы, величины, фактуры материала, качества поверхности, определение температуры, веса тактильным способом. Первые впечатления ребенок получает через ощущения от прикосновений, которые сообщают ему о том. что происходит вокруг. Тактильную информацию об окружающем мире малыш воспринимает через физический контакт, например, когда его пеленают, баюкают, поглаживают, целуют. Он выражает свое удовлетворение (или неудовлетворение) физическим действием. Идет процесс познания, который рождает сознание. Ощущения от прикосновений дополняются визуальными и слуховыми впечатлениями.

К осязанию относятся тактильные, температурные, барические, болевые ощущения, т.е. те, что воспринимаются кожей, площадь которой у человека в среднем 2 кв. м. (некоторые к осязанию относят также вибрационные ощущения, чувство препятствия у незрячих). Природная потребность в тактильных ощущениях велика: как кошки точат когти, так и маленькие дети любят царапаться, кусаться. Взрослые этому всячески препятствуют, тем самым «душат природу». Выход из этой ситуации состоит в замене объектов. Например, кольца для зубов — «прорезыватели» сейчас изготавливают с разной твердостью поверхности, с различными фруктово-ягодными ароматами и приятными звуками, которые они издают при кусании.

Основные задачи развития и коррекции осязания:

· различение структуры и качества поверхностей (на уровне пассивного словаря);

· усвоение характеристик: гладкий — шероховатый; мягкий — твердый, жесткий; пушистый — колючий (использование в активной речи).

В качестве оборудования для проведения сенсорного тренинга можно использовать «клавишную доску» Монтессори (образцы различных поверхностей, наклеенные на доску и напоминающие клавиши пианино), кусочки разных видов бумаги, ткани (фланель, ситец, шерсть, атлас, шелк, мех и т. д.); образцы различной древесины, металла, пластика и других материалов; рельефные изображения объектов, тактильные мешочки, весовые наборы для развития кинетической чувствительности, мускульных ощущений и т. п.

Наиболее типичные задания, игры и упражнения: «Найди такую же поверхность», «Подбери пару», «Что напоминает эта поверхность на ощупь?», «Волшебный мешочек» и др. Большой интерес у детей вызывает подбор по структуре поверхностей крыш к домикам, шляпок к ножкам грибов и т. п.; посчитать пальчиками на ощупь количество мелких предметов, расположенных в линейном порядке и вразброс (например, наклеенные на картон бусинки, ракушки или обломки спичек); прочитать пальчиками одно- и двухсложные слова, составленные рельефным шрифтом. Можно также предлагать объемные аппликации из толстого картона, сплошные и контурные изображения хорошо и малознакомых предметов, выложенные конструкции из палочек, спичек, проволоки, а также узоры из тесьмы, веревки, гута и пр. Учащиеся тактильно запоминают предложенный образец, а затем зрительно находят ему пару, либо делают его зарисовку, или конструируют аналогичную фигуру из имеющихся материалов (проволока, спички, вощеные нити и пр.). Таким не образом осуществляют соотнесение плоскостного с объемным.

Коррекционные приемы и методические указания: переходить от мягкого к твердому, используя контрасты между грубо структурой материала и гладкой. Зрячие дети выполняют упражнения с закрытыми или завязанными глазами. Осязанием, как средством самокомпенсации, активно пользуются не только люди с нарушением зрения, но и слуха, речи, интеллекта, познавательные движения руки следует целенаправленно использовать в лепке, рисовании, конструировании, при знакомстве с новыми предметами, сравнении различных объектов. Особо важное значение имеет организация осязательной деятельности при восприятии и изучении формы предмета, букв, цифр, геометрических фигур, которые в целом ряде случаев легче усваиваются посредством ощупывания, чем зрительно.

В 1963 году А. С. Новомейский установил, что при ощупывании цветной поверхности бумаги одинаковой фактуры у испытуемых появляются разные ощущения. Одни цветовые тона Описывались как гладкие, другие — как шероховатые, третьи — как вязкие. Исследования других авторов уточнили данные А. С. Новомейского. Так, в Харьковской школе-гимназии для слепых детей было выявлено, что в этой классификации не хватает еще одного класса тактильных ощущений, являющихся недостающим звеном для формирования целостного образа восприятия цвета. Этим звеном стали ощущения мягкости — твердости, ясно осознаваемые испытуемыми у одних цветовых тонов, и слабо — у других. В итоге оказалось, что полная информация о цвете передается не одним, а минимум двумя ощущениями — тактильными признаками цвета. Все светлые тона объединяются понятием скользкие, а темные — тормозящими. В результате была получена новая, более полная и точная классификация при знаков цвета в тактильном отражении и разработана методика кожно-оптического восприятия пигментных цветовых тонов контактным (на ощупь) и дистантным (не дотрагиваясь да поверхности) способами. Физиологическая природа феномена до сих пор точно не установлена: либо это фоторецепция кончиков пальцев, температурная рецепция, или нечто иное? Вопрос пока остается без ответа.

Все больший авторитет в коррекционной работе со всеми категориями детей завоевывает тактильная стимуляция, которая способствует оживлению аутичного ребенка и установлению с ним контакта. Раздражение правой стороны туловища приводит к активизации левого полушария, и наоборот. Левое полушарие контролирует сенсорные и двигательные функции правой половины тела, перерабатывает информацию аналитически и последовательно, отвечает за развитие речи. Правое полушарие держит под контролем левую половину тела, анализирует информацию одновременно и целостно, обеспечивает зрительный и пространственный праксис, оно связано с интуицией и творческими способностями. Каждое полушарие имеет сильные и слабые стороны, каждое вносит свой вклад в формирование и развитие мышления и сознания.

Тактильная стимуляция не только повышает чувствительность отдельных участков тела, которые передают сигналы в кору головного мозга, «будят» дремлющие клетки, но и позволяет ребенку уютнее почувствовать себя в своей «шкуре» (коже). Тактильную стимуляцию, кроме разнообразных массажных движений рук — поглаживание, растирание, постукивание, пощипывание, похлопывание — можно проводить с помощью меха, кисточки, щетки, перышка, губки, ваты и т. п., а также использовать фен, вызывая холодный, теплый, горячий потоки воздуха, втирать крем, расчесывать, щекотать, покалывать. Много приятных эмоций может доставить прохождение через своеобразный «душ чувств» в виде штор из легких газовых шарфов, лент, шариков, пробок, бамбука и др. Такие реакции, как улыбка, моргание, вздрагивание, поворот и пр. (особенно при детском церебральном параличе, моторной алалии, раннем детском аутизме), не являются самоцелью, но по ним можно контролировать ощущения ребенка.

Для развития (нормализации) чувствительности кожи хорошо подходят сухие шариковые бассейны. Частично их могут заменить ванны, ящики, заполненные песком, стружкой, листвой, семенами, каштанами, желудями, в которые укладывается ребенок, или только погружаются его руки, ноги поочередно. Благодаря этим погружениям и спонтанным манипуляциям в них, У ребенка развиваются психомоторные навыки. В этих условиях имеет смысл организовать целенаправленный поиск: в наполнителе прячется какой-либо объект или несколько, которые надо обнаружить (на ощупь руками или ногами) и достать.

Посредством осязания человек дополняет, расширяет и уточняет информацию, полученную при помощи других анализато­ров. Развитое осязание очень значимо для многих видов профессионального труда, предметно-практической, художественной, музыкальной деятельности.

Коррекция обоняния и вкуса

Познавательные возможности органов обоняния и вкуса: узнавание предмета по запаху и вкусу; установление степени приятности пищи; степени свежести (испорченности) продукта, зрелости плодов; определение качества запаха и Вкуса, температуры и качества поверхности съедаемого; дифференцирование предметов на съедобные и несъедобные; Использование запаха при ориентировке в пространстве, в качестве сигнала о происходящих событиях и др.

С эволюционной точки зрения органы обоняния являются самыми древними органами чувств. Они обеспечивают самую короткую и надежную связь между окружающим миром и мозгом, несмотря на передачу 2% информации. Если зрительные и слуховые раздражители предварительно преобразуются, прежде чем дойдут до мозга, то рецепторная клетка; которая уловила в носу молекулу ароматического вещества, посылает сигнал без промежуточных «станций» прямо в обонятельный центр мозга. Он находится в теснейшем контакте с центрами, отвечающими за память и обеспечивающими сексуальное и эмоциональное возбуждение. Именно этим объясняются ситуации, Когда, казалось бы, случайный аромат вдруг вызывает у человека необыкновенно сильные чувства и переживания. Это обстоятельство используется при работе с афазиками, дементными больными. Подбирая соответствующие сочетания запахов, можно вернуть ощущения, которыми они наслаждались прежде, и тем самым актуализировать прошлый опыт.

Сила этого сенсорного анализатора в том, что он непосредственно влияет на подсознание. Буддийская мудрость гласит: «Приятный запах наполняет энергией, озаряет лицо улыбкой и удлиняет жизнь». Мы можем закрыть глаза, заткнуть уши, но не дышать не можем. Общая площадь рецепторов, реагируюших на запахи, у человека составляет 5 кв. см, у собаки — 65 кв. см, а у акулы — 155 кв. см (у многих других животных этот анализатор является ведущим). Человек вооружен 30 млн. «обонятельных» клеток, которые обновляются каждый месяц. Его нос способен различать более 10 тысяч запахов, хотя Многие люди об этом даже не догадываются. Специалисты выяснили, что ребенок обладает обонянием еще до рождения (зародыш может «чувствовать», если мать курит или ест острую пищу). В некоторых западных клиниках в детских инкубаторах оставляют одежду матери, чтобы создать иллюзию ее присутствия. Дети с особенностями психофизического развития часто воспринимают вкусовые и обонятельные раздражители пассивно и не могут дифференцировать. Гиперчувствительность же свойственна эгоцентрикам. Мы подразделяем запахи на «плохие» и «хорошие», определяем их в соответствии с нашими собственными ассоциациями. Последние разработки «изобретателей ароматов» призваны дать ощущение покоя — они источают свежий запах чистого белья и аромат уютного дома, где тебя любят и ждут.

Обоняние, конечно, не играет сейчас той роли, которую оно выполняло в древности. Древние египтяне «записывали», опредмечивали ароматами наиболее важные события, собирая их в мешочки. Полинезийцы, эскимосы и лапландцы трутся друг о друга носами в знак приветствия и расположения, что позволяет им уловить запах кожи и таким образом отличить «друга от врага». Среди племен Новой Гвинеи до сих пор сохранился подобный обычай. Европейские люди с такой практикой не знакомы, тем не менее нам известен запах Нового года, Дня Святого Валентина (корица) и некоторых других праздников. Герой Оскара Уальда в «Портрете Дориана Грея» изучает технику изготовления духов, чтобы «открыть истинные связи ароматов, постичь тайны, скрытые в этих смолах, вобравших в себя мистические силы природы — амбры, замешанной на страсти, фиалки, вызывающей воспоминания об умершей любви, мускуса, возбуждающего мозг».

Правая ноздря связана с активизирующими структурами, левая — с расслабляющими. Когда проходимость обоих ходов одинакова (нет полипов, значительных искривлений носовой перегородки или других аномалий) — у человека гармоничное Дыхание. Если проходимость левой ноздри хуже (активнее дышит правая) — человек склонен к перевозбуждению. Если же хуже дышит правая — не избежать вялости, подавленности.

В последнее время все шире и шире распространяется ароматерапия — использование различных запахов, чаще всего в виде эфирных масел, в лечебных целях. Некоторые оптимисты заявляют, что ароматами «можно лечить все, кроме аппендицита». Приведем некоторые примеры: эвкалипт — стимулирует дыхание, очищает воздух; розмарин — естественный энергетик, расслабляет мышцы, способствует пищеварению; сосна — дезинфицирует, рекомендуется при бессоннице и утомлении; апельсин укрепляет, способствует накоплению энергетики; лимон — освежает, тонизирует, укрепляет; майоран — успокаивающий болеутоляющий, освежающий, действует против храпа; вербен — способствует общению, пищеварению, пробуждает ум; жасмин — расслабляет, уравновешивает, нейтрализует плохие запахи; мята — тонизирует, укрепляет; мелисса - помогает преодолеть усталость; базилик — способствует сосредоточенности, стимулирует память, улучшает пищеварение. Ароматы всех цитрусовых стимулируют психическую и физическую активность. ПРИ уникальной функциональности запаха лаванды все же выделяют ее успокаивающее действие. Ароматерапия на фоне музыки снимает спастику у детей с ДЦП. во многих странах мира успешно практикуется обучение незрячих людей ориентировке в пространстве по специально высаженным пахучим растениям.

Для стимуляции и коррекции обоняния и вкуса используются продуктовые и парфюмерные наборы, масла, эссенции, наборы трав, «вкусовые баночки», део-диски, освежители воздуха, нюхательная соль, ароматические свечи, блокноты, карандаши и пр.

Коррекционные приемы и методические указания: предлагать контрастную пищу (сладкое-горькое, приятное-неприятное), проводить нейтрализацию предыдущего вкуса глотком воды. При развитии вкусовых и обонятельных способностей необходимо следовать примеру князя из сказки Гауфа «Карлик Нос», который в поисках в пироге королевы травы чихай на здоровье и утешение желудка» осторожно откусил крохотный кусочек, хорошенько прожевал его и растер языком.

Голова младенца, непомерно большая, в процессе роста ребенка приходит в гармоничное соотношение с остальным организмом, как у взрослого человека. Но этот процесс протекает весьма различно. Еще в давние времена было замечено, что одни дети быстро вырастают из головы», другие — медленно. В первом случае отмечали, что нервная система («образующие силы» головы) еще не стала органом сознания, источником представлений и мыслей, как у взрослого, а остается пока органом обмена веществ. у такого ребенка при ходьбе и беге голова как будто тянет своим весом к земле. «Большеголовые» дети, подчеркивалось, равнодушны к заботам учителя школьный день — для них тяжелая нагрузка. Однако указывалось, что можно помочь нервной системе правильно взаимодействовать с системой обмена веществ если следить, чтобы дети с большой головой получали с пищей достаточно соли и по утрам умывались холодной водой.

Дети, у которых верх взяла нервная система, становятся взрослее, чем те, у которых преобладает обмен веществ, но они часто выглядят бледными, уставшими, так как обменные процессы недостаточно активны, чтобы нормально питать нервную систему. Поэтому они нуждаются в большом количестве сахара, в пище, спелых фруктов, меда, сахарозы, но не конфет, которые разрушают зубы и портят желудок. В исключительных случаях врачи советуют делать ребенку с маленькой головой перед сном теплый компресс на живот. (По материалам книги Каролины фон Гейдебрандт «О душевной сущности ребенка»).

В XVIII веке обильная еда на ночь стала первым коррекционным средством, регулирующим поведение психически больных людей в лечебнице Бедлам близ Лондона (именно туда поместили Гулливера после его возвращения в Англию из дальних странствий, так как не поверили его рассказам и приняли за сумасшедшего).

Одной из проблем питания, актуальной для населения современной Беларуси, остается дефицит витаминов, который, как известно, особенно опасен в период роста и развития организма. Между тем данные статистики свидетельствуют о том, что большинство наших дошкольников и школьников не получают необходимого количества витаминов С, группы В, фолиевой кислоты, А и Е. Это оказывает негативное влияние на показатели их физического развития, повышает риск возникновения хронических заболеваний, снижает иммунитет.

Зябкость, частые простуды, сонливость или нарушение сна, Десны, кровоточащие при чистке зубов, указывают на нехватку витамина С. При недостаточном содержании витамина А могут возникнуть сухость кожи и мелкая сыпь на ней, выпадение волос, ухудшение зрения, слезотечение, светобоязнь, куриная слепота, а при нехватке витамина В1 — головная боль, ухудшение памяти, плаксивость, слабость, быстрая утомляемость, одышка и учащенное сердцебиение.

Витамин В2 называют кожным витамином. Он нужен для того, чтобы кожа была гладкой, упругой, эластичной. Если его мало, то кожа имеет нездоровый вид. О недостатке витамина В6 свидельствует депрессия и воспаление кожи — чаще всего в области носогубных складок и под бровями. Желтоватый цвет лица, ранняя седина, выпадение и блеклость волос, головокружение, онемение и покалывание в руках и ногах — признаки недостатка в организме витамина B12, а слабость, понос, извращение вкус сухость и жжение во рту, болезненность языка, бледность губ, нарушение психического равновесия — признаки недостатка витамина Р.

Витамин Е необходим длявоспроизводства потомства. Кроме того, он обеспечивает нормальное функционирование сердечно мышцы, эффективно способствует лечению диабета и астмы. О также препятствует образованию тромбов в кровеносных сосудах, очищая вены и артерии от кровяных сгустков. К тревожны сигналам о его недостатке относятся нарастающая мышечная слабость, нарушение половой функции. Следствием нехватки, витамина D могут быть мучительные боли костей и мышц, зубов, а также частое потение головы. Недостаток этого витамина особенно опасен для детей, так как в этом случае у них может развиться рахит.

В одной известной рекламе говорится: еда — это наслаждение вкусом. Однако это также и стимуляция деятельности мозга, где непрерывно работают свыше 100 миллиардов нервных клеток, причем каждая связана с еще 10000 других. Длятого чтобы этот сложнейший механизм функционировал без сбоев, клеткам серого вещества необходимо большое количество энергии. Хотя масса человеческого мозга составляет всего 2-3% от массы тела, он ежедневно забирает не менее 20% всей энергии, получаемой из пищи. Таким образом, то, что мы едим, решающим образом сказывается на работоспособности центральной нервной системы. Для улучшения памяти специалисты рекомендуют потреблять тертую морковь с растительным маслом. Это блюдо стимулирует обмен веществ в мозге, за счет чего облегчается процесс заучивание наизусть. Тот, кому необходимо удерживать в памяти большой объем текста или нотных знаков, нуждается в большом количестве витамина С (лимон, ананас, крыжовник). Для развития кратковременной памяти предлагается авокадо как источник энергии за счет высокого содержания жирных кислот. Для усиления концентрации внимания следует побольше есть креветок, орехов, репчатого лука, которые помогают при умственном переутомлении и психической усталости, способствуют разжижению крови, улучшают снабжение мозга кислородом.

Для творческого озарения советуют есть инжир, который освобождает голову для новых идей; тмин — эфирные масла, содержащиеся в нем, стимулируют всю нервную систему. Тому, кто нуждается в творческой активности, следует пить чай из тмина (сна чашку 2 чайные ложки измельченного тмина). Капуста снижает нервозность, так как снижает активность щитовидной железы, что позволяет спокойно готовиться и сдавать экзамены. Лимон, черника освежают мысли и облегчают восприятие информации. На положительные и отрицательные эмоции тоже можно повлиять при помощи пищи. Так, паприка, чем острее, тем лучше. Ее ароматические вещества, так же как и серотонин, содержащийся в бананах, способствуют выделению «гормонов счастья» — эндорфинов. Клубника быстро нейтрализует отрицательные эмоции. Депрессию хорошо снимает шоколад и абрикосы.

Обоняние и вкус, несмотря на незначительный процент воспринимаемой информации извне, дают широкие, эмоционально насыщенные возможности для совершенствования и коррекции психофизического развития человека.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: