В этом маленьком храме установлены пратибху мурти Радха-Гокулананды. Изначальные Божества Шри Вишва-натхи Чакравартипады находятся во Вриндаване, в Радха-Гокулананда Мандире рядом с Радхараманджи.
В семнадцатом веке, когда мусульмане напали на Врин-даван, многие из подлинных Божеств Шести Госвами были перенесены к Радха-кунде с целью Их сохранения. Затем Их перевезли в Камьявану и, наконец, в Кароли и в Джайпур в Раджастхане. На берегу Радха-кунды были построены уменьшенные копии больших храмов Вриндавана. В них были установлены пратибху мурти (экспансий изначальных Божеств, неотличные от Них), чтобы прославить пребывание здесь Господам продолжить поклонение Ему.
По милости Господа живущие возле Радха-кундЫмогут посещать семь главных храмов Вриндавана, не покидая Радха-кунду. Радха-Мадана-мохана, Радха-Говинда, Радха-Гопинатха, Радха-Дамодара, Радха-Шьямасундара, Радхара-мана и Радха-Гокулананда — все Они здесь.
Может показаться, что изначальные Божества Вриндавана покинули Враджа-дхаму, однако следует понимать, что Они вечно пребывают здесь. Они всегда играют здесь и даруют преданным Свой божественный даргиан. Игры Господа непостижимы, и воля Его неоспорима. Никто-не сможет остановить Господа, если Он пожелает покинуть Вриндаг ван, как в случае с Гопала Раджей (Шри Натхаджи), ушедшим в Раджастхан. Влекомый чистой любовью преданных Раджастхана, Господь Гопала из тенистых рощ Враджи ушел в пустынные пески Раджастхана.
Таким же образом возлюбленные Божества Шри Рупы Госвами, Радха-Говинда, ушли в Джайпур. Теперь на мангала арати Им ежедневно поклоняются десять тысяч преданных. Радха-Дамодара, возлюбленные Божества Шри Дживы Госвами, по Своему желанию ушли в Джайпур, где пробыли семьдесят лет. Затем Божества вернулись на короткое время во Вриндаван, прежде чем снова уйти в Джайпур, где Они и находятся последние двести пятьдесят лет.
Мы обращаемся ко всёмс просьбой о пожертвовании
Преданные должны жертвовать деньгина поддержание этого и всех остальных священных мест, которые мы посетим во время нашей парикрамы. В ведических шастрах утверждается, что, придя к садху (святому) или в храм Господа Шри Кришны, человек должен сделать похсертвование. Подношение может быть скромным и состоять из злаков, фруктов, сладостей или овощей, а может представлять собой и большие суммы денег.
Пренебречь этим ведическим предписанием и не пожертвовать ничего означает совершить оскорбление. «Тот, кто обладает одними лишь книжными познаниями и не желает следовать предписаниям шастр, не может считаться добродетельным человеком» («Шримад-Бхагаватам», 1.13.31, комм). Один разгневанный пуджари-враджаваси так изложил мне свои мысли на этот счет:
«Махарадж, западные преданные тратят около сорока тысяч рупий на одни только билеты, чтобы прилететь во Вриндаван из Америки или Европы, так ведь? Они тратят эти деньги, чтобы увидеть изначальные Божества Вриндавана: Говиндаджи, Дамодару, Радхараманаджи и других. Их главное занятие здесь — это получение даргиа-на, омовение в Ямуне и Радха-кунде и парикрама вокруг Гирираджа.
Но можете ли Вы объяснить мне, Махарадж, почему западные преданные, преодолев столько препятствий для того, чтобы приехать сюда, получают даршан Тхакураджи (Божества Шри Кришны), выражают свое почтение — и просто уходят, не пожертвовав ни пайсы? Разве они приезжают не из богатейших стран мира? Что это сними? Даже самый бедный индиец жертвует несколько рупий, получив даршан Тхакураджи».
Во всех ведических предписаниях подчеркивается, что домохозяева должны раздавать милостыню, чтобы очистить нажитое богатство, в «Шримад-Бхагаватам» (1.13.31) говорится, что Махараджа Юдхиштхира был праведным царем и достойным подражания грихастхой. Он занимался благочестивой деятельностью, предписанной домохозяевам, ежедневно лично раздавая пожертвования в храмы, брахманам и так далее.
Бали Махараджа был великим царем и грихастхой, который стал вечным спутником Верховного Господа, пожертвовав все, что у него было. В «Бхагавад-гите» Шри Кришна говорит: йе йатха мам прападйанте — «Я одаряю тебя по твоей преданности Мне». Далее, в одиннадцатом стихе двенадцатой главы «Гиты», Кришна говорит: карма пхака тйагам — человек обретает умиротворение, отказываясь от плодов своей деятельности. Спокойствие ума необходимо для того, чтобы стать сознающим Кришну.
«Милостыня, поданная в соответствии с предписаниями, без ожидания выгоды, в нужное время, в надлежащем месте и достойному человеку, является милостыней в гуне благости» («Бхагават-гита», 17.20).
В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада говорит. «Духовное совершенство имеет важное значение. Вот почему давать пожертвования рекомендуется в местах паломничества (таких как, например, Вриндаван) или достойным брахманам, или в вайшнавские храмы». Помимо того, что благотворительность — это одна из шести брах-манических добродетелей, раздача пожертвований необходима для самоосознания. «Не занимаясь подвижничеством и не жертвуя свои богатства, невозможно обрести милость Верховного Господа» («Шримад-Бхагаватам», 3.24.3, комм).
В Конце концов, мы должны отдать Кришне все, так почему бы не начать с нескольких рупий? Совершая парикраму, йадо отдавать приемлемые пожертвования в каждом храме. Пожалуйста, помните, что минимальная сумма, двадцать рупий, в Америке - всего лишь пятьдесят центов. Приезжие преданные обычно тратят сто-триста рупий в день на еду и питье, а на парикраме не хотят потратить и десяти рупий на служение Господу Кришне.
У нас искаженная система ценностей, это очевидно. Мы без долгих раздумий щедро тратим деньги на нужды своего тела. Но, к сожалению, когда речь заходит о служении Кришне и очищении души, мы становимся скупцами. Мы смиренно просим всех преданных не скупиться и жертвовать в те храмы, которые они посещают. Давать пожертвования на Радха-кунде особенно благоприятно, потому что это самое важное место во всем духовном царстве Вриндавана.
Шри Шри Тхакура Радха-Гокулананда ки-джай!
Шри Шри Радха-кунда Шъяма-кунда ки-джай!