Тема: Методика орфографии.




Задание 1: Осмыслить предложенный материал (см. презентации) и дать определения понятиям.

Система правил о написании слов и их значимых частей, о слитных раздельных и дефисных написаниях, об употреблении прописных букв и переносе слов называется орфографией (греч. orthos - прямой, правильный и grapho-пишу), или правописанием.

Русская орфография состоит из пяти разделов:

1) передача буквами фонемного состава слов;

2) слитные, полуслитные (дефисные) и раздельные написания слов;

3) употребление прописных (больших) и строчных (малых) букв;

4) перенос части слова с одной строки на другую;

5) графические сокращения слов.

Каждый раздел орфографии представляет собой систему правил, основанных на определенных принципах.

(Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. -- 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с.)

Методика орфографии - это раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся орфографических умений и навыков. (Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка: учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. №2101 «Рус. яз. и лит.» / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др. - М.: Просвещение, 1990. - 368 с.)

 

Методика обучения орфографии базируется на следующих принципах:

· изучение орфографии в тесной связи с изучением фонетики, морфемики, морфологии и синтаксиса;

· сопоставление различных явлений (звук и буква, фонема в сильной и слабой позиции);

· структурно-семантический принцип (опора на знание состава и значения морфем в слове). (Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе: учебное пособиедля студентов высших учебных заведений / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева. - М.: Академический проект, 2006. - 590 с.)

Принципы орфографии:

Принципы орфографии: правописание морфем регулируется в русском языке тремя принципами — фонематическим, традиционным, фонетическим. (Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с).

Орфограмма – это написание в соответствии с орфографическим правилом или по традиции, это «точка применения» орфографического правила (в его основной части или в исключении из него). (Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с).

Словарно-орфографическая работа - изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и прочее

Словарно-орфографическая работа проводится для того, чтобы ученик понимал значение этого слова и, если возможно, этимологию его; умел им пользоваться, т.е. употреблял это слово в речи, устной и письменной, мог оперировать им безошибочно в разных позициях.

Словарно-орфографическая работа может включать:

· Ознакомление лексического значения новых слов.

· Словарная работа может преследовать грамматические цели.

· упражнения могут проводиться с целью обучения правильному орфоэпическому произношению, правильной расстановки ударения в словах.

· Словарная работа для усвоения правильного написания слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами необходимо проводить планомерную словарно-орфографическую работу.

 

Задание 2: Дать характеристику обучающих диктантов.

Диктант — вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

Выборочный диктант требует записи не всего текста, диктуемого учителем, а только части, соответствующей заданию. Например, записывают слова только, на определенное правило. Диктант развивает орфографическую зоркость учащихся, развивает согласованность действий при работе в коллективе.

Выборочно-распределительный диктант – письменная работа, при выполнении которой производится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение выбранного на группы, чаще всего в столбики.

Предупредительный диктант используется в целях отработки приемов применения правила и направлен, в частности, на овладение учащимися алгоритмом действий. Перед записью текста или в процессе записи (при так называемом комментированном письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.

Объяснительный диктант включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом. Данный вид диктанта представляет своего рода коллективную проверку написанного, развивает внимание учащихся к орфограммам. В процессе записи текста учащиеся подчеркивают орфограммы, требующие проверки, после записи — контролируют правильность выполнения работы.

(Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения».—— М.: Просвещение, 1979. — 431 с., ил.)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: