Основные задачи системы образования




Цели и задачи обучения в системе образования

 

В системе учебного процесса, как и в системе воспитания, действует закон целей обучения. Цели общего образования вытекают из целей воспитания и соотносятся с ними как часть с целым.

Российские законы провозглашают образование основой духовного, социального, экономического, культурного развития общества и государства. Образование в РФ имеет цель: становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, осознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан.

Организация процесса обучения, прежде всего, связана с четким определением его целей, а также осознанием и принятием этих целей учащимися. Цели обучения – организация усвоения социального опыта по мере осознания и осмысления обществом той необходимой его части, которая составляет содержание..

Практическое определение целей обучения – процесс достаточно сложный и требует от педагога тщательного продумывания. Следует, помнить, что как в системе обучения, так и при проведении каждого занятия в отдельности решаются три основные группы взаимосвязанных целей:

1) цели образовательные (овладение знаниями, умениями и навыками),

2) цели развивающие (развитие мышления, памяти, творческих способностей)

3) цели воспитательные (формирование научного мировоззрения, нравственности и эстетической культуры).

Поэтому, проектируя проведение учебных занятий, педагогу нужно детально определить как образовательные, так и развивающе-воспитательные цели, а также тот уровень, на котором будут решаться эти целевые установки.

Обучение, рассматриваемое с предметной (объективной) стороны, имеет следующие три основные цели:

1)овладение учащимися основами научных знаний о природе, обществе, технике и искусстве (формирование мировоззрения, умений и навыков, обеспечивающих возможность самостоятельного использования этих знаний; способов научного мышления и методов исследований в рамках отдельных предметов);

2)общая подготовка учащихся к практической деятельности, которая позволяет человеку познавать и преобразовывать природу, общество и культуру и осуществляется, прежде всего, через познавательную деятельность;

3)формирование у учащихся научных убеждений и основанного на них целостного восприятия мира.

Обучение, рассматриваемое с личностной (субъективной) стороны, также включает три основные цели, которые находятся в неразрывной связи с реализацией рассмотренных выше предметных целей:

1) общее развитие мышления и познавательных способностей;

2) формирование потребностей, мотивации, интересов и увлечений учащихся;

3) привитие учащимся навыков к самообразованию, необходимыми условиями которого являются овладение «техникой» самообразования и привычка к работе над собственным образованием.

Основные задачи системы образования

Задача-один из видов учебных заданий, направленных на повышение познавательной и практической активности обучающихся в учении и труде. Выполнение задания характеризуется наличием у обучающихся определенных целей, стремление получить результата учётом имеющихся условий и требований, необходимых для решения задачи применением соответствующих данной целей и условия способов или приёмов решения.

Задачи образования, отдельно взятые целеполагаемые результаты образования, обладающие самостоятельной значимостью для жизнедеятельности человека и общества. Через процесс их достижения воплощается высшая конечная цель образовательной деятельности. Задачи образования подразделяются на 3 группы:

1)Продиктованные интересами развития общества (подготовка квалифицированных работников, формирование сознательных и активных граждан, разделяющих ценности общества);

2)вытекающие из интересов развития человека (формирование и обогащение его творческого потенциала и духовного мира);

3)порождаемые необходимостью гармонизировать интересы личности и общества (одновременное удовлетворение их потребности в образовательных услугах разного рода).

Для успешного воплощения идеи непрерывного образования важно определить содержание задач последовательно, выполняемых на отдельных стадиях образовательного процесса, а именно:

1)освоение опыта, накопленного историей;

2)освоение лучших достижений современников;

3)развитие способностей к обогащению, имеющегося опыта собственным вкладом.

 

Задача познавательная- учебное задание,предполагающее поиск новых знаний,способов решения(умений)и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Процесс обучения состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам деятельности познавательных задач. Разнообразие познавательных задач в учебном процессе зависит от особенностей учебных предметов, их места в системе знаний и умений обучающихся возрастной ступени обучения. Педагогически обоснованная система познавательных задач позволяет осуществлять все функции обучения, поэтому в каждой задаче педагогу необходимо выделять не только её роль в приобретении знаний и места в логике содержания учебного материала, но и значение для активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся сопутствующей её решению. В дидактике общее требование к постановке познавательных задач в учебном процессе сформулировал Михаил Александрович Данилов. Познавательные задачи должны отражать систему и логику содержания учебного предмета, учитывать актуальный уровень развития и учебной подготовки обучающихся, содержать информацию необходимую для развития ума, творческих процессов, создавать положительную мотивацию решения проблем. В связи с потребностями общества и школы проблема познавательных задач привлекает всё более широкий круг исследователей(не только дидактов,но и педагогов широкого профиля,психологов,социологов, методистов и др.),занимая всё более значительное место в сфере интеграции наук о человеке и его деятельности.

 

Технологические задачи -разновидность учебных задач, применяемых в целях развития технологического мышления обучающихся, осуществление связей теории и практики, теоретического и производственного обучения. Для процесса профессионального обучения рабочих и специалистов наиболее характерными видами технологических задач являются: разработка технологии выполнения учебно-производственных работ, принятие решений в различных производственных ситуациях, расчёты технологических режимов обработки, наладки, регулировки и др. К формированию умений планировать технологический процесс нельзя подходить сугубо утилитарно, обучающиеся в процессе обучения имеют дело с большим количеством самых разнообразных работ с характерными для них технологическими процессами. Научить разрабатывать технологические процессы для всех этих работ практически невозможно, поэтому важной задачей мастеров и преподавателей является формирование у учащихся обобщенных умений технологического планирования(подхода основных принципов),используя которые они смогут уверенно разрабатывать конкретные технологические процессы. Умения разрабатывать технологические процессы представляют собой довольно высокую степень абстрактного мышления, поэтому формирование таких умений осуществляется в тесной связи с производственным обучением учащихся по определенной системе, включающей ознакомление учащихся с готовыми типовыми технологическими картами, разбор их, практическое применение на своих рабочих местах, а затем самостоятельное выполнение заданий по разработке технологических карт вначале на простые, а затем более сложные и разнообразные учебно-производственные работы. По мере выполнения таких заданий внимание учащихся все больше обращается не столько на собственно технологию, сколько на общие вопросы, характерные для разработки технологических процессов, т.е. на выявление закономерностей, принципов построения технологических процессов вообще. Это способствует формированию у учащихся обобщенных подходов к построению технологических процессов. Знание и применение общих принципов построения технологических процессов организует мыслительная деятельность обучающихся, предупреждая обычное при решении технологических задач «блуждание» в поисках наилучшего варианта, формирует умения технологически мыслить. Наиболее эффективный способ выработки умений принимать решения по управлению технологическим процессом, решение технологических задач с применением тренажёров. Тренажёры не только имитируют ход технологических процессов, но и реагируют на действия обучающихся при регулировке аппарата, агрегата, установки, что значительно повышает эффективность обучения. Широкие перспективы применения тренажёров при решении технологических задач открываются в связи с внедрением в учебный процесс персональных компьютеров. Из других видов технологических задач типичными являются разработка монтажных схем на основе принципиальных, разработка управляющих программ для автоматизированного оборудования с программным управлением (станков с числовым и программным управлением, промышленных роботов, манипуляторов), нахождение необходимых данных в таблицах, справочниках, диаграммах, конструирование приспособлений,оснастки, повышающих качество и производительность труда, выполнение технико-экономических расчётов и тому подобное.

 

Инклюзивное образование — это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений

Деятельность колледжа по реализации инклюзивного образования ориентирована на решение следующих задач:

1)создание без барьерной среды;

2)нормативно-правовое обеспечение процесса инклюзивного образования;

3)адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения

образовательного процесса обучающихся;

4)материально-техническое обеспечение образовательного процесса для

обучающихся;

5)кадровое обеспечение инклюзивного обучения, дополнительная подготовка

педагогических работников с целью получения знаний о психофизических особенностях лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, специфики приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом различных нарушений функций организма человека; в части выбора технологий, методов обучения в соответствии с особенностями восприятия информации обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

6)обеспечение процесса профориентации и содействие трудоустройству

обучающихся;

7)создание в колледже толерантной социокультурной среды

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: