Ювелирное дело и обработка металла




 

Подлинных образцов декоративно-прикладного искусства алтайцев из металла сохранилось немного. Среди основополагающих предметов чаще всего встречаются кожаные пояса с металлическими бляхами. Как следует из письменных памятников, в тюркскую эпоху такие пояса были принадлежностью каждого взрослого мужчины. Об этом же свидетельствуют древнетюркские каменные изваяния. Бронзовые поясные бляхи из Курайского кургана наглядно демонстрируют процесс постепенного превращения зооморфного рогообразного мотива орнамента в растительный. По этнографическим описаниям, зарисовкам и фотографиям, примерно столетней давности, можно заключить, что художественная обработка металла у алтайцев, как и у других кочевых народов, находила применение, прежде всего в украшении боевого и охотничьего оружия, конской упряжи, а так же при изготовлении ювелирных изделий. Декоративно оформленные металлические пластинки и бляхи прикреплялись на кожаные ремни и сумки, огнива и охотничьи ножи, при этом наибольшее внимание уделялось отделке рукояток и ножен. Зарисовки и описания художников Г.И. Гуркина, И.В. Титкова, Н.В. Шагаева, а также материалы, собранные искусствоведом И.И. Каплан, свидетельствуют о том, что основные усилия мастеров кузнечного дела были направлены на украшение различных приспособлений для верховой езды.

Орнаментированные металлические детали и накладки украшали богатую конскую упряжь: седла, подседельники, стремена, уздечки и другие предметы кочевого быта. Ремни уздечек соединялись железными кольцами, плетением, застегивались пряжками и украшались в местах соединения ремней бляхами и пластинками - круглыми, многоугольными или в виде многолепестковых розеток. Наиболее распространенной техникой украшения узд, нагрудников и потфей являлись накладки на кожаные ремни и деревянные части седла бронзовых, медных и посеребренных пластин с нанесенным на них орнаментом. Кроме того были широко распространены различные металлические ювелирные украшения: браслеты, кольца, серьги, подвески в виде различного рода декоративных пряжек из бронзы и меди. Художественной обработке подвергались и предметы быта: подставки для очага (очок) самодельные металлические кувшины и чайники. И все же, несмотря на сравнительно широкое распространение орнаментальных металлических изделий в быту алтайцев, до недавнего времени подлинных образцов орнаментированного металла сохранилось очень немного, включая республиканский краеведческий музей. Поэтому основными источниками этого вида народного искусства остаются свидетельства вышеназванных художников, а также материалы - фотографии, зарисовки, описания, беседы с информаторами, собранные искусствоведом В.И. Эдоковым в различных районах Республики Алтай.

Необходимо отметить, что определенную сложность в приобретении изделий народного искусства для музейной экспозиции, особенно личных украшений типа серег, колец, накостных бляшек, декоративных пряжек - вызывает обычай их захоронения вместе с владельцем. Ввиду этих и сопутствующих им причин, до сих пор не имелось ни полного описания, ни классификации художественных изделий из металла, не выяснена техника их изготовления, специфика и семантика орнаментики, излюбленная технология обработки металла, не установлено ни одного имени подлинно алтайского мастера. Даже Н.И. Каплан в книге «Очерки по народному искусству алтайцев» которая, судя по названию, в какой-то степени посвящена исследованию декоративного искусства алтайцев, остановилась лишь на описании нескольких металлических пряжек, алтайское происхождение которых еще требует доказательств. Описание фрагментов уздечек и седел, которые бытовали у алтайцев в середине 1960-х годов, когда еще в селах встречались старики-мастера, помнившие секреты нанесения орнаментальных узоров на металлические изделия, есть в экспедиционных отчетах Института Алтаистики. Спустя годы, уже во всей Республике Алтай не удалось найти ни одного такого мастера, и сведения о тонкостях кузнечного ремесла пришлось добывать, из вторых, а то и третьих рук. Пришлось реставрировать ту или иную технику изготовления предметов декоративно-прикладного искусства из металла, по аналогии с подобными же работами, которые встречаются у соседних народов - киргизов, казахов, тувинцев, монголов и бурят. Понятно, что исчезновение производства художественных металлических изделий в повседневной практике народа обусловлено рядом исторических причин, и, в первую очередь, вытеснением дорогостоящих изделий кустарного домашнего производства, что, в конечном счете, и привело к окончательному упадку алтайского кузнечного ремесла. Но еще в XIX веке оно было достаточно развито и, как подчеркивал В.В. Радлов, кузнецы у алтайцев «везде пользуются большим почетом».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: