Бахулаштами — День явления Шри Радха-кунды




(по материалам лекции Чайтанья Чандра Чарана 16.03.2012 года на Радха-кунде)

“Если в месяц Картика преданный предложит светильник на масле гхи Радха-кунде, он увидит всю вселенную” (“Падма Пурана”).

Радха-кунда известна как самое сокровенное место во всей вселенной. Это место, где купается Шримати Радхарани. Это место так же дорого для Верховной Личности Бога Кришны, как сама Радхарани.

Шри Радха-кунда явилась после того, как демон Ариштасура (Вришабхасура) принял образ быка и пришёл во Вриндаван, чтобы доставлять беспокойства жителям Вриндавана и убить Кришну. В этот день Кришна убил демона-быка Ариштасуру на северном берегу Манаси Ганги. (Ариштасура символизирует такие пороки, как пренебрежение бхакти и ложные религии). Шримати Радхарани и Гопи потребовали от Кришны очиститься во всех святых местах вселенной, так как Он осквернился убийством. Тогда Кришна решил призвать все титхи (водоемы, воды которых считаются святыми) и создал Свою большую кунду, просто ударив пяткой о землю...

Тотчас явились святые реки:

Ганга – дочь Химавана, царя гор;
Кавери – сам Брахма даровал ей облик реки;
Гадавари – вода её сладка как Сам Кришна;
Сарасвати – всегда связана с Ведами, святыми и Господом Вишну;
Нармада – родилась из тела Господа Шивы;
и любимая река Ямуна – дочь Сурьи Бога Солнца,
река Сараю, из Айодхьи,
река Тамрапарни, Молочный Океан,
и все вместе эти реки вошли в кунду.

Господь с удовольствием окунулся в их святые воды, сказав: «Этот пруд будет называться Шйама-кундой. Теперь я очистился, но вы осквернились, так как стали на сторону демона Ариштасуры. Идите и омойте свои грехи в моей кунде». Но Шримати Радхарани теперь захотела создать Свою кунду, сказав, что вода в кунде Кришны уже осквернилась Его грехом.

К западу от озера Шри Кришны от копыт демона Аришты осталась неглубокая яма. Радха вместе со Своими Сакхи начали копать землю браслетами и носить воду из Манаси Ганги. Кришна предложил наполнить их водоем водами Своей кунды, но Радха отказалась. Тогда все святые места вышли из Его кунды в единой божественной форме. И эта олицетворенная форма склонилась перед дочерью Вришабхану и с преданностью в сердце и со слезами на глазах обратилась к Ней, молитвенно сложив руки: «О Радха! Пожалуйста, прими наше служение и позволь нам наполнить твой пруд нашими святыми водами». Так появилось чарующе прекрасное озеро — Радха-кунда.

Кришна сказал: «Твой пруд — Радха-кунда — красивей моего», — и окунулся в него. «Этот пруд будет самым любимым, Я буду омываться в нём каждый день». Радха ответила: «Твой пруд тоже очень красивый, Я буду купаться и играть со Своими подругами в нём каждый день. А любой преданный, принимающий здесь омовение или живущий неподалёку, будет очень дорог Мне. Пусть такие преданные убивают хоть сотню Ариштасур.»

В отличие от Радха-кунды, которая имеет квадратную форму, Шьяма-кунда имеет неправильную форму, напоминающую след от левой стопы Господа. Озеро Кришны окружено рощами Его близких друзей, управление которыми они передали в руки гопи.

Ачарьи говорят, что перед Радха-кундой появилась Лалита-кунда в предзнаменование этого события. По просьбе Лалиты в её озеро вошли 68 олицетворённых святых мест, чтобы очищать грешников от шести видов убийств: самоубийства, аборта, убийства обычного человека, брахмана, коровы и насекомых. После того, как Кришна сразил Ариштасуру, Он вначале омылся в озере Лалиты. Не только Господь, но и любой преданный, желающий приблизиться к Шримати Радхарани, должен вначале доставить удовольствие Лалите.

Радха-кунда появилась в полночь. Появление Радха-кунды напоминает явление Шри Кришны и Шримати Радхарани. Все три формы Господа явились на восьмой день луны — аштами. Подобно Кришне, явившемуся в полночь, Радха-кунда и Шьяма-кунда тоже появились в полночь.

В «Сарартха Даршини» говорится, что этой ночью Радха и Кришна танцевали танец раса на берегу Радха-кунды. Из Кришны-облака, украшенного великолепным сиянием молнии-Радхики, хлынул проливной дождь прекраснейшего, роскошного наслаждения. Так Их божественная слава проникла во все уголки всех трёх миров.

Сотни и тысячи паломников в этот день приезжают сюда и принимают омовение, обходят Радха-кунду, возносят Ей свои молитвы. Когда мы говорим о Радха-кунде или приближаемся к Ней, мы должны помнить о своём положении. Достойны ли мы попасть в настоящую Радха-кунду?..

Говорится, что каждый день между 10 часами 48 минутами и 15 часами 36 минутами, Радха и Кришна встречаются на Радха-кунде и наслаждаются экстатическими играми.

Шрила Кришна дас Кавирадж Госвами говорит в «Шри Чайтанйа Чаритамрите», что Радхарани ежедневно приходит в полдень к Шйама-кунде и купается вместе со Своими подружками. Госвами Вриндавана подтвердили также, что игры между Радхой и Кришной происходят на Радха-кунде, но только чистые преданные Господа, которые достигли духовных высот чистой, беспримесной любви (према-бхакти), способны наблюдать их.

Слава Шри Радха-кунды не знает границ. Тот, кто служит Радха-кунде, получает возможность стать спутником Шримати Радхарани под вечным руководством гопи.

Шри Радха-кунда неотлична от самой Шримати Радхарани и поэтому очень дорога Шри Кришне. Радха-кунда имеет восемь кундж (по восьми сторонам), которые принадлежат восьми главным Гопи. Радха-кунда находится рядом с Говардханом, в одной Его части.

Поскольку Радха-кунда — проявление Шримати Радхарани, она возникла в месяц Картика, когда Шримати Радхарани является Верховным Божеством. Картику называют месяцем Шримати Радхарани. И так, как и надлежит, Радха-кунда появилась в Её месяц.

В день явления Шримати Радхарани, Радхаштами, преданные омывают Её панча амритой, пятью нектарами: своей исполненной любви верой, преданием себя, привязанностью, памятованием и молитвами. В день же Шри Радха-кундаштами, день явления Радха-кунды, известный еще как Бахулаштами, Шримати Радхарани отвечает преданным взаимностью, нежно обнимая их и омывая нектаром Своей премы. В этот день все преданные омываются в Шри Радха-кунде, празднуя Её милостивое явление в этот мир.

В «Нектаре наставлений» Шри Рупа Госвами говорит: «Матхура выше Вайкунтхи, Вриндаван выше Матхуры, Говардхан даже выше Вриндавана, потому что в прекрасных пещерах Говардхана проходят сокровенные Игры Радха-Кришны. Но Радха-кунда ещё выше Говардхана...

Только самые удачливые, самые чистые и возвышенные души могут жить на Радха-кунде, совершая своё служение Кришне.

 

Появление Радха-кунды на Голоке
«Однажды гопи обмахивали опахалами Радху и Кришну, сидевших на асане, украшенной драгоценными камнями, во Враджа-дхаме в духовном мире. Вдруг Кришна переполнился такой сильной любовью к Радхарани, что принял Ее форму и умонастроение и стал звать: «Кришна! Кришна! Кришна!», — а затем убежал в кунджу.

В то же мгновение Радхарани приняла форму и умонастроение Шри Кришны. Сакхи очень удивились, увидев такое превращение Радхи. Так как им не удалось утешить Радху, сакхи стали искать Кришну. Узнав, как плохо Радхарани, Кришна пожелал тотчас же вернуться к Ней.

Вдруг с неба раздался голос, который велел Кришне просто воспевать Радха мантру, и тогда Радха придет к Нему. Кришна стал повторять мантру, и это воспевание привело Радху прямо в кунджу.
«Моя драгоценнейшая Радха, — сказал Кришна, — Я Твой вечный слуга. Пожалуйста, накажи Меня, как Тебе будет угодно. Моя возлюбленная Радха, Я заставил Тебя плакать и причинил Тебе боль. Я тоже плакал и очень страдал в разлуке с Тобой. Посмотри, потоки Наших слез образовали две маленькие кунды. Кунда из Твоих слез будет называться Радха-кунда, а та, что из Моих — Шьяма-кунда».

Сакхи обрадовались, что Радха перестала печалиться, слушая Кришну. Затем Радха и Кришна омылись в кундах. И, о чудо! Радха вновь обрела Свою форму, омывшись в Радха-кунде, а Кришна — Свою, омывшись в Шьяма-кунде» («Ади Пурана»).

 

Особенность Радха-кунды

Гокула, Вриндаван, Нандаграм и Варшана абсолютно духовны и преисполнены трансцендентных игр Кришны. Но в них проявлены разные расы (типы духовных отношений живого существа и Господа Кришны). Некоторые ачарьи говорят, что по сравнению с этими местами, Радха-кунда особенна и уникальна, потому что в ней сосредоточена только мадхурья-раса (супружеские отношения).

В детстве в Гокуле Кришна пахтал океан ватсалья-расы, непрерывно наслаждаясь сладостью родительской любви Нанды и Яшоды. Во Вриндаване Кришна вкушал мадхурья-расу в ночь полнолуния в сезон шарат. Но в этом танце маха-раса, который называют панчити-раса, Кришна не мог наслаждаться наивысшей сладостью мадхурьи, потому что в танце участвовало множество разных гопи, в том числе и олицетворенные Веды, мудрецы Дандакаранья и другие освобожденные души, которые только что обрели тела гопи, чтобы участвовать в танце раса.

Шри Радха разозлилась из-за присутствия всех этих «новичков» и покинула танец раса. Тогда Кришна утешил Радху и начал другой, особый танец только со Своими парама-прештха-сакхи (самыми близкими гопи). В Нандаграме Радха и Кришна наслаждались, в основном, нектаром сакхьи и ватсальи (дружбы и родительской любви) в Своих семьях и со Своими друзьями.

Радха-кунда — драгоценный венец всех мест игр Радхи и Кришны. Радха-кунда — это место, исполненное наивысшего совершенства, потому что только на Радха-кунде Радха и Кришна наслаждаются самым экстатичным нектаром мадхурья-расы со Своими ближайшими подругами-гопи. Вот почему Радха-кунда — самое чистое, самое священное и самое возвышенное место не только в материальном, но и в духовном мире.

«О Вриндавана-дхама! Есть ли в этом мире те, кто, служа тебе, не достигал вскоре совершенства? Я предлагаю тебе свои поклоны. Низко склонив голову, я смиренно молю тебя, пожалуйста, даруй мне возможность увидеть моих Царя и Царицу. Пожалуйста, яви мне свою милость» («Уткалика Валларих»).

Святое имя Радха-кунды

Слово Радха означает «величайшая преданная Кришны». Ни одна из гопи Вриндавана не носит столь значимое имя, как Шри Радха. Конечно, все гопи Вриндавана любят Кришну и доставляют Ему удовольствие. Однако любовь других гопи к Кришне всего лишь озерца, пруды и речки в сравнении с океаном любви Радхи.

Подобно тому, как океан является источником воды в озерах и реках, Шримати Радхарани - единственный источник любви гопи и других преданных. Любовь Радхи — величайшая из всех, она доставляет Кришне наибольшее наслаждение.

Озеро Радхи названо Её именем, поскольку так же, как и Радха, оно доставляет удовольствие всем трансцендентным чувствам Кришны. Лотосные глаза Кришны радуются, видя Радха-кунду. Нос Кришны наслаждается нектарным запахом вод Радха-кунды и ароматом цветущих на ней лотосов. Прохладные воды Радха-кунды доставляют наслаждение телу Кришны. Жужжание пчёл и пение птиц радуют слух Кришны. Язык Кришны наслаждается чудесным вкусом вод Радха-кунды.

Радха-кунда носит имя Шримати Радхарани, потому что она способна привлекать и очаровывать Шри Кришну так же, как и Радха. Это подтверждается в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 4.95):

джагат мохана кришна танхара мохини, атаэва самастера пара тхакурани

«Кришна Своим очарованием пленяет весь мир, но Шримати Радхарани пленяет Его Самого. Вот почему Шримати Радхарани — Верховная Богиня».

Шри Нароттама дас Тхакур говорит, что омовение в Радха-кунде и воспевание имени Радхи одинаково привлекают Кришну, (кришна нама гане бхаи, радхикара чарана паи, радха нама гане кришна чандра, — «О брат! Если ты повторяешь имя Кришны, ты достигаешь прекрасных, словно лотосы, стоп Радхики, а если ты повторяешь имя Радхи, то обретешь Самого Кришначандру»).

«Во Врадже люди больше привыкли воспевать имя Радхи, чем имя Кришны. Джайа Радхе! Если вы жаждете благорасположения Кришны, то просто постарайтесь умилостивить Радху. Это единственный способ» (Запись лекции Шрилы Прабхупады, 75-82).

«Радха раса-шудха-нидхи» утвреждает: «Даже единожды произнесённые эти два слога Ра — дха, мгновенно привлекают Шри Кришну, Господа Гокулы. Все прочие цели человеческой жизни кажутся ничтожными тому, кто преисполняется любви к имени Радхи! Сам Господь Махадева с любовью повторяет джапу этой мантры. Пусть же эти два удивительных слога Ра — дха, откроются мне».

Однажды Шйамасундара пришел в лес Вриндавана, чтобы увидеться со Шримати Радхарани. Гопи встретили Его и сказали, что родители заперли Её дома, хотя на самом деле Радха пряталась в ближайшей кундже. Очень расстроившись, Шйама спросил гопи, как Ему увидеться с Радхой. Гопи посоветовали Ему просто сесть и полностью погрузиться в повторение сладостного имени Радхи, и, конечно же, тогда Она придет к Нему.

Спустя некоторое время Кришна перестал повторять имя Радхи и сказал: «Эй, сакхи! Почему Радхарани еще не появилась?»

Одна сакхи шутя ответила: «Послушай-ка, Шйамасундара! Я думаю, у Тебя ничего не выходит, потому что Ты с оскорблениями повторяешь святое имя Радхи!»

Затем сакхи дали Ему ещё один совет: «Вот что, Шйама, хлопай в ладоши и громко воспевай святое имя Радхарани. Так Ты удовлетворишь Святое Имя и избавишься от всех нанесенных Тобой оскорблений».

Со слезами на глазах и с сердцем, переполненным глубочайшей любовью, Кришна присоединился к сакхи в экстатичном радха-нама киртане. Сладостная притягательность этого экстатичного киртана заставила Радхику покинуть Свое убежище и с любовью обнять Мадхаву.

Если человек очень удачлив, он последует примеру Шри Кришны, Верховной Личности Бога, и будет воспевать святое имя Радхи «со слезами на глазах и с сердцем, полным экстатической любви».

«О Радха! Только очень удачливый человек может полностью погрузиться в медитацию на Твоё сладостное святое имя. Твоё имя излучает трансцендентное сияние экстатической супружеской любви, которой поклоняются сотни юных девушек (кишори) Вриндавана. Твои прекрасные лилы приводят в полное замешательство миллионы богинь удачи» («Радха раса-шудха-нидхи»).

В «Брахма-вайварта-Пуране» говорится:

«Господь Мадхава преисполняется радости всякий раз, когда слышит всего лишь слог Ра, а когда Он слышит слог Дха, Он тут же бежит за человеком, от которого услышал это, чтобы наградить его».

Воспевание имени Радхарани доставляет удовольствие не только Шри Кришне, но и всем чистым преданным Господа Кришны.

Шри Рагхунатха дас Госвами поклоняется тому, кто воспевает имя Радхарани, он так говорит в «Сва-нийама-двадашакам»: «Я клянусь омывать лотосные стопы того, кто с любовью поклоняется Шри Кришне и орошает мир нектарным именем Радхарани, и поклоняться им. Каждый день я буду пить воду от омовения его стоп и носить её на голове».

Оскорбления, умышленные или неумышленные – вот главное препятствие на пути духовного прогресса. Человек может обрести любовь к Богу только тогда, когда он избавится от всех своих оскорблений и с чистым сердцем будет поклоняться Господу. Хотя Кришна не терпит оскорблений и не являет Свою милость тем, кто их совершает, Он становится милостив к ним, если они принимают прибежище сострадательного имени Радхарани.

Прабходхананда Сарасвати Тхакур говорит: «Кришну так радует воспевание человеком имени Радхи, что Он не обращает внимания на все его оскорбления». Кришна считает такого человека занятым в личном служении Радхе. Это подтверждается в «Радха раса-шудха-нидхи»: «О Шри Радхе! Мадхупати (Шри Кришна) не обращает никакого внимания на бесчисленные вайшнава-апарадхи того, кто хоть раз насладился нектарным вкусом Твоего святого имени. Переполняемый величайшей премой, Кришна желает наделить такого человека высшим даром — Радха дасьям (личным служением Радхе). Может ли кто-либо представить себе, сколь безгранично удачлив тот, чей ум целиком и полностью сосредоточен на служении Тебе!»

На санскрите слово сара значит «озеро», но поменяв местами его слоги, са и ра, мы получим раса, что означает «сладостный вкус радостных игр Радхи и Кришны». Таким образом, тот, кто постигнет эту величайшую тайну, будет омываться в озере Шри Радхи, Радха-кунде, и наслаждаться сладчайшим нектаром мадхурья-расы.


Молочный океан в Радха-кунде

В 1941 году были проведены ремонтные работы по восстановлению Радха-кунды и Шйама-кунды. Когда их осушили, было видно, как со дна кунд бьют бесчисленные крохотные роднички. Некоторые из этих подземных родников источали столько воды, что когда выключали дренажные помпы, то кунды вскоре вновь наполнялись. Ачарьи, живущие у кунд, говорят, что каждый источник представляет собой одно из святых мест, тиртх, которые сошлись сюда пять тысяч лет назад по зову Кришны. Эти тиртхи приняли форму родничков, чтобы продолжать служить прекрасным лотосным стопам Шримати Радхарани.

Тогда же преданные обнаружили Канчана-кунду, маленькую кунду посреди Радха-кунды. Это место, огражденное стеной, является той изначальной кундой, которую выкопали Шримати Радхарани и гопи своими браслетами. Удивительно, в центре Радха-кунды преданные обнаружили несколько необычных родников, из которых сочилась густая беловатая жидкость, напоминающая молоко.

В последние пятьдесят лет случалось, что «молочные родники» выделяли огромное количество «молока». Оно собирается в отчетливо различимые в водах Радха-кунды лужицы. Иногда «молочные родники» источают столько молока, что вся Радха-кунда становится такой белой, будто кто-то вылил в нее тысячи тонн молока. Однажды местный преданный собрал немного этого молока в бутылку, а на следующий день оно превратилось в йогурт.

Откуда берется это молоко? Местные ачарьи говорят, что из Кшира сагары, Молочного Океана Вселенной. Кшира сагара появился в Радха-кунде, когда Кришна созвал тиртхи и реки Вселенной, чтобы наполнить Шйама-кунду. Это произошло подобно тому, как Кришна призвал Гангу к Говардхану, чтобы удовлетворить желание Нанды Бабы, который хотел совершить очистительное омовение. Это проявление священной реки Ганги называется Манаси Ганга.

Почему же в Шйама-кунде нет молочных родников? Священные тиртхи, наполнив Шйама-кунду, сделали свое дело, очистив Кришну, а затем наполнили Радха-кунду. Здесь они приняли прибежище Шримати Радхарани, попросив оставить их Её слугами в Её нитья-лиле. И Она согласилась.

Эти тиртхи (в форме молочных родников) иногда, при виде лил Радхи-Мадхавы, переполняет экстаз, и тогда молоко потоками бьет из них. Это происходит подобно тому, как у мамы Яшоды и у коров сочится молоко от экстатической любви к Кришне.

В Аюрведе молоко называется амритой, или нектаром. Молоко — это форма нектара, потому что оно имеет сладковатый вкус, способно питать ум и тело, и поддерживать их здоровье. Так же, как молоко поддерживает тело, нектар премы питает душу. Радха-кунда наполнена обоими этими нектарами, дарующими жизнь. У Радха-кунды можно испить и молочного нектара из таинственного подземного источника, и нектара любви (према-амриты), текущего от прекрасных, словно лотосы, стоп Шримати Радхарани.

Кто окунается в водах кунды, обретает свою изначальную сварупу (духовную форму). В конечном итоге в этой жизни обретает према-бхакти. Рупа Госвами говорит, что смысл жизни состоит в том чтобы поселиться на берегах Радха-кунды и ежедневно принимать в Ней омовение. Это святое место помогает нам обрести твёрдую веру в сознание Кришны.

Здесь на Радха-кунде естественный храм, естественный алтарь, и Радхарани пребывает здесь естественным образом. Это природный алтарь — проекция духовного мира. И находясь на Радха-кунде, мы находимся прямо на алтаре, непосредственно у стоп Шримати Радхарани. И пытаемся что-то вспомнить, что-то ощутить.

Прабхупада говорит, что он чувствует себя недостойным войти в эти воды. На самом деле это очень возвышенное место, трудно представить себе насколько это возвышенное место. Здесь исполняются все желания.

Когда омываешься в водах Радха-кунды, очень важно быть в настроении служения. Что такое настроение служения? Находясь здесь, думать о том, как послужить миссии там откуда мы приехали, как распространить сознание Кришны, как распространить божественную любовь, как добраться до сердец людей. Наша миссия — проповедь. Прабхупада говорил, что людям нужно давать Кришну. Это спасёт мир. Просите об этом и думайте от этом, находясь в этом священном месте, и вы всегда будете на Радха-кунде.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: